В Законодательном собрании Краснодарского края действует общественный Совет по этике и нравственности. Члены Совета – видные деятели культуры, руководители СМИ, представители Русской православной церкви, депутаты – обсуждают на заседаниях различные темы, которые касаются каждого жителя края независимо от возраста и социального положения. Подробнее о работе Совета в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказала его руководитель, председатель комитета ЗСК по культуре, спорту, информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями Галина Рыжкова.
- Галина Александровна, какие вопросы приходится рассматривать общественному Совету по этике и нравственности?
- Это круг совершенно разных вопросов, которые объединены общей проблематикой – они касаются нравственного, духовного развития жителей края. К примеру, в последнее время было много вопросов по поводу трансляции телевизионных передач, в частности, реалити-шоу "Дом-2". Кроме того, часто кубанцы обращаются с просьбами рассмотреть законность установки рекламных баннеров и перетяжек на улицах. Не секрет, что наружная реклама порой совершенно не соответствует нравственным понятиям. Если члены Совета приходят к выводу, что жалобы жителей обоснованны и справедливы, Совет обращается в соответствующие органы власти, в чью компетенцию входит решение по тому или иному кругу вопросов. Более того, на наши заседания мы приглашаем представителей заинтересованных структур. Мы держим вопрос на контроле до тех пор, пока не решим его окончательно.
- Как Вы отбираете темы для обсуждения, кто вам "подбрасывает" идеи?
- Зачастую темы для обсуждения возникают после работы депутатов в округах. Бывает, что с теми или иными проблемами люди обращаются напрямую ко мне либо к членам Совета. Интересные, наиболее важные темы мы выносим на заседания Совета. Если человек увидел на улице баннер с изображением или надписью, которая не соответствует его нравственным понятиям, то он может выйти с предложением рассмотреть этот вопрос. Так довольно часто и происходит, ведь встречается такая наружная реклама, засмотревшись на которую даже водители забывают о том, что они за рулем. То есть, не только не соответствующая этическим нормам, но и просто несущая опасность, к примеру, увеличения числа дорожно-транспортных происшествий. Очень часто бывает, что люди звонят мне и сообщают, что в таком-то месте вывесили совершенно безобразную рекламу. Мы с членами Совета едем туда, смотрим, а затем связываемся с главой города или района. Но в основном такие случаи бывают в Краснодаре, потому что в районах, в станицах нет, к примеру, эротических клубов или других подобных заведений. И поверьте, мы находим общий язык с властями столицы края. Бывали случаи, когда после нашего обращения расторгали договоры с рекламным агентством и снимали неприличные баннеры.
- Кто входит в состав Совета?
- В состав Совета входят и спортсмены, и журналисты, и представители культуры, и другие известные деятели, заслужившие уважение своих земляков. Конечно, все они очень занятые люди, так как в большинстве своем занимают руководящие должности. Но главное, что они ответственные и небезразличные. Для них участие в Совете – это не принуждение, а возможность узнать что-то новое и попытаться изменить ситуацию в лучшую сторону. Любой руководитель, если он только будет сидеть в кресле и не интересоваться, что происходит за пределами его кабинета, вскоре станет несостоятелен, он потеряется как руководитель. Так что для членов Совета наши заседания - это возможность послушать мнения совершенно разных людей. Кроме того, если говорить о руководителях СМИ, то, узнавая о негативных фактах или явлениях, они могут передать это своим репортерам, корреспондентам, чтобы те тоже прониклись обсуждаемыми Советом проблемами. В итоге выходят целые серии телевизионных передач, газетных статей. Городским, районным и краевым СМИ мы подбрасываем идеи!
- СМИ откликаются на Ваши предложения?
- Приведу пример: некоторое время назад мы обратили внимание на то, что очень часто в газетах появляются объявления об услугах разного рода ясновидящих, колдуний, экстрасенсов. Члены Совета проконсультировались с психологами и узнали, что жертвы таких лжеспециалистов зачастую выносят из семьи последние копейки, остаются вовсе без средств к существованию, чтобы снять мнимую порчу или кого-то приворожить. Мы попросили журналистов больше не давать эту рекламу. Объяснили, что каждый человек, в том числе близкий тому же работнику газеты, может попасть в такую ситуацию. И если у журналистов есть интерес, то можно устроить таким обманщикам полный разгром, просто приведя подготовленную нами статистику: сколько душевнобольных попало к врачам после общения с этими экстрасенсами, скольких несчастных буквально вынимали из петли. И журналисты нам очень в этом помогли. Во всяком случае, сегодня, изучая прессу, я не вижу в газетах и на телеэкране такого наплыва подобных объявлений.
- Как часто приходится обновлять состав Совета?
- Совет существует с 2005 года, то есть с прошлого созыва депутатов ЗСК. Если учесть, что это только второй срок работы Совета, то получается, что состав у нас меняется нечасто. Но, конечно, в новом созыве ЗСК и в Совете появились новые люди. Изначально, когда мы создавали Совет, мы дали информацию об этом в печатные издания, и предложили населению активно поучаствовать в отборе кандидатур. И люди одобрили кандидатуры тех участников, которые сейчас работают у нас в Совете. Да мы и не ставим перед собой задачу делать какие-либо замены ради замен. Ведь члены Совета – это еще и эксперты, которые дают заключение по вопросам, обсуждаемым на заседаниях. А экспертизу могут делать только те люди, которые являются специалистами и имеют на это право.
- Какие последствия влекут за собой решения, принимаемые советом? Можете ли привести пример реального воздействия решений совета на нарушителей нравственных норм?
- Эти последствия зависят от поставленной нами цели. Так, некоторое время назад мы вышли с инициативой в правительство РФ о необходимости создания экспертного совета по контролю за качеством детской игрушки. На это нас подвигли, конечно же, жалобы жителей, которые в основном касаются импортных игрушек. Мы направили обращение и уже получили ответ о том, что в ближайшее время правительство будет создавать такую группу. Еще один убедительный пример касается передачи "Дом-2". Наряду с другими субъектами мы неоднократно обращались от Законодательного собрания к правительству России, к Государственной думе. И хотя было сложно, но тем не менее, вы сами видите, что ситуация сдвинулась в лучшую сторону. Уже перенесли время просмотра данной передачи, а это означает, что и на федеральном уровне обратили внимание на эту проблему. На данном примере видно, что, если со всех сторон поступают законодательные инициативы, то это имеет свой результат. Как говорится, вода камень точит!