Аттестация личного состава Главного управления внутренних дел МВД России по Ростовской области завершилась. Так же как и в других регионах сократилось количество сотрудников – на 22 %. Сокращение значительное. Сможет ли полиция удержать под контролем борьбу с преступностью? Сохранит ли на прежнем уровне позиции в охране общественного порядка? Не пострадает ли в итоге безопасность людей? На эти актуальные вопросы в интервью агентству "Интерфакс-Юг" ответил начальник Главного управления МВД России по Ростовской области генерал-майор полиции Алексей Лапин.
- Алексей Алексеевич, первый вопрос можно сказать, традиционный. Как в Ростовской области прошла аттестация?
- В Главном управлении МВД России по Ростовской области было создано 58 аттестационных комиссий, проведено 189 заседаний. Этот серьезный экзамен прошли 16133 сотрудника. Для остальных работает комиссия по трудоустройству, в тесном контакте с центрами занятости помогаем найти себя в гражданской жизни.
Но, хочу заметить, что в Ростовской области аттестация началась немного раньше. Серьезные кадровые перестановки мною были проведены еще во второй половине прошлого года, после назначения. Я решил лично посетить все райотделы и подразделения областного аппарата. Приезжал без предупреждения. И многое видел как есть, без прикрас и парадной отчетности. Параллельно проводился комплексный анализ работы подразделения, в результате чего были сделаны соответствующие выводы о способностях того или иного руководителя управлять личным составом, заботиться о подчиненных и умении спрашивать за результаты, и, в конечном счете – желании работать дальше. В результате, вместе с выводами аттестации, в Ростовской области сменилось около 50 процентов руководства, как территориальных органов, так и, непосредственно, областного аппарата.
Аттестация была завершена 28 июля. Это не просто сокращение личного состава. Главное – сформировать профессиональное ядро из добросовестных сотрудников, людей, преданных своему делу, желающих честно защищать покой и безопасность каждого человека.
- Не отразится ли сокращение личного состава на безопасности граждан? Ведь сокращение на 22 % - не просто статистика…
- Конечно, сокращение на 22 процента – не просто статистика. Сокращение личного состава полиции не должно повлиять на эффективность борьбы с преступностью и защиту безопасности граждан.
Во-первых - мы очень взвешенно подходили к сокращению. В меньшей степени оно коснулось тех подразделений, в задачи которых входит непосредственно охрана общественного порядка и борьба с преступностью. При этом серьезно подкорректировали штатную численность управленческого аппарата и обеспечивающих служб.
Во-вторых - хорошие результаты дает новшество, которое, с подачи средств массовой информации, называют "скорая правоохранительная помощь". Сегодня оператор 02 фиксирует не только время поступления заявления гражданина, но и время прибытия наряда на место происшествия. Наша задача – прийти на помощь вовремя! Скорость реагирования позволила нам в три раза увеличить раскрываемость преступлений по "горячим следам". Положительно оценивают эту инициативу и граждане, с которыми я общаюсь на личных приемах, на встречах с населением.
И, в-третьих - на данный момент мы серьезно усилили оперативную составляющую в работе. Каждые сутки раскрываем по 200-250 преступлений. Не оставляем без внимания и преступления прошлых лет.
Безусловно, нельзя говорить, что у нас появился повод успокоиться. Проблем множество – и трудные подростки, которые без должного внимания рано или поздно перешагивают черту Закона, и коррупция, в первую очередь на уровне высокопоставленных чиновников, и проблемы наркотизации молодежи, угроза терроризма, безопасность дорожного движения и другое.
- Полагаю, не последнюю роль в этом должно играть и само общество?
- Нам надо надеяться не только на свои силы. Активнее надо использовать резервы взаимодействия с населением. Есть ДНД, студенческие отряды, муниципальные казачьи дружины, общественные объединения правоохранительной направленности. Взаимодействие с этими институтами гражданского общества, с населением, надо развивать.
И, безусловно, жестче спрашивать с руководителей городских и районных администраций, которым определена далеко не последняя роль в задачах профилактики преступности и охране общественного порядка.
- Оценивать эффективность работы будут сами люди. По опыту скажите, с какими проблемами обращаются чаще всего, и что должно поменяться в работе самих полицейских?
– В этом году у меня на приеме побывало 176 человек. Я встречался с людьми и на сходах граждан, которые по распоряжению Губернатора области, Василия Юрьевича Голубева проводятся во всех городах и районах ежеквартально.
Если говорить о жалобах, большая часть обращений, связана с тем, что заявители недовольны равнодушным отношением полицейских к их беде: не могут дозвониться сотрудникам, поговорить со следователем и добиться даже простого пояснения, на каком этапе расследования находится их дело. В связи с этим складывается ошибочное общественное мнение, что полиция не хочет работать. Один такой негативный факт, и весь напряженный и тяжелый труд сотрудников перечеркнут.
- Есть какой-то типичный пример?
- Жалоба жительницы Ростова на скандальную соседку, которая ее часто оскорбляла. Мнение женщины: полиция ничего не хочет делать по ее заявлению. На самом деле оказалось, что по данному факту, в установленный срок, была проведена работа и вынесено административное решение, по результатам которого соседку-скандалистку оштрафовали на 1000 рублей. Об этом заявительнице просто не сообщили. В итоге, из-за того, что у сотрудника не нашлось трех минут прояснить ситуацию, у гражданки сложилось ошибочное мнение, что по ее заявлению полицейские ничего не сделали. И таких примеров масса.
Случилось у человека несчастье, он обратился в полицию, началось следствие. Почему бы кому-нибудь из сотрудников, иногда не снять трубку и не сообщить потерпевшему как ведется работа, на каком она сейчас этапе. Казалось бы, мелочь, но насколько это важно для человека, знать, что он не остался со своей бедой один на один.
Рейтинг сотрудников полиции будет высок только в том случае, когда каждый человек, переступив порог полицейского подразделения, будет уверен в том, что от него не отмахнутся и окажут необходимую помощь. Сотрудники органов внутренних дел должны добиться, чтобы не было недопонимания между гражданином и полицейским.
Мне, во время приема, люди нередко жалуются на проблемы, которые не входят в спектр моей компетенции. Но я – представитель областной власти и во мне иногда видят последний шанс на помощь. Передаю такие заявления, в соответствующие службы, стараюсь проследить, чтоб они не завалялись "под сукном". Такого же подхода требую и от подчиненных. Обратился человек в дежурную часть с гражданско-правовыми отношениями, в ответ услышал "мы помочь не сможем", потом рождаются слухи о нежелании органов внутренних дел работать. А если бы сотрудник популярно объяснил, что с подобными делами разбирается мировой суд, а еще подсказал, как правильно написать заявление, то и отношение соответственно было бы другим.
- Может быть это – издержки профессии? Сотрудник занимается поиском убийцы, а тут кто-то обращается с кражей дешевого телефона…
- Я допускаю, профессия откладывает свой отпечаток. Но это не должно отражаться на общем отношении к заявителям. Беда не бывает большой или маленькой, во всех случаях люди ждут от сотрудников полиции одинакового понимания и внимания.
Я требую от всех начальников городских и районных отделов полиции, ежемесячно проводить личные встречи с населением. И не только у себя в кабинете, но и выезжать в самые дальние хутора и села своего района. Чтобы каждый начальник знал не только проблемы на своей территории, но и мнение людей, их отношение к сотрудникам органов внутренних дел – ведь именно это и является главным критерием в оценке работы полиции.
Каленым железом буду выжигать, черствость, цинизм, равнодушие, пренебрежительное отношение к беде, с которой к нам пришел человек. Мы не должны превращаться в бюрократов. Больших чиновников и без нас хватает.