Председатель комитета Ставропольского края по государственному заказу Ю.Донских: "Экономия средств краевого бюджета на госзаказах в 2012 году превысила 1 млрд рублей"

Председатель комитета Ставропольского края по государственному заказу Ю.Донских: "Экономия средств краевого бюджета на госзаказах в 2012 году превысила 1 млрд рублей"

В этом году комитет Ставропольского края по государственному заказу сэкономил более миллиарда бюджетных рублей, исключил нарушения сроков рассмотрения документаций заказчиков, организовал более качественный подход при формировании максимальной цены контракта и внедрил на Ставрополье планирование государственных и муниципальных закупок.

О первых результатах этой работы, о планируемых изменениях законодательства в сфере госзакупок, о других полезных и важных нововведениях, а также о планах комитета на следующий год рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" председатель комитета Ставропольского края по государственному заказу Юрий Донских.

- Юрий Юрьевич, в последнее время новостные ленты пестрят сообщениями о разоблачениях чиновников различного уровня. Все эти новости так или иначе связаны с расходованием бюджетных средств и работой системы государственного заказа в нашей стране. Возникает вопрос, насколько "система государственного заказа" решает вопросы, поставленные руководством страны перед чиновниками различного уровня для обеспечения государственных интересов?

- Система государственных закупок в сегодняшнем ее виде начала выстраиваться в нашей стране семь лет назад с принятием Федерального закона N94-ФЗ, который создавался буквально на пустом месте. В 2005 году это был прогрессивный закон, который ввел в систему государственного заказа принципы конкурентности и эффективности, а также начал формировать новые связи между органами государственной и муниципальной власти и бюджетными учреждениями с одной стороны, и поставщиками товаров и услуг для них - с другой. Но за прошедшие годы, кроме накопленного положительного опыта, выявились и проблемы, не решенные действующим законодательством. Ожидается, что многие из них можно будет решить с развитием в России федеральной контрактной системы. До конца 2012 года планируется принятие федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг", в котором закрепляются нормы по прогнозированию и планированию заказов, контролю исполнения контрактов, приема выполненных работ и услуг.

Федеральная контрактная система предполагает новое видение методов разрешения проблем при размещении и исполнении государственного заказа. Предполагается предоставление больших прав заказчикам, в том числе при размещении заказов, повышается и ответственность заказчиков за конечный результат. Необходимо признать, что ничего нового и инновационного в создании такой системы нет. Во всех экономически развитых странах подобные системы есть и функционируют многие десятилетия. Существуют разные подходы и местные нюансы, но необходимость четкой и эффективной регламентации всех этапов удовлетворения государственных нужд очевидна и нигде не оспаривается. При этом мы понимаем, что и ФКС не станет панацеей от случаев неэффективности торгов. Но законодательство, как и все в мире и в природе, постоянно совершенствует и ищет методы борьбы с неблагоприятными факторами в работе. Наша задача, с каким бы законом мы не работали, своевременно выявлять такие факторы и устранять их.

На сегодняшний день более эффективной экономии бюджетных средств, кроме как через торги, я не вижу. Считаю, что если этим будет заниматься исключительно уполномоченный орган, это снизит коррупционные риски в большей степени, чем если закупками будут заниматься сами заказчики. По одной простой причине - чем меньше причастных, тем меньше и риски доверить такое важное дело нечистым на руку людям. И как бы грубо это не звучало, это отражает действительность.

- Расскажите об основных итогах деятельности комитета по государственному заказу в текущем году.

- Все мы знаем, что в 2012 году были осуществлены серьезные кадровые изменения в правительстве Ставропольского края, и в том числе в комитете Ставропольского края по государственному заказу. Губернатор Ставропольского края Валерий Зеренков и правительство региона обращают пристальное внимание на вопросы качественного и своевременного бюджетирования, а также обеспечения прозрачности процедур при размещении государственного заказа. В ходе исполнения функции по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ставрополья, нужд бюджетных учреждений края за 10 месяцев 2012 года комитетом было объявлено о проведении 3 тыс. 615 процедур на общую сумму 18,7 млрд рублей. Экономия средств краевого бюджета составила 1,1 млрд рублей или 8,67% от общего объема размещенных средств.

Комитет значительное внимание уделяет качеству подготовки документации при размещении государственного заказа. Можно также отметить, что с июня 2012 года исключены нарушения сроков рассмотрения документаций заказчиков и организован более качественный подход со стороны заказчиков при формировании начальной (максимальной) цены контракта. Внедряется в крае планирование государственных и муниципальных закупок.

С 1 апреля этого года в "личных кабинетах" на общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru государственные и муниципальные заказчики разместили свои планы-графики размещения заказов на 2012 год.

В рамках обеспечения социально значимых направлений деятельности комитет Ставропольского края по государственному заказу обеспечил своевременное размещение заказов в рамках реализации программ модернизации здравоохранения Ставропольского края, а также модернизации региональных систем образования. Приятно заметить, что наши заказчики отметили профессионализм и качественную работу сотрудников комитета, в адрес которых приходят благодарственные отзывы.

Хотелось бы отметить и тот факт, что в разделе "Интернет-приемная" на сайте комитета www.stavgoszakaz.ru поступают обращения граждан в электронной форме по вопросам деятельности комитета, при этом более 30% обращений поступают из других регионов нашей страны, что говорит о востребованности наших специалистов не только на краевом уровне.

- Что изменилось в работе комитета за последнее время?

- С 1 апреля текущего года часть полномочий по размещению заказов перешла непосредственно самим заказчикам. Переданы функции по размещению заказов способом запроса котировок цен, а также размещение заказов способом торгов с начальной (максимальной) ценой контракта до 500 тыс. рублей. Имеются в виду конкурсы и открытые аукционы в электронной форме. В отношении торгов, которые будут размещаться комитетом, а именно с начальной (максимальной) ценой контракта более 500 тыс. рублей, к обязанностям, предусмотренным порядком взаимодействия комитета и заказчиков, добавлена обязанность согласования заказчиком технической части документации о размещении заказа путем проведения торгов и проекта контракта с органом исполнительной власти, выступающим по отношению к такому заказчику главным распорядителем средств бюджета края на предмет целевого использования средств краевого бюджета и внебюджетных источников финансирования, а также соответствия требований технической части документации потребностям заказчика, необходимым для осуществления его функции и полномочий, в том числе для реализации федеральных и краевых целевых программ, и требованиям антимонопольного законодательства РФ.

- Насколько правильно отработаны технологии оформления необходимых документов и работы с электронными торгами у учреждений, выступающих в роли заказчиков?

- Комитетом проводится информационная работа, направленная на достижение единообразия размещения государственного и муниципального заказа. Сотрудники комитета регулярно проводят обучающие и практические семинары для государственных и муниципальных заказчиков края.

Комитетом постоянно осуществляется проверка устанавливаемых заказчиками требований к товарам (работам, услугам) и участникам размещения заказа в целях исключения предоставления преимуществ одному участнику, "затачивания" документации, что может привести к недопущению или ограничению конкуренции.

Также необходимо отметить, что электронная форма проведения торгов, являясь, безусловно, передовой технологией, вызвала множество вопросов у компаний-поставщиков, которые не сразу смогли сориентироваться в изменившейся ситуации и включиться в активную конкурентную борьбу за государственный заказ по новым правилам.

- Юрий Юрьевич, какие планы ставите перед комитетом на следующий год?

- К числу приоритетных задач деятельности комитета в 2013 году можно отнести вопрос развития в Ставропольском крае системы централизации государственных закупок и их размещения через уполномоченный орган. Здесь мы говорим о том, что ряд однотипных товаров закупается каждым учреждением в крае самостоятельно, хотя их централизованная оптовая закупка могла позволить бы сэкономить значительный объем бюджетных средств, обеспечить необходимое качество закупаемых товаров. Комитет также планирует организовать и провести значительное количество обучающих семинаров для государственных и муниципальных заказчиков в рамках ознакомления с требованиями новых законодательных актов, разработать пакет методических рекомендаций для заказчиков края.

Независимо от окончательной редакции законопроекта о федеральной контрактной системе, деятельность в области государственного заказа существенно усложнится, что влечет новые требования к специалистам комитета. Нельзя не учитывать и тот факт, что в 2013 году планируется передать муниципальные учреждения здравоохранения Ставропольского края в собственность Ставропольского края, что, по нашим предварительным подсчетам, более чем на 30% увеличит количество заказов, размещаемых комитетом. Эти изменения напрямую связаны и с соответствующими организационно-штатными мероприятиями как в учреждениях здравоохранения, так и в комитете Ставропольского края по государственному заказу.

В заключение нашего интервью хотелось бы отметить, что система государственного заказа переходит постепенно на качественно новый уровень и наша задача сегодня - продолжать выстраивать полноценную конкурентную среду и повышать качество государственного заказа.