Дума Ставропольского края завершила работу весенне-летней сессии 2018 года, приняв за эти полгода 57 законов - это в 1,5 раза больше, чем изначально было запланировано программой законопроектной работы. Одним из наиболее значимых законопроектов, принятых на заседании, завершающем сессию, стал закон "О бюджете Ставропольского края на 2018 год и плановый период до 2020 года", изложенный в новой редакции. Согласно поправкам, доходы краевой казны увеличились на 3,4 млрд рублей и достигли отметки в 100 млрд рублей. О том, как регион будет расходовать эти средства и какие еще законы были приняты за прошедшие полгода, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал председатель Думы Ставропольского края Геннадий Ягубов.
- Геннадий Владимирович, расскажите, все ли планы депутатского корпуса были претворены в жизнь в ходе весенне-летней сессии?
- На днях мы завершили весенне-летнюю сессию, приняв 57 законов. Как и у любой структуры, у нас есть примерный план работы, и мы его перевыполнили, поскольку изначально планировались к рассмотрению 39 законопроектов. Этому способствовали, в том числе, большие изменения в федеральном законодательстве, которые необходимо было отразить и в краевом законодательстве. Я хочу отметить, что хотя принятие законов является основной деятельностью Думы края, помимо этого мы проводим встречи с населением, министерствами и ведомствами, контролирующими органами, а также круглые столы по актуальным темам. Все это необходимо для дальнейшего плодотворного социально-экономического развития региона.
Большую работу провели и по контролю за реализацией уже действующих законов: их постоянно необходимо актуализировать. Один из примеров - это принятие законопроекта об отмене решения, позволяющего создавать зоны муниципального развития. На заключительном заседании сессии речь шла о том, что за несколько лет заявок на их создание от органов местного самоуправления не поступило. К тому же, как отмечалось, необходимые меры поддержки и льготы инвесторы сегодня могут получить в полном объеме с помощью иных действующих законодательных механизмов. В этой связи в закон были внесены соответствующие поправки.
- Вы упомянули заключительное заседание весенне-летней сессии. На нем был утверждён бюджет региона в новой редакции. Расскажите, какие поправки внесены?
- Да, действительно, в главный финансовый документ края внесены поправки, согласно которым доходы увеличились на 3,4 млрд рублей и впервые превысили отметку в 100 млрд рублей. Считаю, что это знаковое событие для региона: в 2012 году доходы нашего краевого бюджета составили примерно 72 млрд рублей, таким образом, за пять лет их удалось увеличить практически на четверть. Рост доходов обусловлен уточнением плановых показателей поступлений налоговых и неналоговых доходов и объема государственной финансовой помощи из федеральной казны. Мы сегодня активно начали работать над проектированием новых объектов здравоохранения, начали работу над строительством дошкольных учреждений и большая часть дополнительных доходов будет направлена на развитие социальной сферы: развитие материально-технической базы детских поликлиник и отделений в больницах, создание дополнительных мест в дошкольных учреждениях для детей в возрасте от двух до трех месяцев, приобретение модульных конструкций для организации фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в ряде территорий края, ремонт сельских домов культуры и другие социально значимые направления, повышение зарплаты работникам социальной сферы. В частности, 400 млн рублей направим на укрепление материально-технической базы учреждений социальной сферы - это школы и организации системы здравоохранения; более 411 млн рублей - субсидии на ежемесячные выплаты при рождении третьего ребёнка, еще 725 млн рублей мы дополнительно направим на здравоохранение.
Часть доходов направим на развитие сельских территорий и в целом на АПК, дорожное строительство. Хотел бы остановиться на сельском хозяйстве, куда дополнительно адресуем 703 млн рулей из консолидированного бюджета. Часть этих средств регион потратит на компенсации по затратам на ГСМ - это своевременная помощь в разгар уборки урожая зерновых.
Подчеркну, что в новой редакции закона о бюджете дефицит, равно как и размер государственного долга края в 2018 году остается неизменным. Более того, удастся даже более чем на 100 млн рублей снизить в текущем году размеры расходов на обслуживание госдолга.
- Бюджет региона меняется уже в третий раз за год. С чем это связано?
- Бюджет в первоначальной редакции был принят в ноябре 2017 год. Документ был хорошо просчитанным и сбалансированным, но в первом полугодии мы действительно неоднократно вошли в текущий бюджет, чтобы внести поправки. Первые поправки продиктованы тем, что на счётах региона были остатки предыдущего года, и мы, конечно, же должны были их запустить в финансовый оборот края как можно раньше. Во второй раз бюджет был изменён в феврале, когда региону стало известно, сколько мы получим финансовой помощи из федерального бюджета. Этим и продиктованы корректировки финансового документа.
- Какие еще законопроекты рассмотрел депутатский корпус на завершающем заседании весенне-летней сессии?
- Мы поддержали корректировку краевого закона "О мерах социальной поддержки многодетных семей". Закон предлагает в качестве меры социальной поддержки установить денежные компенсации налога на имущество физических лиц, а также земельного налога, которые были начислены или уплачены с момента рождения в семье третьего или последующего ребёнка в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года. Помимо этого, устанавливается денежная компенсация платы, взимаемой с родителей или законных представителей за присмотр и уход за третьим ребёнком, посещающим дошкольное образовательное учреждение. Она составит 30% от данной оплаты и с учётом того, что многодетным семьям уже положена 70% льгота, что, по сути, освобождает многодетную семью от этого вида расходов.
Еще один вопрос, который мы рассмотрели, касается изменений условий предоставления жилья по договорам социального найма. Это связано с тем, что сегодня такое жильё выдаётся нуждающимся исходя из норматива в 18 квадратных метров на человека. При этом многодетные семьи по 8-10 человек зачастую не могут переехать из-за элементарного отсутствия в домах квартир большой площади. В качестве решения проблемы предлагается, по согласию семей, предоставлять им жильё меньшего метража. При этом очередь на получения жилья за этими гражданами будет сохранена.
Также одобрен законопроект, направленный на повышение эффективности помощи гражданам, пострадавшим в ходе чрезвычайных ситуаций. Документ устраняет ряд расхождений между федеральным и краевым законодательством.
- Геннадий Владимирович, хотелось бы уточнить, с чем связано решение краевого парламента относительного того, чтобы губернатор Ставрополья Владимир Владимиров выступал с ежегодным отчетом о состоянии краевого здравоохранения и социальной сферы? Для чего это нужно, если глава региона и так ежегодно выступает с отчетом о социально-экономическом развитии края?
- Социальная сфера затрагивает интересы абсолютно каждого жителя края. Для депутатского корпуса, правительства края и органов местного самоуправления сегодня развитие "социалки" - приоритет. Когда все мы работаем вместе по этим вопросам, у нас получается максимально положительный результат. Что касается отчёта губернатора, да, мы внесли такие изменения в устав по отчётам в социальной сфере закона "О губернаторе Ставропольского края", закона Думы Ставропольского края. Связано это с необходимостью соответствовать требованиям федерального закона. Сегодня президент России Владимир Путин дал чёткий посыл - власть должна отчитываться за свои действия перед обществом и этот посыл мы реализуем в виде ежегодного отчета губернатора о социальном развитии края.
- Геннадий Влдаимирович, хотелось бы поговорить о законах, которые еще не приняты. Скажите, будет ли на Ставрополье закон о детях войны?
- Актуальность этого поднимаемого вопросы не вызывает сомнений, но всё-таки федеральное законодательство должно четко определить категории граждан называемых "Дети войны" и установить для них меры социальной поддержки.
Мы изучили опыт ряда регионов, которые приняли региональные законы "О детях войны", и поняли, что у нас такие меры поддержки в крае есть, и нет особо смысла выносить их в отдельный документ: суть поддержки от этого не изменится.
При этом группой депутатов в краевую думу внесён законопроект "О детях войны", но он пока на рассмотрении. Принятие федерального закона нам даст чёткое понимание, что именно мы должны сделать. Ждём решения федерального центра.
- Геннадий Владимирович, отдельно хотелось бы остановится на теме поддержки малого и среднего бизнеса. Что делает Дума региона для развития МСП?
- Стимулирование бизнес-процессов - это ещё одно приоритетное направление государственной политики, в том числе и деятельности думы Ставропольского края. У нас уже принято много решений, которые позволяют бизнесу динамично развиваться. Существует 10 видов поддержки - это финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка в сфере образования, в сфере кредитных организаций, по продвижению продукции. Для содействия бизнесу создаются региональные парки с необходимой для производств инфраструктурой, работают краевые фонды поддержки, в том числе "Гарантийный фонд" и "Фонд поддержки МСП", выдаются субсидии на реализацию инвестиционных проектов.
- Какой курс выбран для дальнейшей работы депутатского корпуса в осенне-зимнюю сессию?
- Как я уже говорил, несмотря на то, что парламент ушел на каникулы, депутаты продолжают активно работать над законопроектами, проводить встречи с населением. Результаты этих встреч лягут в основу плана работы в грядущем периоде. Приоритетом в работе для всего нашего депутатского корпуса останется развитие социально-экономического развития края, участие региона во всех необходимых программах господдержки.