- Анатолий Доминикович, расскажите, пожалуйста, с какими инициативами выступил ваш комитет в 2010 году? Почему, на ваш взгляд, они были необходимы?
- В 2010 году комитетом Законодательного собрания Краснодарского края по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения было разработано и внесено на рассмотрение депутатов 29 нормативных правовых акта, в том числе 24 закона и 5 постановлений по различным вопросам. Все они были приняты на пленарных заседаниях ЗСК.
Так, в области здравоохранения в феврале уходящего года комитетом были внесены поправки в краевую целевую программу "Врачебные кадры для сельского здравоохранения" на 2009 – 2015 годы". Изменения предусмотрели обеспечение специалистами с высшим медицинским и высшим фармацевтическим образованием государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся не только в муниципальных районах Краснодарского края, но и расположенных в сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов.
Реализация мероприятий программы позволит проводить обучение студентов в медицинских вузах, а также повышать квалификацию и профессиональную переподготовку, в том числе в период обучения в клинической ординатуре, специалистов с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием.
Нужно отметить, что на Кубани не хватает врачей-эпидемиологов, врачей-бактериологов и провизоров. Закон направлен на решение этой проблемы.
Механизм реализации программы предусматривает, что в соответствии с трехсторонним договором гражданин должен осуществлять трудовую деятельность в государственном либо муниципальном учреждении здравоохранения, расположенном в муниципальном районе Краснодарского края либо в сельском населенном пункте, входящем в состав городского округа, после получения им документа государственного образца о высшем профессиональном (медицинском, фармацевтическом) образовании в течение срока, установленного договором на его обучение (в том числе в клинической интернатуре, клинической ординатуре). Причем этот срок не может быть менее трех лет.
Отмечу, что комитетом проведена огромная работа, направленная на увеличение объемов финансирования мероприятий программы, чтобы продолжить прием студентов на обучение в медицинские вузы в период с 2011 года по 2015 год. Законом было предусмотрено дополнительное выделение из краевого бюджета 44 млн 662 тыс. рублей.
Также в целях недопущения необоснованного сокращения коек в круглосуточных стационарах комитетом на июльском пленарном заседании были внесены изменения в краевой закон "Об охране здоровья населения Краснодарского края". Закон был дополнен нормой, согласно которой эффективное и рациональное использование коечного фонда будет являться одной из государственных гарантий в области охраны здоровья кубанцев.
В дополнение к названному закону комитетом было подготовлено также постановление, которым департаменту здравоохранения региона рекомендовалось при подготовке решения о сокращении коечного фонда в учреждениях здравоохранения, находящихся в госсобственности края, согласовывать его с ЗСК. Также органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в крае решение о сокращении количества коек в круглосуточных стационарах в муниципальных учреждениях здравоохранения рекомендовалось принимать представительными органами местного самоуправления по предложению администраций муниципальных образований.
Кроме того, в связи с тем, что на Кубани сложилась непростая ситуация по обеспечению сахароснижающими лекарственными препаратами больных сахарным диабетом (количество пациентов из года в год увеличивается в среднем на 4-5 тысяч человек) в октябре комитетом были внесены изменения в краевую целевую программу "Об улучшении демографической ситуации в Краснодарском крае" на 2008 – 2010 годы". В соответствии с ними на приобретение инсулина и таблетированных сахароснижающих препаратов, средств самоконтроля и изделий медицинского назначения для льготной категории граждан выделено дополнительно за счет средств краевого бюджета 30 млн рублей.
В ноябре 2010 года комитетом была внесена и депутатами поддержана территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Краснодарском крае на 2011 год с общим объемом ее финансирования 28,7 млрд рублей.
Следует сказать, что терпрограмма ежегодно утверждается у нас в крае вот уже на протяжении 12 лет. Она определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Краснодарского края бесплатно. С каждым годом финансирование программы госгарантий из бюджетов всех уровней, а также за счет средств обязательного медицинского страхования неуклонно увеличивается.
Так, для сравнения, если в относительно финансово благополучном 2007 году стоимость территориальной программы составляла 21,4 млрд рублей, то в рассматриваемом законопроекте ее стоимость увеличена на 7,3 млрд рублей.
Стоит обратить внимание и на то, что за последние четыре года (т.е. с того момента когда терпрограмму начали утверждать законом края) заметно выросли нормативы объемов медицинской помощи оказываемой жителям края, а также нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи (подушевые нормативы).
Однако, при всем этом, мы пока не дотягиваем до тех нормативов, которые утверждены в федеральной программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2011 год. В результате этого дефицит или дополнительная потребность в средствах для финансового обеспечения терпрограммы госгарантий, исходя из подушевого норматива, в следующем году составит 9 млрд. рублей.
Также комитетом был принят ряд решений в области социальной защиты населения. Согласно изменениям в федеральном законодательстве, с 1 января 2010 года установлен новый вид государственной социальной помощи – социальная доплата к пенсии.
С целью приведения законодательства края в соответствие с законодательством РФ комитетом совместно с краевым департаментом социальной защиты населения подготовлен законопроект "О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае".
Данным законом были установлены два вида государственной социальной помощи за счет средств краевого бюджета: социальное пособие и региональная социальная доплата к пенсии. Также законом определены условия предоставления региональной социальной доплаты к пенсии и порядок установления величины прожиточного минимума пенсионера с целью предоставления социальной доплаты к пенсии, уточнен порядок предоставления социального пособия.
Помимо этого в октябре 2010 года совестно с департаментом труда и занятости населения комитетом был подготовлен проект закона "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Краснодарском крае на 2011 год". Законом установлено, что величина прожиточного минимума пенсионера на указанный год для расчета суммы социальной доплаты пенсионерам, проживающим на Кубани, составит 4815 рублей в среднем за год.
Также комитетом на рассмотрение пленарного заседания был внесен законопроект, которым был продлен срок реализации краевого закона "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006 – 2010 годы" до 2012 года. Теперь в перечень граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда, включены федеральные льготники.
Кроме того, в уходящем году была поддержана инициативе комитета в области труда и занятости населения.
Ввиду того, что большинство преступлений на территории края совершается неработающими людьми (77,3%), комитетом было предложено внести изменения в региональный закон "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае" в части увеличения размера квот с 1,5 до 2 % (минимального количества рабочих мест) для трудоустройства молодежи (несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; граждан в возрасте от 18 до 20 из числа выпускников учреждений начального и среднего профобразования, ищущих работу впервые);лиц, освободившихся из мест лишения свободы до погашения судимости; лиц, прошедших курс лечения и реабилитации от наркомании и алкоголизма. Данная мера будет способствовать обеспечению занятости граждан названных категорий и позволить дополнительно создать около 3 тысяч квотируемых рабочих мест.
- Улучшилась ли, по Вашему мнению, ситуация в сфере здравоохранения на Кубани в последние годы? Какие успехи Вы отмечаете?
- Сегодня здравоохранение Кубани динамично развивается. Этому в огромной степени способствует четкое руководство, постоянный контроль и всесторонняя поддержка со стороны органов государственной власти края.
В течение последнего десятилетия отмечаются благоприятные тенденции увеличения рождаемости, снижения общей смертности населения.
За последние 5 лет – с 2006 года по 2010 год (предварительные данные) на Кубани: рождаемость возросла на 18,3% - с 10,4 до 12,3 на тысячу человек населения (в т.ч. 12,4 на 1000 сельского населения и 12,1 - городского); общая смертность снизилась на 6,8% - с 14,8 до 13,8 на тысячу человек населения (в т.ч. 14,2 на 1000 сельского населения и 13,4 - городского); смертность в трудоспособном возрасте снизилась на 14,8% - с 6,1 до 5,2 на тысячу человек соответствующего населения (в т.ч. 5,6 на 1000 сельского населения и 4,8 - городского); предотвратимая смертность населения в возрасте 5-64 лет снизилась на 13,4% - с 379,2 до 328,3 на 100 тыс. населения; младенческая смертность снизилась на 36,6% - с 8,2 до 5,2 на 1000 родившихся живыми; материнская смертность снизилась на 24,4% - с 13,1 до 9,9 на 100 тыс. родившихся живыми. И, как результат, естественная убыль населения снизилась в 2,9 раза - с -4,4 до -1,5 на тысячу человек населения.
Для закрепления положительных тенденций сегодня очень важно продолжать мероприятия по снижению смертности от предотвратимых причин и по повышению ожидаемой продолжительности жизни. Поэтому Краснодарский край приветствует и поддерживает проект модернизации российского здравоохранения, главной целью которого является, прежде всего, значительное улучшение здоровья населения нашей страны.
Финансирование отрасли здравоохранения не только не уменьшено, но за последние 5 лет выросло более чем в два раза. Примерно 70% бюджета края – так называемый "социальный бюджет", из него 32% - это бюджет отрасли здравоохранения.
Для больниц и поликлиник закупается новейшее оборудование, постоянно повышается уровень обслуживания пациентов.
Сегодня на Кубани функционируют 349 самостоятельных учреждений здравоохранения разного уровня подчинения.
Органы государственной власти края серьезное внимание придают реорганизации системы первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики, что позволяет повысить качество и доступность врачебной помощи, усилить профилактическую направленность деятельности врача.
В крае работает около 20 тыс. врачей всех специальностей, почти 42 тыс. среднего медицинского персонала. Ежедневно учреждения здравоохранения с лечебно-диагностической целью посещают более 100 тыс. пациентов, проводится 1000 операций и 4,5 тыс. вызовов скорой медицинской помощи.
В больницах региона более 43 тысяч коек. Их эффективное использование полностью обеспечивает потребности населения Кубани в стационарной помощи по медицинским показаниям. Ускоренными темпами развиваются стационарозамещающие технологии организации медицинской помощи.
Широко развивается и специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная. Причем о многих высокотехнологичных операциях всего несколько лет назад мы не могли и мечтать. А сейчас это в порядке вещей.
Лидерами здесь являются Центр грудной хирургии, созданный на базе Краевой клинической больницы № 1 имени профессора С.В.Очаповского, и детская Краевая клиническая больница.
Наш Центр грудной хирургии по объему хирургической деятельности и спектру проводимых кардиохирургических операций делит ведущие места после Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева (г. Москва) и НИИ патологии кровообращения (г. Новосибирск).
Активно развивается новое перспективное направление - трансплантология. В ГУЗ "Краевая клиническая больница № 1 им. профессора С.В.Очаповского" в 2010 году успешно проведены 39 пересадок почек, 12 пересадок печени, 28 пересадок сердца и вторая в стране пересадка легких.
Сегодня мы можем с уверенностью сказать: медицинская помощь в Краснодарском крае - на уровне европейских стандартов.
- С какими инициативами комитет планирует выступить в 2011 году, на что они будут направлены?
- В 2011 году нашим комитетом согласно плану нормотворческой деятельности ЗСК планируется вынести на рассмотрение депутатов следующие проекты законов Краснодарского края: "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об органах труда и службы занятости населения Краснодарского края", "О мерах социальной поддержки, предоставляемых донорам крови и ее компонентов в Краснодарском крае", "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О предупреждении распространения в Краснодарском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ – инфекции)", "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О социальном обслуживании населения Краснодарского края", "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О ежемесячном пособии на ребенка", "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О защите населения от туберкулеза и о противотуберкулезной помощи", "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об охране здоровья населения Краснодарского края", "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Краснодарском крае на 2011 год", "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Краснодарском крае на 2012 год", "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Краснодарском крае на 2012 год", а также постановление Законодательного собрания Краснодарского края "Об информации о состоянии здоровья населения Краснодарского края и об итогах выполнения территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Краснодарском крае на 2010 год и краевых целевых программ по улучшению здоровья населения края в 2010 году".
К примеру, проектом закона "О мерах социальной поддержки, предоставляемых донорам крови и ее компонентов в Краснодарском крае" предусмотрена выплата денежной компенсации на усиленное питание в размере 450 рублей не только донорам, сдавшим кровь (безвозмездно), но и донорам компонентов крови.
Кроме того, с 1 января 2011 года вступает в силу ряд изменений федерального законодательства, которые касаются вопросов деятельности нашего комитета. К числу указанных вопросов можно отнести вопросы охраны здоровья, социального обслуживания, оказания специализированной медицинской помощи против таких заболеваний как ВИЧ-инфекция, туберкулез. В этой связи будем приводить в соответствие и наше региональное законодательство.