В Ростовской области уже начался отопительный сезон, завершены все работы по подготовке к зиме и обеспечению безаварийного прохождения осенне-зимнего периода. Но в ходе подготовки к отопительному сезону не раз упоминались проблемы, связанные с работой предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса. О том, как эти проблемы решаются регионом в данный момент, насколько область готова к уже начавшемуся отопительному сезону, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Сергей Сидаш.
- Сергей Борисович, какие основные направления работы министерства ЖКХ в данный момент Вы можете обозначить?
- Одним из насущных вопросов коммунальной сферы сегодня является прохождение отопительного сезона. Ростовская область к нему готова на 100%, тепло уже пущено.
Хотелось бы сказать еще раз о новом порядке оплаты за коммунальную услугу по отоплению. До недавних пор жильцы большинства многоквартирных домов Ростовской области платили за тепло ежемесячно в течение всего календарного года равными долями. Теперь жители Дона будут платить за тепло только в отопительный сезон, который длится с октября по апрель. Первый платеж за тепло, потребленное в октябре, предстоит внести в ноябре.
Начисления будут производиться исходя из показаний счетчиков или по нормативам при их отсутствии. Для домов, где есть техническая возможность, но прибор учета не установлен, с 1 января 2015 года с 1 января 2015 года вводится повышающий коэффициент в размере 10% к нормативу. Каждые полгода коэффициент будет увеличиваться еще на 10%.
- Т.е. квитанция в отопительный сезон станет значительно весомей, чем в летние месяцы. Есть ли ограничения роста платы?
- Правительством Ростовской области приняты меры по недопущению роста платежей граждан за коммунальные услуги, на эти цели в областном бюджете предусмотрено 500 млн рублей. С 1 июля текущего года изменения размеров оплаты граждан за коммунальные услуги ограничиваются в пределах максимального значения. Максимальное значение для Ростовской области составляет 6,5%. Эта величина дифференцирована по муниципальным образованиям от 2 до 6,5%. В Ростовской области максимальное значение установлено только для пяти муниципальных образований: Ростов-на-Дону, Волгодонск, Рябичевское сельское поселение, Романовское сельское поселение и Краснокрымское сельское поселение. В целях ограничения роста платы планируется выделить на возмещение части затрат граждан 163,6 млн рублей. Мы приняли меры, связанные с введением нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению. В частности, предусмотрено установление понижающего коэффициента при потреблении коммунальных услуг по отоплению в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, и домах, где нет возможности установки такого прибора учета. С учетом понижающего коэффициента рост платы граждан не превысит максимальный показатель 6,5%. И рост платежей, соответственно, не превысит индекса по муниципальному образованию.
- Какие еще меры поддержки применяются правительством области?
- Предоставление адресной социальной помощи в виде субсидий гражданам муниципальных образований, в которых тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение выше, чем в среднем по области. На эти цели в областном бюджете предусмотрено 154,6 млн рублей, на сегодняшний день ими уже воспользовались 80,6 тыс. семей. Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения в случае, если платеж семьи за коммунальные услуги превышает 15% от ежемесячного совокупного дохода. На эти цели в 2014 году в областном бюджете предусмотрено 2,8 млрд рублей. Средний размер выплат - 1,5 тыс. рублей. В данный момент 159 тыс. семей воспользовались данными субсидиями, это 1,9% от всех семей Ростовской области. Кроме того, оказывается социальная поддержка льготным категориям граждан. В 2014 году на эти цели предусмотрено 11,2 млрд рублей, в том числе 6,7 млрд направлено из областного бюджета.
- Какие проблемы в жилищно-коммунальной сфере Ростовской области можно назвать наиболее острыми?
- В первую очередь, это вопрос задолженности перед поставщиками энергоресурсов. Если говорить в целом по региону, сейчас задолженность коммунальных предприятий, не находящихся в процедуре банкротства, составляет 890 млн рублей. Также просрочено платежей свыше двух месяцев на сумму 592 млн рублей, но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель снижен на 132,8 млн рублей или 13%. При этом просроченная кредиторская задолженность управляющих компаний - 1,8 млрд рублей. Реестровая задолженность компаний, находящихся в процедуре банкротства составляет 1,7 млрд рублей. Что касается населения региона, оно сегодня должно управляющим компаниям около 956 млн рублей.
- Как решается эта проблема в Ростовской области?
- Работа по сокращению и недопущению дальнейшего роста задолженности проводится на всех уровнях. В частности, мы регулярно проводим семинары-совещания с управляющими компаниями, создана специальная комиссия, на которой отдельно рассматривают вопросы задолженности каждой организации. Также регулярно проводится аудит коммунальных платежей, дающий хорошие результаты.
Также на данный момент у нас находится в стадии внедрения программный продукт, который позволит нам собирать информацию по задолженностям управляющих и ресурсоснабжающих организаций, их структуре и составу. У нас порой возникают ситуации, когда компании перед самым отопительным сезоном скрывают информацию по задолженности или дают ее необъективно, в связи с этим создаются определенные трудности, которые необходимо преодолеть в короткий срок. В обязательном порядке внедряются стандарты раскрытия информации для управляющих организаций, ежемесячно в правоохранительные органы направляется информация о динамике кредиторской задолженности.
- Помимо этого, какая работа ведется в регионе?
- Я бы хотел сказать о том, что мы сумели сделать, проанализировав опыт проведения предыдущего отопительного сезона, чтобы вы поняли, что мы не просто пытаемся, а четко решаем выявленные проблемы. Сезон 2013-2014 года был неплохим, у нас не было серьезных аварий, и я могу утверждать, что мы действительно каждый год готовимся все лучше и лучше. Несмотря на это, выявлен ряд недочетов, над которыми мы сейчас работаем. Первое, о чем я хотел сказать, это решение проблемы, связанной с износом сетей теплоснабжения в селе Чалтырь, где в предыдущий отопительный сезон было 7 прорывов. Конечно, мы устраняли аварии в нормативные сроки, но больше так рисковать нельзя. В этом году мы с задачей справились и провели капитальный ремонт тепловых сетей, полностью переложены магистральные и разводящие сети протяженностью 1,8 км. Мы думаем, что уже в этом году там будет спокойно.
Также в Красном Сулине мы завершили работу на экспериментальной ТЭС, 1 ноября она будет сдана в эксплуатацию, мы уже проверили ее в штатном режиме. В предыдущем сезоне она работала в режиме пуско-наладки, были жалобы граждан в связи с тем, что тепла недостаточно. Причина была в теплообменниках, проектные решения были изменены, и в этом году там проблем не будет, все отрегулировано, исправлено.
Мы начали реконструкцию котельной в городе Каменск-Шахтинск.
Но больше всего нас беспокоит город Зверево, износ сетей водоснабжения там действительно колоссальный, уже создан проект по замете сетей. Проект прошел государственную экспертизу, согласно ему, мы заменим 16,7 км сетей. В этом году выделено 50 млн рулей на работы по замене 2,5 км самого трудного, изношенного участка сетей, я думаю, с этим мы справимся, и во время зимнего отопительного сезона жители Зверево могут чувствовать себя спокойно. Также мы построили резервный водовод, благодаря которому город всегда обеспечен водой.
Кроме того, в Дубовском районе построен и введен в эксплуатацию водовод протяженностью 6,3 км, стоимостью более 100 млн рублей, в Белокалитвенском районе введен участок водовода протяженностью 3,5 км за 48 млн рублей, общая протяженность этого водовода - 31,5 км, а общая стоимость ремонта - более 301 млн рублей. Конечно, эти цифры могут шокировать, но вот такой износ сетей у нас на данный момент, и мы планомерно решаем задачи по их ремонту. Мы знаем наши проблемы и четко видим, как их решать. Мы работаем на программном уровне, программы выполняются, деньги на них есть. И сейчас все города нашей области практически бесперебойно обеспечиваются водой.
Также уже проработан вопрос об установке на объектах ВКХ и сетях водоснабжения частотных преобразователей. Из федерального бюджета уже направлено 129 млн рублей на установку 264 частотно-регулируемых приводов и 150 насосов. Безусловно, это обеспечит снижение аварийности, продление срока эксплуатации оборудования и экономию электроэнергии, что очень важно для предприятий коммунального комплекса.