В Краснодарском крае вступил в силу региональный "Закон об организации туристско-экскурсионных перевозок автомобильным транспортом". Он упорядочивает отношения, связанные с организацией таких перевозок и призван обеспечить безопасность туристов и экскурсантов, предупреждение травматизма и несчастных случаев, причинение ущерба окружающей среде при совершении путешествия. Подробнее о Законе в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал председатель комитета Законодательного собрания края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Валерий Науменко.
- Валерий Алексеевич, насколько острой была необходимость в появлении этого закона?
- На майской сессии Законодательного собрания закон "Об организации туристско-экскурсионных перевозок автомобильным транспортом" был принят в третьем, окончательном чтении. Отмечу, что принят он депутатами единогласно! До момента этого последнего голосования проект закона прошел три чтения, и мы еще раз отчетливо убедились в его необходимости. В нем заинтересованы и муниципальные образования, и сами организации-перевозчики. Ну и, конечно, закон не менее важен для наших отдыхающих, туристов, которые приезжают в регион и пользуются этими услугами.
В настоящее время на территории Краснодарского края работает масса различных перевозчиков - предприятий и предпринимателей - предоставляющих услуги по доставке автомобильным транспортом отдыхающих к объектам показа. Это связано с большим интересом к региону, с большим количеством достопримечательностей, как на побережье, так и в горной местности. У нас есть дольмены, водопады, чайные домики и другие красивейшие места, которые привлекают многочисленных туристов. Конечно, когда есть спрос - существует и предложение. Но, к сожалению, ранее мы сталкивались с тем, что данный вид услуг предоставляли люди, не понимающие в полной мере всей ответственности перед пассажирами.
- Как закон может повлиять на перевозчиков, пробудить в них эту ответственность?
- Принятый закон своими положениями урегулирует многие вопросы. Это и требования по подготовке транспорта, и наличие в каждом муниципалитете реестра перевозчиков. Поясню: отныне муниципальные образования обязаны вести учет своих перевозчиков, проверять уровень комфортности, организации процесса в той или иной компании. Власти также должны знать и экскурсионные маршруты - вести их перечень, обследовать на предмет безопасности движения. Обо всем этом должны быть поставлены в известность аварийно-спасательные службы. Еще одно требование закона - перевозчик обязан уведомить спасателей о том, какого числа и с каким количеством пассажиров отправится по маршруту то или иное транспортное средство, чтобы аварийно-спасательная служба могла формировать собственный резерв в этом районе на случай оказания помощи в зависимости от количества транспорта и пассажиров. Также на транспорте обязательно должна быть размещена информация, как об аварийно-спасательных службах, так и о самом перевозчике - телефоны, адреса, названия сайтов в интернете. Эта информация должна находиться в доступном для пассажира месте. Если же автобус с туристами не вернулся из поездки в течение двух часов после того, как ожидался его приезд, фирма должна сообщить об этом спасателям, чтобы те приступали к поискам людей незамедлительно.
Кроме того, закон обязывает перевозчика страховать свою ответственность перед пассажирами. Сегодня предпринимателям придется провести беседы со страховыми компаниями и определиться с видами страхования. Даже если это отразится на стоимости поездки, я думаю, наши туристы поймут, что страхование вводится для их же спокойствия.
- А какие требования предъявляются законом к состоянию транспортных средств и к водителям?
- Требований к водителям достаточно много. Во-первых, стаж работы с аналогичными обязанностями должен составлять не менее трех последних лет. Необходимо, чтобы водители проходили стажировки, повышали профессиональное мастерство. Неукоснительно должен соблюдаться режим труда и отдыха. И это должно быть отражено в документах, чтобы уполномоченные лица могли проверить, не переработал ли данный водитель сверх положенного времени, что может поставить под угрозу жизнь пассажиров.
Конечно, мы сегодня обращаем особое внимание на состояние транспорта. Но так как эти вопросы регулируются федеральным законодательством, мы не стали дублировать в законе все требования. Наша задача - проконтролировать, чтобы эти требования были выполнены. В частности, транспорт должен проходить два раза в год соответствующий осмотр, подвергаться ежедневному контролю технического состояния, иметь всю необходимую экипировку. Ну и, конечно же, автобусы для перевозки туристов должны быть опрятные, чистые. Мы понимаем, что не у всех предпринимателей и фирм сейчас есть средства приобретать новые комфортабельные транспортные средства. Но все же парк довольно интенсивно обновляется - это связано, прежде всего, с растущей конкуренцией, с желанием каждого перевозчика удержаться на этом рынке.
- Наверняка, в законе уделено внимание и тем, кто только собирается заниматься туристическими перевозками?
- Действительно, наш закон предусматривает, что любой предприниматель, любое предприятие, которое желает заниматься этим видом бизнеса, имея соответствующий федеральным требованиям транспорт, может обратиться в муниципалитет с просьбой дать разрешение на работу на том или ином маршруте. Более того, этот предприниматель может сформировать для себя совершенно новый маршрут. Закон сегодня разрешает любую инициативу. А работники муниципалитета обязаны выслушать, зарегистрировать маршрут и внести его в реестр. Но только после того, как будут досконально знать, что это за маршрут, сколько времени он занимает, какие аварийные отряды его обслуживают. Это обязанность муниципалитета - следить за соблюдением требований, предъявляемых к безопасности и комфорту отдыхающих.
- В этом случае, когда столь многие полномочия отдаются муниципалитетам, могут возникнуть и злоупотребления. Как собираетесь бороться с ними?
- Если будут какие-то злоупотребления со стороны чиновников в муниципалитетах, кто-то по-своему, неправильно начнет трактовать положения закона, то депутаты Законодательного собрания, которые держат исполнение закона на контроле, непременно вмешаются в ситуацию, разберутся в ней, дадут разъяснения по применению этого закона. Кроме того, я думаю, что в будущем в закон будут вноситься изменения, так как он не только важный, но и животрепещущий. Мы готовы корректировать его, выслушивать предложения от предприятий, от муниципалитетов, и своевременно реагировать на замечания.
Хочу подчеркнуть, что в этом законе депутаты постарались предусмотреть максимум удобств и максимум безопасности для наших пассажиров. Конечно, мы ни в коей мере не хотим ущемить и права предпринимателей и предприятий. Напротив – убеждены, что предприятия должны иметь возможность развиваться. Но, в то же время, закон требует, чтобы перевозчики относились с пониманием и уважением к нашим туристам. К тому же, со вступлением закона в силу, на наш взгляд, и предпринимателям, и предприятиям будет легче работать - потому что, помимо обязанностей, в законе определены и их права. А это дает возможность избавиться от незаконного предпринимательства, от недобросовестной конкуренции.