В ходе обсуждения проекта бюджета 2012 года губернатор Краснодарского края Александр Ткачев отметил, что региональный бюджет от года к году прирастает не только количественно, но и качественно. При этом прошедшие обсуждения проекта народного бюджета в муниципалитетах, по мнению главы региона, хорошая и полезная форма работы. О деятельности Законодательного собрания Краснодарского края по развитию местного самоуправления, о том, сохранит ли в будущем году краевой бюджет социальную направленность, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" председатель Законодательного собрания Краснодарского края Владимир Бекетов.
- Владимир Андреевич, депутаты Законодательного собрания Краснодарского края, как известно, уделяют значительное внимание развитию местного самоуправления Кубани. Что удалось сделать для развития территорий, какие проблемы предстоит решить в ближайшее время?
- Дело в том, что вступление в действие федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления" на первых порах добавило больше вопросов. Я, например, не очень его поначалу воспринял. Мне казалось, что это, в общем-то, путь в никуда, что многое из уже наработанного вряд ли будет реализовано в полном объеме. На совещании в Москве с участием президента РФ и разработчиков закона мы обменивались мнениями достаточно откровенно. От В.Путина, занимавшего тогда пост главы государства, услышали аргументированные доводы о том, что именно реализация 131-го ФЗ может помочь нам поднять активность жителей поселений. Собственно, тогда я понял, что иного пути, как реализовать закон, у нас нет. И для того, чтобы не наломать дров, нам нужно было самим изучить этот закон, довести его до сознания и до сведения населения и вместе начинать его исполнять.
Совместно с администрацией края мы провели целый ряд встреч с жителями наших муниципальных образований по обсуждению самого механизма реализации закона. Если быть точным, то таких встреч было шесть, Это, своего рода, расширенные парламентские слушания.
Начали с Армавира. В зале на 750 мест, что называется, яблоку негде было упасть. Впервые мы пригласили к участию преподавателей общественных дисциплин из школ, колледжей, вузов. Расчет был сделан на то, чтобы они обратили внимание, прежде всего, на молодежную аудиторию, рассказали им о самом местном самоуправлении, как оно будет работать на территориях, какими должны быть основные принципы управления в поселениях.
Откровенно говоря, не везде наша инициатива воспринималась под аплодисменты. Тем не менее, мы продолжали настойчиво убеждать и наших сторонников, и оппонентов в том, что у нас иного пути нет, мы должны работать в рамках этого закона.
Следующим шагом было для нас, увеличение количества депутатов в органах местного самоуправления. Сразу замечу, такое решение принималось также в рамках закона. Если минимально мы могли иметь 4 тысячи депутатов, то увеличив до 6,5 тысяч, скажем так, не превысили максимума.
Кроме того, привлекли к сотрудничеству созданные ранее квартальные комитеты территориального общественного самоуправления (ТОСы). Они для нас были как депутатский корпус, ведь это те самые активисты, которые работали, по сути, на уровне местного самоуправления.
Более того, накануне выборов глав сельских поселений, мы организовали учебу для кандидатов, которые претендовали на эти выборные должности.
Требовалось избрать 378 глав, а кандидатов было 500. Все они прошли обучение на специально организованных курсах. В основу программы был заложен именно 131-й ФЗ. Как его необходимо исполнять на территориях, что должны делать главы поселений и т.д. Группы будущих управленцев территорий по 50-60 человек прошли недельную подготовку. Им были созданы все условия, в т.ч. бытовые, для их проживания отремонтировали общежитие.
По завершении учебы претенденты на должности глав поселений сдавали зачеты, получали сертификат, что получили теоретическую подготовку и готовы в случае, если им будет оказано доверие, возглавлять поселения. Мы понимали, с какими сложностями можем столкнуться, ведь даже механизма, регламентирующего подобные шаги, не было. Тем не менее, мы были абсолютно уверены, что наши действия пойдут на пользу становления местного самоуправления на Кубани. Люди нас поймут и поддержат. Время показало, что решение приняли верное, разумное в практическом плане. И вот почему. Некоторые из будущих управленцев поняли, что их ожидает более серьезное испытание, чем они думали. Некоторые из них отказались, не пошли на выборы, нашли себе другое посильное применение.
Затем, когда выборы прошли, избранные главы поселений обратились с просьбой продолжить учебу. Безусловно, мы пошли навстречу им. И вот с тех пор у нас работают постоянно действующие курсы. Ни один год они у нас, так сказать, без дела не сидят. Там мы обучаем депутатов, председателей комиссий, комитетов. Получают дополнительную профессиональную подготовку главы сельских поселений. Затем общественные организации обратились, профсоюзы. Председатели райкомов профсоюзов попросили, чтобы мы довели до них, закон о местном самоуправлении. Казаки тоже обратились. Пожалуйста, мы для них организовали учебу. Сегодня счет тех, кто прошел учебу, идет на несколько тысяч. Казалось бы, прошло немало времени с момента вступления 131-го ФЗ в силу, тем не менее, желающих получить необходимые знания по реализации этого и других законов меньше не стало. Мы это только приветствуем.
- Владимир Андреевич, как сегодня в поселениях воспринимают реализацию 131-го федерального закона?
- Спустя четыре года, накануне следующих выборов глав местного самоуправления на встрече с избирателями в Армавире я поинтересовался у собравшихся в зале: "Скажите, у нас есть местное самоуправление?". И зал ответил: "Есть". Значит, жители Кубани почувствовали, что действительно местное самоуправление в регионе работает.
На следующем этапе исполнения закона мы подошли к тому, что в соответствии с ним необходимо передавать полномочия муниципальным образованиям в полном объеме, но их нужно было финансировать. Как всегда, денег не хватает. И мы тогда решили проводить научно-практические конференции об экономических основах местного самоуправления.
Поделюсь опытом, думаю, что он будет полезен. Как мы делали: из нескольких близлежащих районов выбирали сельское поселение, идентичное для других муниципальных образований. Туда выезжали специалисты аппарата Заксобрания и соответствующих департаментов администрации края. В течение нескольких дней глубоко изучали возможности этого поселения, его существующую налогооблагаемую базу, насколько полно собираются налоги и какие возможности развития экономики имеет данная территория, что можно предпринять, чтобы обеспечить большую занятость населения, насколько полно выплачивается заработная плата людям, которые задействованы в экономике, еще целый ряд вопросов. Затем в этом поселении собирали из районов глав и депутатов обозначенных муниципальных образований, председателей ТОСов, представителей общественности. Наши специалисты выступали и рассказывали, что в этом поселении необходимо сделать. Обсуждали перспективы его развития, имеющиеся возможности и резервы. Принимали резолюцию и раздавали всем. В резолюции было написано, что все присутствующие работают у себя по ее реализации. Объясняли, что в порядке контроля мы вернемся через год-два, посмотрим, что удастся сделать.
Одно из поселений, уже из другого района, должно было показать свою работу и отчитаться, как выполняются рекомендации.
Первым у нас было в Успенском районе Коноковское сельское поселение, а затем в порядке контроля мы работали в Попутненском поселении Отрадненского района. Изучали, что сделано по резолюции, какие возможности еще не реализованы. По такой схеме мы отработали весь край. Что это нам дало? У нас существенно вырос доход по всем сельским поселениям. Они значительно увеличили поступления собственных налоговых и неналоговых доходов. И сегодня наиболее важный момент, который я должен выделить: у нас абсолютное большинство глав сельских поселений знает, что такое налоги, что такое налогооблагаемая база и знают, как их зарабатывать. Этим вопросом занимаемся.
- Как Вы оцениваете динамику развития экономики поселений в эти, скажем так, два посткризисных года?
- Сразу хочу сказать, что кризис - это не для нас. Мы не должны сегодня о нем говорить. У нас - аграрная территории. Кубань - богатейший регион, где производится большое количество сельхозпродукции, что немаловажно, осуществляется ее переработка. Наша задача – не снижать объемы производства. В последнее время у нас значительно увеличилось количество теплиц, то есть овощеводством закрытого грунта стали в сельской местности заниматься более активно. Развиваем картофелеводство. Наладили прочные связи с предприятиями в Подмосковье, которые занимаются производством семян картофеля. Они по приглашению главы Калининского района взяли надел земли, заложили делянки по сортам картофеля, осенью вместе с местными картофелеводами убрали урожай, который удался. Теперь закупаем семена, уже опробованные на кубанской земле. В результате у наших картофелеводов увеличились урожаи, естественно, доход растет, стабильность появилась. Сейчас мы думаем, как распространить опыт развития картофелеводства на другие территории. Словом, в этом направлении тоже есть движение.
- Владимир Андреевич, можно ли сегодня вести речь о том, что местные производители готовы способствовать решению проблемы продовольственной безопасности на Кубани, а также удовлетворять спрос жителей поселений в товарах и услугах?
- Что касается Краснодарского края, если мы пересчитаем производство продуктов питания на душу населения и сопоставим с медицинскими нормами потребления, то Кубань себя продуктами обеспечивает. Но это непозволительная роскошь для нас, поскольку мы должны производить значительно больше продуктов, чем будем потреблять, потому что есть регионы в России, которые не могут произвести те или иные овощи, фрукты, что выращиваются на Кубани, в достаточных объемах. Поэтому, я бы расценивал продовольственную безопасность как более глобальную проблему, в рамках одного государства, в рамках России. Соответственно, более четко сформулированные задачи перед регионами на уровне отраслевых министерств и ведомств позволят, на мой взгляд, быстрее решить проблему продовольственной безопасности. Тем более государство оказывает поддержку агропромышленному комплексу, выделяет средства на развитие этой сферы.
- Многие эксперты убеждены, что основу экономики Краснодарского края должны составлять предприятия малого бизнеса в АПК. Какую поддержку оказывают депутаты краевого парламента развитию форм малого бизнеса в сельской местности, какие долгосрочные программы приняты в нынешнем году?
- Безусловно, вместе с администрацией Краснодарского края постоянно уделяем внимание развитию предприятий малого бизнеса в сельской местности. Работаем вместе. У кого родилась хорошая идея, независимо от ветви власти, принимаем ее в работу. Главное, чтобы от нее была польза в территории, поселении.
Для нас этот аспект очень важен. Параллельно мы работаем с местным самоуправлением по развитию малого предпринимательства в поселениях. Начинали с реализации федерального закона о развития личных подсобных хозяйств. В станице Фастовецкая Тихорецкого района в местный Дом культуры пригласили для откровенного разговора тех, кто хотел обеспечить себя работой. Людей собралось много. Но сначала это был разговор слепого с глухим. Я выступал перед собравшимися сельчанами, рассказывал о необходимости работать, заниматься хозяйством. А мне тогда говорили, что требуется увеличить выплаты пособий по безработице, пособия на детей и так далее. Затем слово взяла директор местного консервного завода, чтобы рассказать, как они могут работать с населением. Она предложила участникам встречи, которые считались безработными, выращивать огурцы, а затем сдавать на завод для переработки. Ведь тоже выход. К слову, я поинтересовался у нее, откуда на предприятие поступали те же огурцы для переработки? Она говорит, что "Из Индии, уже в бочках, соленые, а на заводе их расфасовывали в стеклянную тару и отправляли в торговую сеть. Покупателями продукции были, по ее словам, собравшиеся в зале на нашу встречу. Тогда и пришлось задать залу вопрос: "Скажите, вот жить на Кубани, получать пособие по безработице, покупать индийские огурцы и при этом мечтать о хорошей жизни. Это нормально?".
В общем, какой-то перелом в сознании людей наступил, но таких собраний мы провели 48. Теперь разговор на аналогичных встречах идет о пастбищах, о поголовье, о ветеринарном обслуживании, о стоимости продукции, о дотациях, о налоговых льготах, но не о пособиях по безработице. Это вселяет оптимизм. Занятость населения наряду с тем, что мы занимались развитием местного самоуправления, на мой взгляд, дала положительные результаты.
Сегодня мы переходим уже на более такой высокий уровень. Необходима не просто занятость. Мы анализируем ситуацию в поселениях, смотрим, какое направление агрокомплекса востребовано. Например, есть потребность в столовом винограде, нужно увеличивать его производство. Соответственно работаем в этом направлении. Если необходимо сады развивать, на данном направлении сосредотачиваемся.
Для этого разработали программу, открыли месячные курсы на базе Кубанского аграрного университета. Скажем, начальное образование, как минимум среднее специальное, у претендента есть, а азы виноградарства, садоводства ему ученые дадут. Сдал экзамены, получил сертификат, получает право претендовать на получение земли в аренду. Нет смысла давать землю, скажем так, человеку со стороны, кто не умеет на ней работать. Сейчас мы планируем в Динском районе, я думаю, в марте откроем группу для тех, кто хочет заниматься выращиванием винограда, сада. У нас есть те, кто сегодня неплохо преуспел в этом полезном деле. Динской район- это не виноградарская зона, но там работает уже профессионал–виноградарь. У него 5 гектаров земли, виноградник плодоносящий, какое-то количество сада здесь же на этой территории и питомник небольшой виноградный. Вместе с женой выращивают и разводят виноград. Настолько востребована его продукция, что он реализует ее, можно сказать, на дому. Рядом проходит автотрасса. Рассказывает, что уже есть постоянные покупатели, которые из года в год, возвращаясь с отдыха домой, покупают у него виноград.
Он подметил очень интересный момент. Например, если молодой человек в возрасте 25 лет начнет заниматься виноградарством на участке 2,5 га, то к 32 годам он сможет построить себе дом стоимостью 6-8 млн рублей. Приобретет хороший автомобиль и будет жить нормально. Я спросил: "Почему именно 2,5 га?" Он говорит: "Это размер земельной доли у нас в районе". А эту долю имеют тысячи семей, поэтому потенциал есть.
Мы предложили ему организовать на базе хозяйства курсы виноградарей. Он согласился. Экзамены у будущих виноградарей будут принимать специалисты краевых департаментов сельского хозяйства и образования. Сдадут, будут заниматься выращиванием винограда. Вот вам наглядный пример занятости населения и развития малого бизнеса в поселениях.
Кто-то захочет садоводством заниматься. Пройдет подготовку, изучит основы садоводства и в добрый путь. Работает, например, малое предприятие по выращиванию роз, почему не предложить на его базе организовать подготовку специалистов-цветоводов?
Предприимчивому, грамотному человеку, я думаю, вполне достаточно одного года, чтобы все это освоить. Мы ему предоставляем выбор: изучил, получилось, может, он собственное производство организует, может, это будет профессиональный обрезчик-виноградарь или озеленитель-садовод, в муниципалитете будет работать. Когда есть специальность, применение всегда найдешь.
В качестве официальной поддержки развития малого бизнеса в сельской местности запланировали в декабре провести выездную сессию в Новороссийске. Депутаты краевого Заксобрания рассмотрят ход реализации постановления о выделении земельных участков под развитие виноградарства и садоводства в пяти районах края. На эту сессию приглашаем, в том числе крупных производителей, поскольку все должны понимать важность данного вопроса.
Мы хотим, чтобы было взаимодействие. Если у крупного производителя появляются лишние рабочие руки, он имеет право сократить их. Однако, задача власти - предоставить земельный участок для того, чтобы эти руки сами себя обеспечивали, могли прокормить семью на достойном уровне. Кроме того, этот крупный производитель должен заниматься производством посадочного материала, а мы ему будем компенсировать затраты. Более того, хочется, чтобы такие предприятия стали центрами подготовки и переподготовки специалистов аграрного комплекса. Таким образом, реализация ноу-хау в АПК Кубани в центре внимания депутатов краевого Законодательного собрания. Мы максимально готовы к тому, чтобы оказывать на законодательном уровне содействие нашим аграриям.
- Скажите, пожалуйста, личные подсобные хозяйства получили поддержку среди населения Краснодарского края, каковы потенциальные возможности рынка сбыта произведенной в них сельскохозяйственной продукции?
- К великому сожалению, каких-либо льгот на рынке сбыта продукции АПК наши сельчане не имеют. Мы несколько лет бьемся над тем, чтобы был принят федеральный закон, регулирующий деятельность оптового звена при сбыте выращенной селянами сельхозпродукции. Как известно, торговая деятельность на территории России регулируется только федеральным законодательством. Соответственно, мы не имеем права вторгаться в эту область.
Безусловно, нас, например, интересовало, как Турция за короткий промежуток времени могла научиться производить такое огромное количество плодов и овощей. Направили делегацию в Турцию, возглавил ее мой первый заместитель, поехали туда, посмотрели. Все оказалось очень просто – это у них семейный бизнес. Причем размер земельного участка всего лишь от 30 до 70 соток. У нас же земли больше. Условия природно-климатические у них хуже, чем у нас, но организационные вопросы они решили. Создали ассоциации вот этих производителей в рамках административно-территориального деления. У нас – районы, у них эти образования по-другому называются. Всю выращенную продукцию крестьянин сдает на оптовый рынок. Правительство устанавливает минимальные закупочные цены, ниже которых нельзя приобретать сельхозпродукцию. Осуществляется регулирование цен, чтобы производитель проявлял интерес. И оптовый рынок ищет себе покупателей. На вопрос, а кто покупает, они отвечают, что приобретают продукцию наши с вами сограждане. Вот такой подход дал возможность Турции всю Восточную Европу завалить своими овощами.
Мы разработали проект федерального закона. Пока он не принимается на уровне Госдумы. Разные причины выставляются. Одна из них - якобы неконкурентные условия будут созданы для иностранного сельхозпроизводителя. Я с этим категорически не согласен, потому что иностранная продукция к нам заходит крупными партиями, а наша продукция поступает на рынок разрозненно.
- Владимир Андреевич, на протяжении целого ряда лет бюджет Кубани имеет социальную направленность, планируется ли сохранить ее в 2012 году?
- Социальная направленность бюджета будет сохранена. У нас рост поступлений в бюджет предполагается 15% к уровню прошлого года. Мы провели парламентские слушания по бюджету. Но это было уже завершающее мероприятие перед тем, как закон был рассмотрен на сессии Законодательного собрания. Впервые в этом году мы провели предварительные слушания бюджета на пяти площадках где присутствовало в общей сложности более 3 тыс. человек. Были высказаны пожелания, которые будут обязательно учтены. Есть очень интересные предложения, суть которых сводится к необходимости создания условий дальнейшего развития АПК, малого и среднего бизнеса, повышения эффективности работы органов местного самоуправления на территориях, решения социальных вопросов. Все участники обсуждения народного бюджета, внесшие свои предложения, будут обязательно проинформированы, как реализуются их пожелания.
- Кстати, какие пожелания высказывались?
- Пожелания такие: поддержку малому бизнесу гарантируйте на несколько лет. Мы внесем в текстовую часть закона о том, что поддержка малому бизнесу не будет снижаться в течение этих трех лет. То есть у предпринимателей уже есть определенная гарантия. Считаю, увеличивать поддержку надо, а снижать нельзя. Правда, были вопросы о необходимости строительства дорог, о создании рабочих мест, по семейным фермам, чтобы больше финансирование было. Поэтому народ уже смотрит не только на социальную направленность бюджета, хоть это очень важно. Сегодня многие думают о том, как он будет нам помогать развиваться. То есть они бы уже хотели видеть бюджет таким, чтобы он содержал как социальную направленность, так и был ориентирован на развитие региона, территорий. Думаю, что это - правильный подход.
- ЗСК приняло закон "О государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесленной деятельности в Краснодарском крае". Какую поддержку получат кубанские ремесленники?
- Принимая этот закон, мы исходили из того, что у нас в крае достаточно много умельцев, кто делает сувенирную продукцию, ничуть не уступающую той, которую привозим из-за границы. Более того, она нередко по своему качеству и оригинальности превосходит зарубежную. В Белореченске один из жителей показал изготовленные им сувениры из керамики, очень здорово они у него получаются. Он уже малое предприятие создал, в развитие которого вложил свое единовременное пособие по безработице. В ходе осмотра экспозиции выставки "Агропромышленная ярмарка Кубани" побывали в павильоне, где свою продукцию представляли наши кубанские ремесленники. Руки у них, действительно, золотые. Потому и выставка получилась очень интересной и, что самое главное, востребованной. Некоторые из них, конечно же, реализуют свою продукцию, кто через интернет-магазины, кто на площадях стоит, берут в аренду место для торговых точек. При этом у них есть проблемы с реализацией.
Поэтому мы решили, что должен быть принят такой закон. Очень активное обсуждение этого проекта было на парламентских слушаниях. Прежде всего, нас интересовало мнение самих умельцев. И ремесленники сказали нам, что их такая поддержка устраивает. В крупных городах края в аренду их объединениям, согласно принятому закону, будут предоставляться торговые площади, где они бы сами могли заниматься реализацией изготовленной ими продукции. Более того, жители и гости Краснодара будут со временем знать, что на такой-то улице есть магазин, куда можно пойти и приобрести сувенирную продукцию в ассортименте.
- Кстати сказать, одной из главных проблем для малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день является недоступность банковских кредитов. Какие меры планирует применять Краснодарский край, чтобы решить эту проблему?
- Давайте подумаем, как поступить, если встречаются два собственника? Банк – это собственник и тот, кто пришел брать кредит, тоже собственник. И у каждого недоверие изначально заложено в отношении друг друга. Соответственно имеется и свой интерес - я тебе дам кредит, а вдруг ты не вернешь, либо я у тебя возьму определенные средства, причем немалые, а вдруг ты меня обманешь, обсчитаешь, и я заплачу лишнее. Согласитесь, очень сложный момент. Поэтому, прежде всего, мы закладываем возможность субсидирования процентной ставки. При этом вмешиваться и говорить банку о том, что не требуйте или иные документы, мы не можем. Во-первых, это контрпродуктивно – банк нас не послушает, во-вторых, мы будем играть на поле в интересах кого-то одного. Поэтому сейчас мы стараемся разъяснять, что банковская система будет работать четко только в том случае, если не будет обмана ни с одной, ни с другой стороны.
В рамках федерального законодательства осуществляем контроль за реализацией этого закона, где можно проконтролировать чистоту и открытость работы банков. Организуем встречи банкиров с теми, кто работает. И в то же время, когда люди говорят, что банк требуют излишнее количество документов, мы разъясняем, по-другому быть не может.
- Владимир Андреевич, как создать сегодня эффективную систему поддержки молодежного предпринимательства, особенно в сельской местности?
- Знаете, я услышал недавно одну очень нехорошую фразу. Женщина-фермер из Белореченского района при обсуждении народного бюджета в Туапсе сказала, что молодежь сегодня не желает работать на частника, они считают это стыдным. И обратилась с просьбой разрешить как можно больше приглашать гастарбайтеров на работу.
Я считаю неправильным, что сейчас стремятся в школах к тому, чтобы дети как можно меньше были заняты каким-то трудом. Этих вещей делать нельзя. Школа не только учит. Она воспитывать должна. В некоторых школах мы построили теплицы. Некоторые директора школ предложили, продукцию, которую вырастили ребята, работая в теплицах, отдать на стол, таким образом, удешевив питание. Возникает вопрос: зачем? Почему работает несколько человек, а несколько сотен молодых ребят должны бесплатно пожинать плоды их труда. Это неправильно. Мы уже добились того, что некоторые школы вырастили продукцию и отправили ее на рынок. У них есть реализатор, который забирает продукцию. Там написано, что это продукция такой-то школы, и продает ее. Деньги идут на то, чтобы заплатить заработную плату учителю за дополнительную работу в теплице, ученику, который там работает, и какая-то часть идет на содержание школы. Некоторые ребята получают от 700 до тысячи рублей.
Работая, молодой человек будет готов к тому, чтобы отцу сказать: "Почему бы дома теплицу не поставить, не начать работать?". Потому что сегодня некоторым родителям тоже нужно подсказать.
Для того, чтобы оказать поддержку молодым людям, их сначала надо научить. Если у молодого предпринимателя есть желание сегодня воспользоваться поддержкой, он сможет ее получить. Такие возможности у нас есть.