В конце ноября депутаты Законодательного собрания Краснодарского края на сессии приняли в первом чтении бюджет региона на 2010 и плановый период 2011-2012 годов.
В новом бюджете, как и прежде, большая часть расходов связана с решением задач социальной направленности. При этом социальная сфера остается одним из ключевых направлений для региона.
- Иван Петрович, в условиях кризиса, какими Вы видите приоритеты бюджетной политики региона в будущем году?
- На протяжении последних восьми-девяти лет кубанская экономика развивалась очень динамично, "набирала обороты", укреплялась. При этом в регионе уделялось внимание одновременно нескольким ключевым отраслям, в частности, сельскому хозяйству, строительству, малому бизнесу и туризму. На выходе мы получили отлаженную диверсифицированную экономику и, вместе с тем, наиболее благоприятную на фоне других регионов страны инвестиционную среду.
Поэтому основной целью бюджетной политики в Краснодарском крае, несмотря на кризис, по-прежнему остается эффективное функционирование и развитие всех институтов краевой экономики, прежде всего, бюджетной системы Кубани.
В первую очередь, перед нами стоит задача сохранить доступность для населения и качество бюджетных услуг. Для этого должно быть обеспечено стабильное и сбалансированное исполнение как краевого, так и местных бюджетов.
Здесь нам предстоит совместно с коллегами в муниципалитетах проделать комплексную работу по ряду ключевых направлений. Это предполагает и повышение эффективности управления бюджетными ресурсами, и внедрение инновационных принципов самоуправления на местах, и совершенствование межбюджетного регулирования.
Но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что в Краснодарском крае в 2010 году доходы консолидированного бюджета будут сформированы так, что позволят гарантировать выполнение всех социальных обязательств, а также устойчивое развитие бюджетной сферы.
В новых экономических условиях особую значимость приобретает привлечение в краевую экономику как российских, так и зарубежных инвестиций. Кубань не случайно занимает по этому направлению лидирующие позиции в стране. Наш край всегда был открыт для инвесторов, а созданный здесь уникальный деловой климат уже оценили крупнейшие транснациональные корпорации, разместившие на территории края свои производства. Среди них - Philip Morris, Nestle, Bonduelle, Claas и многие другие. Ни один из них, несмотря на кризис, не покинул Кубань, а многие наоборот строят планы по увеличению производства в предстоящем году.
Но мы не намерены останавливаться на достигнутом! У нашего региона - огромный потенциал. Тем более всего через 4 года мы станем хозяевами первой в истории страны зимней Олимпиады. Это открывает перед кубанской экономикой новые перспективы для роста и развития!
- Бюджет 2010 года предполагается максимально оптимизированным. Финансирование каких направлений может быть сокращено и насколько?
- Нынешний год действительно оказался очень непростым для мировой финансовой системы. Но сложившаяся ситуация, на мой взгляд, требует комплексного подхода. Да, с одной стороны кризис ограничил доступ ко многим финансовым инструментам. В то же время он помог многим иначе посмотреть на экономику. В условиях ограниченности ресурсов как власти, так и бизнес были вынуждены сокращать издержки и - одновременно - ьискать инновационные способы повышения эффективности работы. И наш регион здесь не стал исключением.
Несмотря на динамичный рост нашей экономики, кризис не обошел ее стороной. Поэтому перед нами сегодня стоит задача модернизировать ее так, чтобы выйти из кризиса еще более сильными.
Вместе с тем, необходимо минимизировать негативное воздействие кризиса на краевую экономику, сохранив, при этом социальные гарантии для наших жителей. Одной из мер здесь может стать перераспределение в 2010-2012 годах средств в рамках бюджета за счет наименее актуальных направлений.
Так, на 13% будут сокращены расходы на содержание госуправления и капвложения в объекты с низкой степенью доходности, еще на 5% - расходы на содержание коммунальных учреждений, на 28% - расходы на реализацию тех краевых программ, обеспечение которых можно перенести на более поздний срок.
Также мы рассчитываем, что в ходе исполнения бюджета появится дополнительная возможность для возобновления финансирования программных мероприятий.
- Коснется ли это сокращение публичных соцобязательств?
- Ни в коем случае! Самая главная наша задача - сохранить материальное и социальное благополучие жителей края. Поэтому несмотря на оптимизацию расходов краевой казны, бюджет Кубани на трехлетний период будет, прежде всего, социально-ориентированным.
Можно с уверенность сказать, что краевые власти, в первую очередь, будут уделять внимание своевременному и полноценному выполнению всех взятых на себя обязательств. То есть, зарплаты бюджетникам, социальные выплаты и льготы по поддержке наименее защищённых слоёв населения будут предоставляться в срок и в полном объеме.
Более того, все образовавшиеся в ходе исполнения бюджета дополнительные средства мы также будем направлять на финансирование мероприятий по социальному обеспечению кубанцев.
При этом возможности бюджета, в первую очередь, будут использоваться для поддержки пожилых людей, инвалидов, семей с детьми, а также детей–сирот и малообеспеченных граждан.
Всего на территории края различными мерами социальной помощи будут обеспечены более 1,5 млн человек, на это предусмотрено 13,6 млрд рублей. Из них 4,8 млрд рублей будут направлены на льготы и выплаты ветеранам труда, труженикам тыла и пострадавшим от репрессий жителям, еще 4,3 млрд рублей предусмотрены на компенсацию услуг ЖКХ, льготы по лекарственному обеспечению и выплату пособий безработным. Кроме того, около 3 млрд рублей будет выделено на поддержку материнства и детства, а также свыше 800 млн - на адресную поддержку социально незащищенных слоев населения.
- Какую поддержку получит экономика Краснодарского края? Увеличатся ли трансферты из федерального бюджета?
- Несмотря на непростой год в Краснодарском крае удалось сохранить устойчивость и сбалансированность финансовой системы. Теперь, после того как активная фаза кризиса пройдена, предстоит еще более интенсивно наращивать темпы развития экономики.
Так, в короткие сроки стоит задача вновь достигнуть докризисных показателей и затем обеспечить экономике дополнительный рост. Все необходимые для этого предпосылки, я считаю, в крае есть.
Вместе с тем, в краевом бюджете на 2010 год уже предусмотрен значительный объем средств на поддержку приоритетных секторов экономики края. На эти цели мы предполагаем направить минимум 11 млрд рублей.
При этом в период 2010-2012 вложения только в агропромышленный комплекс края составят около 5,3 млрд, из них в будущем году в данную отрасль будет направлено 1,8 млрд рублей. Также мы рассчитываем получить здесь поддержку из федерального бюджета на уровне не менее объёмов текущего года. Эти субвенции будут направлены на субсидирование процентных ставок по кредитам, развитие животноводства и растениеводства, а также закладку и уход за многолетними насаждениями.
Кроме того, мы по-прежнему продолжим уделять особое внимание поддержке отраслям капитального строительства и дорожного хозяйства. Им, среди прочего, отводится роль локомотивов кубанской экономики.
В частности, уже в 2010 году суммарные бюджетные инвестиции в объекты капстроительства составят 7,5 млрд рублей. Основными приоритетами бюджетных инвестиций в этой отрасли станет завершение начатых объектов социально–культурной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе объектов, связанных с подготовкой к зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году.
В свою очередь, на поддержку и развитие дорожной инфраструктуры на протяжении трех предстоящих лет будет направлено 20 млрд рублей, из них в 2010 году на строительство, ремонт и содержание автодорожной сети - 8,9 млрд рублей. Отдельной строкой предусмотрено 592 млн рублей на реконструкцию, капитальный ремонт улично–дорожной сети муниципальных образований.
Среди приоритетов кубанской экономики, по-прежнему, остается модернизация жилищно-коммунальной сферы. На эти цели уже запланированы ассигнования в объеме 5 млрд рублей. Вместе с тем, на софинансирование капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного и ветхого жилья в краевом бюджете дополнительно запланированы 3 млрд рублей.
В непростых условиях сохранится и финансирование программы "Жилище", в соответствии с которой на ипотеку, обеспечение земельных участков инфраструктурой, поддержку молодых семей мы выделим 660 млн рублей. Это - только начальный объём.
В целом же, что касается федеральной поддержки сегодня, я думаю, в большей мере нам необходимо рассчитывать на собственные силы. Ведь федеральный бюджет так же как и краевой подвергся жесткой оптимизации. Поэтому мы планируем сокращение общего объема межбюджетных трансфертов на 2010 год по сравнению с нынешним годом более чем на 38%. При этом объем субвенций сократится на 24,7%.
Кроме того, предстоящим летом нам придется самостоятельно обеспечивать летний отдых наших юных жителей. Эти вопросы ранее финансировавшиеся за счет средств Фонда социального страхования, с 2010 года будут решаться за счет региональных бюджетов.
На компенсацию, в том числе такого рода затрат, связанных с прекращением софинансирования из федерального бюджета в краевой казне предусмотрен почти 1 млрд рублей.