Министр труда и соцразвития Ростовской области Е.Елисеева: "Государственно-частное партнерство значительно расширит возможности региона в сфере социальных услуг"

Министр труда и соцразвития Ростовской области Е.Елисеева: "Государственно-частное партнерство значительно расширит возможности региона в сфере социальных услуг"

            - Елена Владимировна, как известно, с 1 января 2015 года начнет действовать новый федеральный закон "О социальном обслуживании граждан Российской Федерации". Большое значение в нем уделяется развитию государственно-частного партнерства. Готов ли Донской регион к работе, по сути, в новых условиях?

            - Формирование рынка социальных услуг - дело новое и непростое. Сегодня в России в сфере оказания социальных услуг работает лишь около 1% предпринимателей. По данным Минтруда РФ, ежегодно государственные учреждения соцобслуживания оказывают услуги 26 миллионам россиян, а частные - только 27 тысячам. Согласитесь, цифры несопоставимые.

            Принятый Госдумой РФ закон содержит нормы, направленные на развитие государственно-частного партнерства. А это значит, что, кроме государственного сектора, в сферу соцобслуживания будут привлекаться коммерческие и некоммерческие организации, которым, в свою очередь, будет оказываться поддержка со стороны государства.

            В связи с этим в ближайшей перспективе нам предстоит создать реестр поставщиков социальных услуг (государственных учреждений, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, и других организаций) и регистр получателей социальных услуг.

            Необходимо также установить порядок утверждения тарифов на социальные услуги, а также предельную величину среднедушевого дохода для предоставления бесплатных социальных услуг.

            Обязательные изменения в нормативно-правовые акты Ростовской области будут внесены во втором полугодии 2014 года. Сотрудничество же с бизнесом на условиях государственно-частного партнерства, думаю, позволит внедрить новые социальные технологии и найти свою целевую аудиторию среди получателей социальных услуг.

            - Повысится ли качество оказания социальных услуг жителям области в связи с реализаций этого федерального закона?

            - Повышение качества оказания социальных услуг жителям области зависит, как известно, от множества факторов.

            В настоящее время в области действует достаточно эффективная и разноплановая система социального обслуживания различных категорий населения. Она включает в себя список учреждений разного профиля. В структуре таких учреждений - 88 государственных стационарных учреждений социального обслуживания пожилых и инвалидов (взрослых и детей).

            В частности, в трех детских домах-интернатах постоянно проживают 510 воспитанников, в 19 учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов наполняемость составляет 2 тыс. 534 мест, в 14 психоневрологических интернатах могут содержаться 3 тыс. 267 человек, а в шести учреждениях для дезадаптированных категорий граждан - 350. В итоге под опекой учреждений находятся 6 тыс. 151 человек.

            В домах-интернатах созданы все условия для того, чтобы люди, что называется, не доживали свой век, а вели активный образ жизни, чувствовали себя комфортно. В этих учреждениях есть комнаты отдыха, библиотеки, залы ЛФК, стоматологические, физиотерапевтические, массажные кабинеты и пр. А на базе Маякинского и Горненского психоневрологических интернатов действуют подсобные хозяйства с общей площадью земельных угодий 361 гектар, где выращивают зерновые и технические культуры, овощи, там есть свои свинофермы. Доходы от деятельности подсобных сельских хозяйств направляются на улучшение материально-бытового и социально-медицинского обслуживания, питание проживающих.

            На базе двух крупных домов-интернатов в Ростове-на-Дону и Таганроге открыты геронтологические отделения. Они оснащаются современным медицинским и диагностическим оборудованием.

            Стоит заметить, что социальная защита - это не только благоустройство и обновление материальной базы учреждений соцобслуживания, расширение перечня социальных услуг. Ориентируясь на новое законодательство, мы постоянно совершенствуем свою работу. И это находит отражение в нашем пятилетнем плане - "дорожной карте". Региональная отраслевая "дорожная карта" дополнена очень конкретными пунктами, среди которых - актуализация требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг, проведение аттестации специалистов с последующим переводом их на "эффективный контракт" и проведение в нынешнем году подготовительной работы к внедрению с 2015 года профессиональных стандартов.

            Сюда же входит мониторинг функционирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. Уверена, что реализация этих положений позволит соотнести оплату труда работников с достижением конкретных результатов деятельности как самих работников, так и государственных и муниципальных учреждений в целом.

            - Первый шаг развития социального бизнеса на Дону уже сделан - об этом свидетельствует открытие социального кафе N1…

            - Сейчас мы, образно говоря, находимся в начале пути и нарабатываем опыт в развитии этого направления. В преддверии Дня социального работника в Ростове-на-Дону первых посетителей приняло "Социальное кафе N1". Его работа осуществляется на условиях государственно-частного партнерства между министерством труда и социального развития области и ООО "Комбинат питания "Будь здоров", выигрывавшим конкурс на предоставление услуги по организации горячего питания учреждению соцобслуживания населения.

            Не скрою - условия конкурса были довольно жесткими. Прежде чем участвовать в нем, руководство предприятия проанализировало деятельность аналогичных в других регионах России (а таковых сейчас, увы, немного) и решило вложить средства в социальный бизнес.

            Все требования конкурса были выполнены, помещение подготовлено согласно всем санитарным требованиям, в том числе обустроен вход для людей с ограниченными возможностями здоровья.

            В кафе организовали обслуживание клиентов на высоком уровне. В частности, для посетителей разработано семидневное сезонное меню, порции отпускаются в одноразовой посуде, санитарное состояние и эстетическое оформление кафе постоянно контролируется работниками комплексного социального центра.

            Основной контингент посетителей - клиенты подведомственного областному министерству труда комплексного социального центра для людей без определенного места жительства Ростова-на-Дону. Они получают комплексный обед бесплатно по талонам, полученным в центре. Однако услугами социального кафе могут воспользоваться и пенсионеры, малоимущие граждане, так как цены в заведении очень доступные.

            Немаловажным считаю и тот факт, что посетителям предложена линейка продуктов с брендом "Сделано на Дону".

            - Но в любом случае потребуется независимая оценка качества работы социальных учреждений в условиях государственно-частного партнерства …

            - Ею уже занимается Общественный совет, созданный в конце 2013 года для проведения оценки качества работы госучреждений в социальной сфере - образовании, здравоохранении, культуре, спорте, соцзащите. Его возглавляет Валентина Мареева, член Общественной палаты Ростовской области.

            Участие граждан в независимой оценке качества работы социальных учреждений, несомненно, способствует открытости деятельности учреждений, а место в рейтинге позволит увязать финансирование учреждений с результатами их работы.

            Эффективным шагом общественности в этом направлении считаю проведенное в марте-апреле нынешнего года было анкетирование жителей области, которое позволило объективно оценить работу сотрудников социальных учреждений.

            Современной технологией проведения мониторинга стала интерактивная анкета, которую разработали и разместили на сайте ведомства специалисты регионального Минтруда. Анкету в режиме онлайн анонимно заполнили респонденты из различных учреждений. Кстати, нашей разработкой воспользовались и коллеги из других министерств.

            В сфере социального обслуживания в опросе участвовали 2 тыс. человек. Абсолютное большинство респондентов позитивно оценили работу подведомственных учреждений. Только 1% опрошенных дал отрицательную оценку деятельности учреждений, условиям проживания, качеству питания, благоустройству прилегающих территорий. А вот самым популярным предложением, поступившим в Минтруда области, оказалось повышение уровня спортивной инвентаризации учреждений.

            Практически все респонденты, независимо от сферы предоставления услуг, потребовали улучшения материально-технического оснащения учреждений, а также обеспечения их доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья.

            Напомню, что сегодня в системе социальной защиты Ростовской области работает 21 тыс. 654 человек.