Общеизвестно, что подготовка к новому отопительному сезону начинается сразу же, после окончания предыдущего. Ремонтируются сети, котельные, проводится модернизация оборудования. О результатах работы жилищно-коммунального комплекса минувшей зимой и о задачах на предстоящий период, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" министр жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Владимир Вагин.
- Владимир Стефанович, расскажите, пожалуйста, с какими проблемами пришлось столкнуться во время прохождения осенне-зимнего периода 2015-2016 годов?
- Отопительный сезон 2015-2016 годов прошел стабильно. Да, были внештатные ситуации, но грандиозных аварий, которые могли привести к существенному ухудшению предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, не произошло.
В период с 15 октября 2015 года по 13 апреля 2016 года в области произошла 201 нештатная ситуация. Из них 89 - на объектах теплоэнергетики и 112 на объектах водопроводно-канализационного хозяйства. Все нештатные ситуации устранялись в нормативные сроки.
Наибольший резонанс вызвало нарушение водоснабжения Новошахтинска и Красного Сулина. Мы довольно оперативно его восстановили, была предложена схема, которая до настоящего момента позволяет обеспечивать устойчивое водоснабжение этих городов.
Для своевременного реагирования в области организована система оповещения: в министерстве ЖКХ и каждом муниципалитете работают диспетчерские службы и "прямые линии". В течение отопительного периода в диспетчерскую минЖКХ поступило 657 обращений. Большая часть из них связана с несвоевременным пуском тепла. Основные причины - отсутствие заявок от потребителей на подключение и завоздушивание отдельных стояков отопления многоквартирных жилых домов. Все обращения находились на контроле до устранения проблемы. При этом необходимо отметить, что коренным образом изменилась тематика обращений граждан, уже практически не поступают жалобы в связи с отсутствием коммунальных услуг, большинство обращений связано именно с качеством их предоставления. Теперь перед нами стоит задача - добиться нормативного качества предоставляемых населению коммунальных услуг.
Для обеспечения устойчивого прохождения осенне-зимнего периода в составе организаций коммунального комплекса было сформировано 579 аварийно-восстановительные бригады - это более трех тысяч специалистов и более тысячи единиц специализированной техники. Задействовано во время отопительного периода было 539 единиц техники и 195 аварийных бригад.
Подготовка к осенне-зимнему периоду - это целый комплекс мер, включающий в себя выполнение запланированных мероприятий в межотопительный период, обеспечение готовности потребителей тепловой энергии, получение паспортов готовности ресурсоснабжающими предприятиями. От качества подготовки напрямую зависит успешное прохождение предстоящего отопительного периода.
- Давайте поговорим об этой подготовке подробнее. Какие задачи Вы относите к первоочередным?
- В числе основных задач - подготовка котельных и систем водопроводно-канализационного хозяйства. В частности, в текущем году запланирован большой объем работ по ремонту скважин, разводящих и подводящих сетей для канализационной системы. Также в стадии строительства находятся крупные инфраструктурные объекты - Шахтинско-донской водовод, водоочистные сооружения в рамках проектов "Чистый Дон" и "Вода Ростова", проекты водоснабжения строящихся крупных объектов - аэропорта "Южный" и стадиона "Ростов-Арена".
Помимо этого мы не упускаем из вида дальнейшую модернизацию систем водоснабжения в Новошахтинске и Красном Сулине. Теперь необходимо добиться значительного снижения потерь воды, которые могут привести к банкротству ресурсоснабжающих организаций и недостаточной обеспеченности населения водой.
Задач много, министерству их нужно решать совместно с местными органами власти и ресурсоснабжающими организациями. Но в любом случае наша цель - воспитание грамотного потребителя, люди должны привыкнуть к тому, что они - главные на этом рынке, они платят, и коммунальный ресурс - это товар.
- Какова ситуация в регионе с износом сетей? Не получится ли, что сети станут ветшать быстрее, чем будет проведена их реконструкция?
- Пока ситуация именно такова: сети водоснабжения ветшают быстрее, чем мы их восстанавливаем, и процент ветшании сетей ежегодно повышается на одну десятую. Для того, чтобы решить эту проблему, необходимо ежегодно менять до 7% сетей. Если мы не будем успевать это делать, сети постепенно выйдут из строя, потому что большая их часть была проложена в 60-80-ые годы, есть даже довоенные сети. В этой связи одним из главных направлений деятельности министерства ЖКХ региона является ремонт разводящих и подводящих сетей водоснабжения.
В текущем году на ремонт сетей дополнительно к бюджету по заявкам и обоснованиям, поданным совместно с главами администраций, губернатор выделил порядка 500 млн рублей. Это позволит в общем объеме сократить на 15-20% потери воды в сутки только в шахтерских территориях.
Проблема ветшания водопроводных сетей связана с тем, что многие их собственники являются недобросовестными, они не проводят регулярный ремонт сетей и замену старого оборудования. Поэтому, несмотря на то, что большая часть сетей имеет собственников, мы вынуждены ежегодно направлять серьезный объем бюджетных средств на ремонт. Хотя эти средства можно было бы направить на модернизацию и повышение качества жилищно-коммунальных услуг.
В связи с этим необходимо проводить работу по развитию в регионе концессий. В настоящее время в Ростовской области уже действует порядка 50 концессионных соглашений. В соответствии с законодательством, если срок эксплуатации оборудования превышает 5 лет, его нельзя сдавать в аренду, можно передать лишь в концессию. Концессия же предусматривает появление инвестора, который вкладывает собственные средства, затем получает прибыль, и впоследствии должен вернуть модернизированное имущество в государственную или муниципальную собственность.
Сейчас мы готовим большие концессионные проекты. В первую очередь, они появятся в шахтерских территориях, которым, как я отметил выше, уделяется особое внимание. Фонд содействия реформированию ЖКХ одобрил заявку о предоставлении 314 млн рублей на поддержку концессии. Общая стоимость проекта по реконструкции разводящих сетей в Новошахтинске и Красном Сулине превышает 600 млн рублей. В ближайшее время будет объявлен конкурс по выбору концессионера.
Кроме того мы прорабатываем еще два крупных концессионных соглашения - на 2,5 млрд рублей, другое - почти на 5 млрд рублей. Следует отметить, что это сложный процесс: необходимо разработать проект, получить положительное заключение госэкспертизы, подготовить документацию, провести торги по выбору концессионера.
- Владимир Стефанович, для многих регионов сейчас актуальна проблема роста задолженности за топливно-энергетические ресурсы? Как обстоят дела в Ростовской области?
- Просроченная кредиторская задолженность предприятий коммунального комплекса Ростовской области за топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) в I квартале текущего года снизилась на 7,2% - до 1,2 млрд рублей. Реестровая задолженность коммунальных предприятий, находящихся в процедуре банкротства, составила 805 млн рублей. Вопрос погашения задолженности за энергоресурсы на территории Ростовской области находится на постоянном контроле министерства ЖКХ области. Однако проблем немало. Деньги теряются на разных этапах - когда граждане не оплачивают потребленные услуги, когда управляющие компании не рассчитываются с ресурсоснабжающими организациями. Кроме того потери ресурсоснабжающих организаций не компенсируются тарифом. В результате возникают огромные суммы долгов, к сожалению, большинство из этих средств - невозвратные. Даже если суд принял решение о взыскании, зачастую получить их просто не представляется возможным. Конечно, эти ситуации приводят к тому, что коммунальные предприятия попадают в предбанкротное и банкротное состояния. К счастью из-за неплатежей в отопительный период не было ограничено в поставке энергоресурсов ни одно ресурсоснабжающее предприятие. Все они работают, мы находили механизмы урегулирования данных вопросов, в результате сумели сохранить работоспособность коммунального комплекса. Сейчас наша задача - до июня погасить основные долги перед газовиками и энергетиками.
- В связи с этим особую актуальность приобретает реализация программы энергосбережения. Расскажите, пожалуйста, каких результатов удалось достичь?
- Энергосбережение - важный параметр, он у нас является контрольным. В настоящее время работа по повышению энергоэффективности в Ростовской области ведется в двух направлениях: первое - регулирование системы теплоснабжения, второе - использование частотных регуляторов для системы водоснабжения. И это дает очевидные результаты. Например, "Ростовводоканал" только за счет выравнивания давления в своих сетях водоснабжения имеет довольно значительный процент экономии воды, потому что нет гидродинамических ударов, порывов и избыточного давления в системе.
Также мы передали около 640 частотных регуляторов муниципальным органам власти, на территориях, где они установлены экономия достигает до 30% ресурсов.
Но, в первую очередь, в энергосбережение заинтересованы потребители, поэтому основные мероприятий в этой сфере должны проводиться населением. Необходимо понимать, что ресурсоснабжающие организации преследуют другие цели, это бизнес и их задача - получение прибыли. Поэтому компании стараются как можно больше продать своего ресурса и, соответственно, как можно больше получить за это денег, именно поэтому экономить должны потребители.
Для начала необходима установка современных приборов учета - двух- или трехдиапазонных счетчиков, утепление домов, установка теплообменного оборудования. Все эти мероприятия позволяют существенно снизить расходы на оплату коммунальных услуг. Экономить должен потребитель, а мы должны создать для этого все необходимые условия.