- Александр Евгеньевич, в минувшем году вступили в действия изменения в административный кодекс, касающиеся ПДД. Насколько их реализация позволила снизить рост аварийности на дорогах области и сократить число пострадавших и погибших в ДТП?
- В связи с вступлением в силу Федерального закона № 210-2007г. "О внесении изменений в КоАП РФ" с 1 января 2008 г. ужесточилась административная ответственность за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Приведу несколько примеров. Так, за ряд правонарушений отменены штрафные санкции и предусмотрена административная ответственность только в виде лишение права управления транспортным средством (ТС). Также возрос в 10 раз штраф за управление ТС водителем, не пристегнутым ремнем безопасности.
Кроме того, появилась административная ответственность, предусматривающая административный арест на срок до пятнадцати суток.
Сотрудниками ГИБДД был ужесточен контроль в отношении надзора за дорожным движением и личный состав подразделений ГИБДД ориентирован на пресечение нарушений правил дорожного движения, являющимися основными причинами ДТП и тяжести их последствий.
Отмечу, что в результате усиления административной ответственности в области безопасности дорожного движения на дорогах Донского региона стало меньше таких нарушений ПДД, как управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, выезд на встречную полосу дороги, превышение установленной скорости движения. В свою очередь, это повлияло на количество ДТП, как в целом, так и по указанным причинам.
- Какова статистика ДТП по Ростовской области?
- В Ростовской области в 2008 году отмечено снижение числа ДТП. Обратимся к цифрам. За прошедший год в области зарегистрировано 6218 ДТП, что на 0,3% ниже по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Показательным является снижение количества жертв ДТП. В 2008 году в ДТП погибли 824 человека, тогда как в 2007 - 936, получили ранения различной степени тяжести 7802, что также несколько ниже по сравнению с 2007 годом. Заметно снизился уровень автоаварий, совершенных водителями в состоянии опьянения - на 27%, по причине превышения скорости - на 41%, связанных с выездом на полосу встречного движения - на 29%, а также без ремней безопасности - на 73%.
- Сегодня городские автомагистрали и автотрассы на территории области оснащаются системами видеонаблюдения, какова их объективная оценка ситуации на дорогах Ростовской области? Помогает ли видеонаблюдение выявлять злостных нарушителей ПДД? Есть ли в Ростовской области те водители, кому пришли уведомления о штрафах за нарушения ПДД по результатам видеофиксации?
- В соответствии с изменениями в административном законодательстве, с 1 июля 2008 г. наступает ответственность за нарушения ПДД, которые фиксируются работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи. На сегодняшний день на дорогах области такие приборы не используются. Однако у сотрудников ГИБДД имеются приборы, с помощью которых в ручном режиме непосредственно самим сотрудником фиксируются различные нарушения ПДД, такие, как превышение скорости, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет и т.д. Данные приборы видеофиксации заметно помогают выявлять нарушителей правил дорожного движения, документировать данные нарушения, что является убедительной доказательной базой. В настоящее время, в случае выявления нарушения ПДД с использованием средств видеофиксации, административный материал составляется на месте пресечения нарушения, в присутствии лица, допустившего данное нарушение.
В рамках выполнения Областного закона №609 от 11.01.07 "Повышение безопасности дорожного движения на территории Ростовской области на 2007-2012 годы" в целях создания системы видеонаблюдения в автоматическом режиме и контроля за соблюдением ПДД на сложных регулируемых пересечениях в г.Ростове-на-Дону и г.Таганроге за счет финансирования на 2007г. в начале текущего года получено 4 стационарных комплекса, это 8 камер видеофиксации нарушений ПДД "КРИС", которые будут установлены в г.Таганроге.
Также областной Программой предусмотрено выделение в 2009 г. финансирования на развитие системы видеонаблюдения и контроля за соблюдением ПДД.
В рамках мероприятий реализации Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 гг." приобретено и предварительно в феврале 2009г. будет поставлено в ГУВД по Ростовской области 2 локальных комплекса видеофиксации и 1 стационарный комплекс "Крис С", в составе которого сервер и 21 датчик. Данными датчиками возможно оборудование 6 перекрестков г.Ростова-на-Дону. Исходя из опыта УГИБДД ГУВД по Краснодарскому краю, один перекресток, оборудованный стационарным комплексом видеофиксации нарушений ПДД, регистрирует примерно 150 правонарушений за сутки, что, кстати сказать, благоприятно отражается на местном бюджете.
- Удалось ли с введением алкотестеров ужесточить контроль за водителями, управляющими транспортными средствами в нетрезвом состоянии?
- В 2008 г. по решению губернатора Ростовской области В.Ф.Чуба за счет средств резервного фонда областного бюджета было приобретено около 300 алкометров, которые были распределены по подразделениям ГИБДД в ноябре 2008 г. и с тех пор используются на практике. В результате внедрения в деятельность ГИБДД указанных приборов заметно снизилось время на составления административного материала за управление ТС в нетрезвом виде. В настоящее время нет необходимости возить водителей на медицинское освидетельствование в районные центры за 40-60 км. Повседневная практика показывает, что введение в действие алкометров, как и ряд других изменений в административном законодательстве, безусловно, оказало положительную роль на ситуацию на дорогах, о чем я говорил чуть выше.
- Александр Евгеньевич, чаще всего жертвами ДТП, лихачества водителей становятся дети. Как решают столь острую проблему, связанную со снижением детской смертности на дорогах, инспекторы ДПС ГИБДД ГУВД по Ростовской области?
- Если брать статистику, то за 12 месяцев 2008 г. допущен рост дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних на 0,6%. Совершено 634 ДТП с участием детей. Жертвами этих ДТП стали 34 ребенка, тогда как за аналогичный период 2007 года погибло 26 детей, таким образом, рост составляет 30,8%, 639 несовершеннолетних получили ранения различной степени тяжести. Из 34 погибших детей в 2008 г. 11 составляют дети-пешеходы, 20 - дети-пассажиры, еще трое - велосипедисты и скутеристы.
Хочу отметить, что за 11 месяцев 2008 г. количество ДТП с участием детей и подростков было меньше на 1,7%, их число составило 590, тогда как в аналогичном периоде 2007 года было 600, а рост по погибшим составлял 15,4% - 30 человек, что тоже в два раза выше, чем в 2007 г.
Нужно отметить, что негативная ситуация, к сожалению, сложилась именно в декабре месяце прошлого года - 42 ДТП, рост по сравнению с аналогичным периодом 2007 года составил сразу 40%. При этом четверо погибли, пострадали 42 человека, рост составил 31,3%. Среди них: пешеходов - 23, из которых двое погибли, 21 ранен (в 2007 году погибших не было, а число раненых составило 20 человек), пассажиров - 20, из числа которых двое погибших и 18 раненых (за аналогичный период 2007 г. 12 человек ранено), в категории велосипедистов, мотоциклистов - 3 пострадавших, иногородние составили 32%.
Основные причины ДТП: нарушение водителями скоростных режимов, выезд на полосу встречного движения.
Управлением ГИБДД ГУВД по Ростовской области только в декабре минувшего года с этой целью был проведен ряд профилактических рейдов - среди них хотел бы выделить месячник "Безопасность на дорогах - ради безопасности жизни", акция для детей, пострадавших в ДТП, "Елка-2009". В г.Донецке проведен городской конкурс агитбригад ЮИД, в п.Матвеево-Курган открыт кабинет безопасности дорожного движения.
- Какие профилактические мероприятия в интересах безопасности детей на дорогах наиболее эффективны?
- В рамках выполнения федеральной и областной целевых программ совместно со средствами массовой информации, Всероссийским обществом автомобилистов, транспортной инспекцией, министерствами образования, культуры, здравоохранения постоянно инициируются и проводятся мероприятия, направленные на снижение аварийности на транспорте, в том числе и с участием несовершеннолетних. Такие, как "Зебра", "Внимание, пешеход", "Добрая дорога детства", "В школу по безопасной дороге", "Детское сиденье", "Школьник", "Дорога и дети", "Дорога - это жизнь, когда по правилам", "Дорога требует дисциплины", "Безопасное колесо", Всероссийские акции "Внимание, дети", посвященные началу и окончанию учебного года, проведена областная акция "Верны традициям Донской милиции" в честь 91-й годовщины образования Российской милиции. На постоянной основе проводятся и освещаются в СМИ рейды "Детское сиденье", "Фара", "Скорость", "Пешеход" и другие.
Важно, что в данном процессе обучения и профилактике участвуют сами дети и их родители.
- Александр Евгеньевич, не менее острой проблемой остается гибель пешеходов на дорогах, виновниками которой чаще всего являются водители.
- Действительно, проблема очень актуальная. Ежегодно в результате таких ДТП гибнут люди, причем в большинстве случаев виноваты водители, которые не заметили человека на пешеходном переходе, не сумели затормозить, так как двигались с большой скоростью, не справились с управлением. Причем штраф за непредоставление преимущества пешеходу на пешеходном переходе просто минимален - 100 рублей. Сейчас в Госдуме находятся поправки, которые содержат предложение увеличить эту сумму в десять раз - до 1 тысячи. Возможно, как и в ситуации с ужесточением наказания для пьяных водителей и любителей поездить по "встречке", эта мера тоже будет эффективной и повлияет на сокращение числа такого рода нарушений.
Несмотря на это, на территории области были проведены спецрейды по пресечению нарушений ПДД как водителями, так и самими пешеходами. В рейдах принимали участие общественные организации, осуществлялась информационная поддержка СМИ. В результате пресечено более 90 тыс. таких нарушений.
Как показывает анализ аварийности по итогам 2008 г., на дорогах области наблюдается снижение количества зарегистрированных ДТП как с участием пешеходов, так и совершенных по их вине. Так, за 12 месяцев 2008 г. с участием пешеходов зарегистрировано 2193 ДТП, в которых погибло 260 человек, это на 18,2% ниже, чем в 2007 году, получили ранения 2094 человека.
Аналогичным образом выглядит ситуация и с ДТП, причинами которых стали последствия нарушений ПДД пешеходами. Таких ДТП зарегистрировано 863 (за аналогичный период прошлого года - 950, снижение на 9.2%), при которых погибло 96 (143, снижение на 32.9%), получили ранения 808 человек (844, снижение на 4.3%).
Но решить эту проблему только силами Госавтоинспекции и усилением наказания невозможно. Каждый участник дорожного движения должен осознавать свою ответственность за поведение на дороге, быть внимательнее, неукоснительно соблюдать правила, быть вежливым и корректным по отношению к другим водителям и пешеходам. Необходимо, чтобы каждый водитель сознательно пропускал пешеходов, которые находятся на пешеходном переходе, как делается практически во всех странах мира. В свою очередь обращаюсь и к пешеходам - не спешите перебегать проезжую часть, прежде внимательно посмотрите на сигнал светофора, оцените обстановку и только после этого переходите дорогу. Только осознав совместную ответственность за ситуацию на дорогах, мы сможем исправить ошибки и сделать наши дороги безопаснее.
- Как известно, в конце января вступают в силу новые правила регистрации автотранспорта, когда автомобиль можно будет поставить на учет в любом подразделений ГИБДД в пределах региона, готовы ли к такой работе сотрудники ГИБДД на местах?
- Следует уточнить, что в соответствии со вновь изданным приказом МВД РФ № 1001 от 24.11.08 допускается проведение регистрационных действий в пределах субъекта только в отношении транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Данное изменение в Правилах регистрации ТС не является неожиданностью, так как в конце 2008 г. в Управление ГИБДД ГУВД по Ростовской области поступала аналогичная информация ДОБДД МВД РФ с целью изучения такой возможности. И фактически у нас было время на подготовку к данным изменениям. Поэтому сотрудники, осуществляющие регистрацию транспортных средств на территории Ростовской области, к исполнению данного пункта приказа готовы.
- Александр Геннадьевич, немало нареканий вызывает подготовка автолюбителей в автошколах, в связи с чем рассматриваются различные предложения по совершенствованию водительской подготовки, как в теоретическом плане, так и при обучении практическим навыкам вождения автомобилей. Какова ситуация в автошколах Ростовской области?
- За 12 месяцев 2008 года представителями Управления ГИБДД ГУВД по Ростовской области и министерства образования Ростовской области проведено 202 проверки учебных организаций, осуществляющих подготовку кандидатов в водители, на предмет соответствия лицензионным требованиям, по результатам которых министерством образования выдано 65 обязательных для исполнения предписаний.
В результате неисполнения обязательных для выполнения предписаний Приказами министерства общего и профессионального образования Ростовской области 17 учебным организациям, осуществляющим подготовку кандидатов в водители, деятельность лицензий приостанавливалась сроком до 2 месяцев с разрешением доучить ранее принятых слушателей.
Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2008 года №278 "О введении в действие Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий" утверждены новые восемь примерных программ подготовки водителей ТС различных категорий ("А", "В", "С", "ВС", "D", "ВЕ", "СЕ", "DЕ"), которые согласованы Департаментом ОБДД МВД России и министерством транспорта РФ.
Главным отличием новых примерных программ является увеличение количества часов обучения вождению транспортными средствами различных категорий, что должно положительно сказаться на качестве подготовке кандидатов в водители ТС.
- Планируется ли модернизация выпускных экзаменов в МРЭО ГИБДД, в частности, использование опыта установки видеокамер в автомашины, на которых осуществляется сдача итогового экзамена?
- В настоящее время квалификационные экзамены проводятся в соответствии с требованиями методики проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, утвержденной ГУ ГИБДД МВД России 9 августа 2001 года.
Сведениями о модернизации данной методики Управление ГИБДД ГУВД по Ростовской области не располагает. При этом, хотел бы отметить, что в рамках ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.", Управление ГИБДД ГУВД по Ростовской области в декабре 2008 года получило 3 единицы специальных транспортных средств для приема экзаменов на получение прав на управление транспортными средствами, оснащенных аппаратно-программным комплексом (ВАЗ-21054 - 2 единицы, ГАЗ-3307 - 1 единица).