Власти Ростовской области в последние годы уделяют особое внимание развитию дорожного комплекса, дорожной сети и подержанию в работоспособном состоянии существующего дорожного хозяйства. О том, в каком состоянии находятся транспортный и дорожный комплексы Ростовской области, о перспективных направлениях развития данной сферы, дорожных и транспортных проблемах региона, а также о путях их решения в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал первый заместитель министра транспорта Ростовской области Василий Гойда.
- Василий Леонидович, в настоящее время актуальным является вопрос готовности дорог Ростовской области к зиме. Как она осуществлялась, насколько регион в этом плане готов к холодам, снегу и гололеду? Готовы ли дорожники к внештатным ситуациям, которые могут возникнуть в зимний период?
- По магистрали М-4 "Дон" протяженностью 342,5 км, проходящей по территории Ростовской области и находящейся в оперативном управлении Ростовского территориального управления Воронежского филиала Государственной компании "Российские автомобильные дороги", готовность техники и противогололедных материалов составляет 100%. Подготовлено к работе 96 единиц дорожной техники, что на 28% превышает расчетную потребность; в том числе подготовлено 47 единиц комбинированной дорожной техники, 13 автогрейдеров, 6 роторных очистителей, 1 экскаватор, 14 погрузчиков и 2 тягача.
Обеспечена 100-процентная готовность еще 371,3 км федеральных дорог, которые находятся в оперативном управлении ФГУ "Севкавуправтодор". Подготовлены 92 единицы комбинированной дорожной техники, 39 автогрейдеров, 8 роторных снегоочистителей, 46 экскаваторов и погрузчиков, 35 бульдозеров, 23 трактора со снегоочистительным оборудованием, 3 прицепных грейдера.
Что касается автодорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, то их содержанием в 43 районах Ростовской области занимается 41 подрядная организация. Всеми подрядными организациями изданы приказы и разработаны планы организационно-технических мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта на автомобильных дорогах. Подрядными организациями подготовлено к работе 625 единиц дорожной техники, в том числе 246 единиц комбинированной дорожной техники, 141 автогрейдер, 5 роторных снегоочистителей, 118 погрузчиков, 101 бульдозер, 14 прицепных грейдеров. В целом, обеспеченность техникой в данном случае составляет почти 100%, в настоящее время завершается ремонт остальной дорожной техники, занятой на зимнем содержании. Заготовлено необходимое количество временных дорожных знаков и сигнальных вешек, завершены работы по ямочному ремонту, очистке труб, ликвидации кустарниковой растительности.
Также могу отметить, что обеспеченность противогололедными материалами, песком, солью и реагентами составляет практически 100%.
- Как осуществлялась подготовка дорожного комплекса к зиме в муниципальных образованиях Ростовской области? Имеются ли в данном случае какие-то серьезные проблемы?
- Министерством транспорта области несколько раз проводились совещания по подготовке к зимнему содержанию автомобильных дорог, посвященные выявленным проблемам. Зима 2009-2010 годов показала полную неготовность муниципальных образований к зимнему содержанию автомобильных дорог. Основной причиной неподготовленности являлась нехватка специализированной техники и противогололедных материалов. В результате часть населенных пунктов была отрезана от районных центров и соседних поселков. Это говорит о том, что и сами автомобильные дороги не были подготовлены к зиме, на многих участках не производилась вырубка поросли, была не скошена трава. Причиной этому является недостаточное финансирование, которое выделяется муниципальными образованиями на содержание автомобильных дорог.
Обеспеченность техникой для содержания муниципальных автомобильных дорог и улично-дорожной сети составляет от 10% до 91%. Заготовка противогололедного материала ведется только в крупных городах и отдельных районах области, остальные муниципальные образования рассчитывают на организации, работающие на содержании областной сети дорог.
Несмотря на то, что в городе Ростов-на-Дону подготовлено 151 единиц техники (91%) и заготовлено свыше 31 тыс. тонн противогололедных материалов (95%), это не решает проблему своевременной уборки снега. Так, зима прошлого года в Ростове-на-Дону при достаточно высокой оснащенности техникой показала неспособность организовать круглосуточную работу из-за отсутствия необходимого количества механизаторов и водителей.
Министерством транспорта области рекомендовано муниципальным образованиям на зимний период заключить договоры на работу дополнительной техники для очистки снега во избежание внештатных ситуаций.
- Василий Леонидович, это настоящее дорожной сети Ростовской области, а каково ее будущее? Какие средства планируется направить на развитие и содержание дорожного хозяйства в 2011 году?
- Проектом областного бюджета в 2011 году предусмотрено на дорожное хозяйство 4 млрд 486,4 млн рублей, из них на строительство и реконструкцию будет направлено 1 млрд 598 млн рублей, на ремонтные работы – 1 млрд 225,7 млн рублей, на содержание дорожного хозяйства – 1 млрд 516,4 млн рублей. В 2011 году планируется отремонтировать 138,5 км дорог и 209,2 погонных метра мостов. За счет средств, выделенных на содержание, будет обеспечено круглогодичное содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений.
По Фонду софинансирования расходов из областного бюджета в 2011 году на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту внутригородских и внутрипоселковых автомобильных дорог и тротуаров предусмотрено выделение Ростову-на-Дону средств в размере 1 млрд 119,1 млн рублей из областного бюджета и 813,8 млн рублей – из федерального.
- Планируется ли в 2011-2012 годах обновление автопарка Ростовской области, закупка новой снегоуборочной и другой техники?
- Обновление подвижного состава в 2011 планируется осуществлять по федеральной программе на условиях софинансирования. В частности, планируется приобретать автотранспортные средства для транспортного обслуживания населения муниципальных образований и деятельности учреждений здравоохранения, а также коммунальную технику. В общей сложности на эти цели планируется направить около 400 млн рублей.
Кроме того, министерством транспорта области совместно с администрациями муниципальных образований подготовлена заявка на закупку трамвайных вагонов российского производства с использованием субсидий из федерального бюджета на условиях софинансирования на 2012 год. В соответствии с заявкой планируется приобрести 20 трамваев общей стоимостью 259,6 млн рублей для Ростова-на-Дону, 6 трамваев стоимостью 60 млн для Новочеркасска и 3 трамвая общей стоимостью 38,94 млн рублей для Таганрога.
- Как проходит реконструкция и расширение трассы М-4 "Дон", какие работы запланированы в следующем году? Когда планируется окончательно завершить реконструкцию и что она предполагает в итоге?
- Реконструкция автодороги М-4 "Дон" – от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска – производится на основании программы "Модернизация транспортной системы России". В период с 2005 по 2010 годы из 342,5 км автомобильной дороги М-4 "Дон", проходящей по территории Ростовской области, реконструировано более 100 километров под параметры дороги I-б категории. Построено 29 путепроводов, транспортные развязки на разных уровнях на примыканиях дороги к крупным населенным пунктам Ростовской области, таким, как Чертково, Миллерово, Каменск-Шахтинский, Шахты, Новошахтинск. На реконструированных участках автодороги, проходящих через селитебные зоны, устроены шумозащитные экраны, подземные пешеходные переходы, на участках с пешеходными переходами в одном уровне с автодорогой устраивается независимое искусственное электроосвещение с применением солнечных батарей. Реконструкция позволила привести в соответствие с требованиями обеспечения безопасности дорожного движения и ликвидировать аварийно-опасные узлы. Освоено около 17 млрд рублей из федерального бюджета. В настоящее время на реконструкции находится 58 км с доведением под параметры автодороги до I-б категории.
В 2011 году планируется начало строительства обхода п. Тарасовский, протяженностью участка более 10 км. Строительство данного участка позволит отвести от крупного районного центра транспортный поток интенсивностью более 25 тыс. автомобилей в сутки. После ввода в эксплуатацию объекта будет ликвидирован один из аварийно-опасных участков автомагистрали М-4 "Дон", уменьшится влияние транспорта на экологическую обстановку района, сократятся транспортные издержки. Стоимость строительства составит около 4,5 млрд рублей.
Также одним из важнейших проектов для Ростовской области является реконструкция мостового перехода через р. Дон (Аксайский мост), который эксплуатируется с 1964 года. На данном участке автодороги интенсивность движения транзитного транспорта доходит до 45 тыс. автомобилей в сутки, из них 25 тыс. автомобилей являются большегрузными. Реконструкцию планируется начать в 2011 году. Стоимость реконструкции составит порядка 3 млрд рублей.
Проектом программы государственной компании "Автодор" предусматривается строительство транспортной развязки на 1044 км автомобильной дороги М-4 "Дон", примыкание на п. Щепкино мощностью 4,9 км с путепроводом длиной 99 погонных метров. Стоимость строительства составит около 1,5 млрд рублей. Продолжительность строительства составит 2 года.
В целом, реконструкция автодороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска - должна окончиться к 2015 году. Но в связи с ростом интенсивности движения автомобильного транспорта и увеличением грузопотока появляется необходимость в крупномасштабной реконструкции с доведением параметров автодороги до I-а категории.
- Какова дальнейшая судьба Ворошиловского моста в Ростове-на-Дону? Планируется ли в ближайшее время его реконструкция?
- В настоящее время администрацией Ростова-на-Дону завершается подготовительная работа, и до конца текущего года планируется провести конкурс на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию мостового перехода через реку Дон в створе пр. Ворошиловский. В рамках этого проекта предполагается строительство нового трехполосного моста выше по течению, с последующей реконструкцией существующего. Срок разработки проектно-сметной документации около 2 лет, ориентировочная стоимость 168 млн рублей
- Василий Леонидович, каковы перспективы развития транспортной сети в Ростовской области?
- Областной долгосрочной целевой программой "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2010-2013 годы" определены мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и межрегионального значения. Будут продолжены работы по реконструкции участка автомобильной дороги Ростов-на-Дону - Волгодонск со строительством моста через р. Маныч, а также работы по строительству автодороги "Северный обход г. Ростова-на-Дону" на участке х.Щепкин – Ростов-на-Дону – Родионово-Несветайская.
Также программой в следующем году предусматривается строительство автомобильной дороги общего пользования Шахты – Цимлянск в Октябрьском и Усть-Донецком районах Ростовской области.
В настоящее время в министерстве транспорта Российской Федерации решается вопрос о выделении в 2011 году финансирования на реконструкцию федеральной автомобильной дороги Южный подъезд к г. Ростову-на-Дону на участке от 2-го до 7-го километра (2-я очередь строительства мостового перехода через р. Дон в створе ул. Сиверса), протяженность участка – 4 км. Реконструкция Южного подъезда включает в себя доведение числа полос движения автотранспорта до 8, реконструкцию двух пойменных мостов и строительство двух мостов-эстакад.
Также в продолжение строительства мостового перехода через р. Дон в створе ул. Сиверса по заказу администрации г. Ростова-на-Дону ведется проектирование автодороги с 4 полосами движения от пер. Ученического до пересечения ул. Нансена и ул. Мечникова, протяженностью 3,5 км, со строительством 4 путепроводов и эстакад.