Волгоградская областная дума - единственный представительный орган в Российской Федерации, где создан Совет по социальной безопасности, в задачу которого входит анализ и прогнозирование социальной ситуации в области, подготовка нормативных актов в сфере социальной, экономической и правовой защиты населения. О том, что делается в этом направлении, и о ближайших законотворческих перспективах рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" председатель Волгоградской областной думы Владимир Ефимов.
- Владимир Вячеславович, год подходит к завершению, и эти последние месяцы - время подводить итоги и, если необходимо, делать коррективы. Какие социально значимые решения областной думы Вы назвали бы самыми важными на сегодняшний момент?
- Если говорить о вовремя сделанных коррективах, на октябрьском заседании регионального парламента мы приняли изменения в бюджет, выделив 580 млн. рублей на газификацию населенных пунктов области. Это позволит привлечь в ближайшие два года более 20 млрд. рублей средств АО "Газпром". Разделение финансирования процесса выглядит так: за проведение магистралей отвечает "Газпром", за внутрипоселковые трассы и подводки к домам - область. Думаю, многие понимают, что газификация - это и рост экономики, и решение социально-бытовых проблем. Получив голубое топливо и хорошие дороги, люди перестанут покидать село. Будет развиваться инфраструктура, подниматься экономика. Кстати, бюджет регионального дорожного фонда в 2012 году предполагается увеличить более чем в два раза, он составит 6,5 млрд.рублей. Конечно, газификация потребует и сил, и затрат, но это не чья-то прихоть, а жизненная необходимость.
- Программу газификации не всегда оценивают "в позитиве". Не повлечет ли переброс средств на газификацию недофинансирование других расходных статей?
- Чтобы достичь цели, надо сосредоточить на ней все силы. Проанализируем ситуацию: Волгоградская область газифицирована в настоящее время меньше чем на 70%, Среднеахтубинский район - на 42%. Сколько времени пройдет, если газификацию продолжать теми же темпами? Годы? Десятки лет? А сегодня благодаря тому, что интересы региона отстаивает первый вице-премьер российского правительства Виктор Алексеевич Зубков, есть возможность полностью газифицировать область в кратчайшие сроки.
- А скажите, какая разница для жителей региона, если намеченные правительством программы по Волгоградской области будут выполнены?
Только в этом году намечено ввести 68 пусковых объектов на территории большинства муниципальных образований Волгоградской области. И мы сегодня понимаем, что это - реально!
- Но с практическим осуществлением газификации не все просто. На днях в областной думе состоялось рабочее совещание по вопросу газификации частных домовладений, в котором приняли участие представители администрации региона, банкиры. Что обсуждали и каков итог?
- Да, мы провели такое совещание, выполняя поручение президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина о поддержке малообеспеченных граждан при газификации домовладений. Совещание в думе по проблемам газификации стало первым, но далеко не последним. Речь в первую очередь шла о гражданах, которые по финансовым причинам не могут подключиться к газу. Цена вопроса - 70 тысяч рублей и выше. Некоторые организации обосновывают высокие расценки количеством квадратных метров дома, но ведь 90% сельских домов имеют площадь 50-70 квадратных метров, а то и меньше. Для того чтобы добиться газификации, надо оформить много справок, пройти БТИ, подтвердить право собственности. А это тоже деньги! И порой расходы на оформление документов и газификацию превышают даже стоимость самого дома! Понятно, что о кредите здесь говорить не приходится - какой банк выдаст ссуду пенсионеру? Кроме того, нужно сделать максимально прозрачными конкурсы по газификации. Нельзя допускать, чтобы выигрывали организации, демпингующие цены, но не способные осуществить качественные работы. Надо создать комиссии, которые будут постоянно мониторить ситуацию в этом направлении. И принять решение на уровне администрации региона или Думы, которое будет ограничивать цену работ по подведению и врезке газа, а также подумать, как снизить процентные ставки по кредитам, предоставляемым населению на газификацию.
- В сфере социальной политики Волгоградской областной Думе есть чем гордиться - регион лидирует в принятии целого ряда социально значимых законов.
- Действительно, мы лидируем по количеству и сумме выплат населению. В 2011 году и до этого на социальные нужды распределялось 70% областного бюджета. Миллиард рублей каждый год выделяется на индексацию - на содержание ребенка, находящегося под опекой, труженикам тыла, жертвам политических репрессий. Мы первыми в России заявили о поддержке семей, кормильцы и дети которых погибли в локальных точках. Первыми приняли Закон об организации детского питания. Приняли Закон о ветеранах Волгоградской области, Закон о детях Сталинграда. Инициировали принятие федерального закона о поддержке всех детей - свидетелей Великой Отечественной войны. В настоящее время готов к обсуждению Социальный Кодекс Волгоградской области, в котором собраны все социальные гарантии для человека, попавшего в ту или иную ситуацию. В России таких законов единицы.
Кроме того, в рамках программы модернизации образования мы выполняем поручения премьера правительства РФ, повышая зарплату педагогам школ и дошкольных учреждений до уровня средней в сфере экономики региона.
Принимая недавние поправки в бюджет, мы компенсировали выпадающие доходы муниципалитетам при потреблении энергоресурсов. Это решение позволило им рассчитаться с долгами перед поставщиками тепла и газа, не допустив срыва начала отопительного сезона.
- Такую социальную нагрузку не каждый бюджет выдержит! Некоторые эксперты считают, что необходимо провести ревизию предоставляемых в регионе льгот.
- Я не поддерживаю инициативу о том, что у кого-то нужно что-то отобрать. Это всегда болезненный процесс. Но от заявительного принципа тех или иных льгот я бы уходил. Потому что многие люди просто не знают, на что они имеют право. И надо делать любую социальную выплату целевой и персональной, нужно выстраивать четкую систему адресной помощи.
- Газификация и прочие социальные нужды - процесс затратный, а где Вы видите в области положительную динамику?
- За год вырос на 5% валовой продукт региона. Этот показатель выше, чем в среднем по России. Например, наши волжские предприятия: Трубный завод, Абразивный завод, автобусный завод "Волжанин" стабильно работают благодаря тому, что совершенствуют технологии, обновляют оборудование, инвестируют в развитие производства. Положительная динамика стала возможной в том числе и благодаря закону об инвестиционной политике, принятому областной Думой по инициативе фракции "Единая Россия". Капитал в область за руку не приведешь, инвестору нужны реальные условия для дальнейшего развития. Вот их мы и будем продолжать создавать, в том числе и с помощью законов. Конкретный и свежий пример того, какой результат дает инвестиционное законодательство - открытие нового производства на ЗАО "ВАТИ-АВТО". На самом Волжском заводе асбесто-технических изделий трудятся почти 240 волжан - производят комплектующие для автомобильной промышленности России и стран СНГ. А открытие нового цеха обеспечит рабочими местами еще 90 человек, кроме того, позволит заводу выйти на европейский рынок, увеличить производство для наших российских производителей - АвтоВАЗа, ГАЗа, Волжского моторного завода, нашего Тракторного. Закон об инвестиционной деятельности, принятый региональным парламентом в прошлом году, оживил ситуацию в экономике - с его принятием банки охотнее стали выдавать кредиты предприятиям, которым областной бюджет компенсирует процентную ставку.
Областная Дума совместно с администрацией региона сегодня ведет работу над очередным документом, призванным помочь тем производителям, у которых пока нет так называемой серьезной залоговой базы - производственных площадей, корпусов, техники. В то же время залоговая база необходима производителям, чтобы привлекать банковские кредиты под реализацию инвестиционных проектов. Это позволит серьезным крупным проектам развернуться, и в результате мы получим много новых рабочих мест, серьезные налоги, доходы в бюджет.
- Какие гарантии и преференции для инвесторов имеют основное значение?
- Для тех, кто вкладывает большие деньги, важно, насколько лояльно к ним руководство области, законодательная база региона. Вариантов предложений для привлечения инвестиций много. Например, в Быковском районе по принципу софинансирования реализуется пилотный проект - создание МУП "Центр коллективной обработки земли". Цена вопроса - более 40 млн рублей. Суть проекта в том, что фермерам, у которых в собственности находятся небольшие площади земли, достаточно накладно иметь весь комплект техники. В небольшом хозяйстве трактор задействован не целый год, а всего несколько месяцев. Было решено создать МТС, где по заявкам фермера будет выделяться техника. Такое предприятие тоже должно иметь свою землю для обработки, чтобы техника от заявки к заявке не простаивала. Ясно, что МУПы не всегда экономически рентабельны, но всегда есть возможность продать их инвестору. Пусть этот процесс будет растянут во времени. Но, как известно, молниеносных успехов не бывает!
- Какие решения приняла дума для развития агропромышленного комплекса региона?
- Сельскохозяйственное производство находится под открытым небом, и влияние погодных условий велико вне зависимости от качества вложенного труда. На состояние дел в АПК необходимо реагировать в оперативном режиме. Этим Дума постоянно занимается. Так, в результате жесточайшей засухи прошлого года аграрии понесли значительные убытки. На федеральном и региональном уровне были приняты законы, которые сгладили ее негативные последствия. Настоящим подспорьем для селян стал принятый закон о льготе по налогу на имущество сельхозпредприятий, в том числе предприятий, осуществляющих хранение и переработку сельхозпродукции - элеваторов.
Чтобы сохранить плодородие почвы, дума разработала и уже приняла в первом чтении закон "О плодородии сельскохозяйственных земель". В нем предусмотрен целый комплекс мер, направленных на защиту и сохранность земель.
Оказывается поддержка селянам. Сегодня сельхозпроизводитель имеет возможность получать кредиты практически с нулевой ставкой. Федеральный бюджет субсидирует две трети ставки от ставки ЦБ РФ и одну треть - региональный бюджет. С учетом прошлогодней засухи краткосрочные кредиты с субсидированием было решено пролонгировать на 3 года. Что касается долгосрочных кредитов на приобретение техники, сегодня они субсидируются практически стопроцентно. Также предусмотрена компенсация на приобретение семян элиты в объеме до 8 тысяч рублей за тонну. Субсидируется топливо, затраты на приобретение удобрений и т.д. В итоге все эти компенсации составляют от 1,5 до 2 тысяч рублей на гектар затрат, или 30% экономии от прямых затрат агрария.
- И для села, и для города всегда актуально качество услуг ЖКХ. Насколько эффективно в регионе ведется работа по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в рамках целевой программы "Жилище"?
- Задача программы модернизации ЖКХ - это повышение качества оказываемых услуг для населения. И, конечно же, создание условий для безубыточной работы коммунальных предприятий муниципальных образований. В первую очередь, для этого необходимо заменить ветхое тепловое оборудование на современное, а также внедрить автономные источники теплоснабжения. Реализация энергосберегающих мероприятий позволит на сегодняшний день модернизировать 14 коммунальных котельных общей мощностью 42 Гкал с заменой изношенных котлов, произвести замену 12 км теплотрасс с применением предварительно изолированных труб, построить 39 автономных теплоисточников мощностью 5 Гкал. На реализацию перечисленных мероприятий из областного и районных бюджетов выделено 360 млн рублей. По расчетам специалистов, экономический эффект от проводимых работ уже в этом году составит более 100 млн рублей.
Муниципалитетам, находящимся в наиболее тяжелой ситуации, оказывается содействие в модернизации объектов ЖКХ. Но, ради справедливости, депутаты считают, что область должна материально стимулировать те районы, которые являются активными участниками реализации энергосберегающих мероприятий.
По данным областной администрации, на модернизацию всего теплового оборудования в области необходимо почти 3 млрд рублей, еще больше - на замену теплосетей. С учетом дефицита средств в 2012 году мы планируем направить средства наиболее "проблемным" районам области: Городищенскому, Жирновскому, Иловлинскому и Руднянскому. Ожидаем, что в дальнейшем коммунальные предприятия этих муниципалитетов смогут не только работать прибыльно, но даже уменьшать тарифы для населения.
- Какие еще задачи, актуальные для жителей всей области, ставят перед собой депутаты?
- Мы стремимся работать на перспективу, в унисон с заданиями, которые обозначает правительство страны. Это и реализация проекта "Учительский дом", цель которого - обеспечить жильем учителей, предоставить им льготную ипотеку. На поддержку молодых врачей, выезжающих работать в сельскую местность, нацелен проект "Земский доктор". В настоящее время специалистами проводится изучение масштаба существующих в данном направлении проблем, определяются необходимые меры и объемы помощи.
Полагаю, что волгоградцев и жителей области заинтересует разрабатывающийся сейчас закон о региональном материнском капитале, который будет выплачиваться из областного бюджета в дополнение к федеральному материнскому (семейному) капиталу. Проектом закона предусмотрено, что родительский капитал многодетным семьям будет выплачиваться в виде единовременной денежной выплаты в размере 40,7 тыс. рублей.
- Рождение детей неразрывно связано с вопросом обеспечением детскими садами…
- Снизить остроту вопроса предлагают, в том числе, за счет выплаты компенсаций родителям, которые не могут устроить своих детей в дошкольные учреждения. Но я не уверен, что это полностью снимет проблему. Такой путь приведет к миллиардным тратам, но не решит коренным образом проблему ни строительства новых детсадов, ни отдельно взятой семьи. Компенсации не смогут покрыть в полной мере расходы на устройство детей в частные дошкольные учреждения или оплату няни для ребенка. Считаю, что лучше средства направить на строительство новых детских садов с привлечением частных инвестиций. Эта концепция заключается в законодательных мерах по привлечению частных инвесторов в сферу строительства дошкольных учреждений. Так, мы предлагаем освободить инвесторов от налога на имущество и части налога на прибыль на срок окупаемости проекта, либо компенсировать часть расходов прямым финансированием из бюджета.
- Владимир Вячеславович, мы много говорили о бюджетной поддержке, но не считаете ли Вы, что для того чтобы дела в разных сферах нашей жизни шли на лад, одного только вливания денег недостаточно?
- Большая часть успеха кроется в умении быть хозяином, в кадровой политике. Кадры, как и во все времена, решают все! И я уверен, что забота о подготовке специалистов должна быть одной из приоритетных задач власти. Кадры сегодня в дефиците, в том числе во властных структурах. В кадровом резерве, не скрою, есть много талантливых ребят, но не каждого из них призывают на работу. Зачастую, увы, берут людей из тех, у кого есть родственные связи, но не тех, кто является профессионалами. Это всегда меня расстраивает. Кроме того, "золотая молодежь" стремится попасть сразу на не самую низкую ступень карьерной лестницы. А я уверен, что надо обкатывать молодые кадры на низовых уровнях - отделов, подразделений. Кадры надо растить снизу вверх. Прийти же на должность готового руководителя - не так просто. Полгода человек будет разбираться, ошибки совершать, шишки набивать. А в итоге наносится ущерб делу, и приходится человека увольнять, потому что не справился. Но по большому счету, это ведь не его вина. Это ошибка работодателя. Умение разбираться в людях и оценивать их кадровый потенциал - большое искусство. Кто бы ни был руководитель - губернатор, глава города - он на своем месте должен проводить жесткую кадровую политику.
- Говорят, закон живет, если он действует. Сложно ли депутатам контролировать исполнение законов в области?
- Закон должен быть всегда избыточным с точки зрения его понимания. Человек должен прочитать закон и не искать еще 25 инструкций с тем, чтобы понять, как он работает. Пока в этом смысле мы далеки от совершенства. Порой множество подзаконных актов, которые генерируют определенного рода чиновники, доводят благую идею до абсурда. Я понимаю, что в текст закона нельзя прописать подробнейшую методику его применения, но базовые принципы он должен содержать, чтобы не было возможностей увильнуть от его исполнения, и исключить любые коррупционные проявления.
И здесь очень важна обратная связь депутатов с избирателями, публичность и открытость обсуждения самых разных вопросов. Никакие аналитические справки и доклады не заменят встреч с населением, с общественными объединениями, прямого диалога, в котором можно и насущные проблемы узнать, и совет дельный получить, да и критику выслушать. Ведь, в конечном счете, работа депутатов оценивается по тому, как принятые законы отразились на конкретном человеке, смогли ли они улучшить его экономическое и социальное положение.