Ректор Южного федерального университета В.Захаревич: "ЮФУ за пять лет удалось совершить качественный скачок и сформировать вуз нового типа"

Ректор Южного федерального университета В.Захаревич: "ЮФУ за пять лет удалось совершить качественный скачок и сформировать вуз нового типа"

В ноябре исполнилось пять лет со дня учреждения в Ростовской области Южного федерального университета (ЮФУ). За это время вуз прошел организационный период, успешно преодолел этап становления и сейчас активно развивается в российском и международном образовательном пространстве. ЮФУ сегодня является местом учебы почти 46 тыс. человек, получающих образование на 34 факультетах. Научно-исследовательской, преподавательской и методической деятельностью в ЮФУ занимаются около 9 тыс. сотрудников, действуют 11 НИИ и свыше 150 научных лабораторий. О том, чего удалось добиться университету за пятилетие своего существования, какие перспективы дальнейшего развития есть у самого крупного учреждения высшего образования на юге России, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" ректор ЮФУ Владислав Захаревич:

- Владислав Георгиевич, чем встречает университет свое пятилетие? Какие основные этапы уже пройденного пути от момента создания вуза Вы могли бы отметить особо?

- В первую очередь отмечу тот факт, что ЮФУ получил необходимый для своего становления как основной площадки высшего образования на юге страны инструмент – средства. За пять лет в университет вложено в общей сложности 10 млрд рублей, из них 2,5 млрд – только на модернизацию учебно-научного и информационного оборудования. На обновление учебно-методической базы университета было израсходовано около 1,5 млрд рублей. И сейчас уже можно говорить о том, что эти огромные средства не были потрачены впустую, с их помощью удалось создать очень многое, сегодня ЮФУ коренным образом отличается от тех вузов, на базе которых он создавался пять лет назад. Мало того, что удалось осуществить успешный синтез изначально разнородных высших учебных заведений в функциональное единое целое, произошел и качественный скачок. К примеру, за эти пять лет объем научно-исследовательских работ в ЮФУ вырос в 2,5 раза, в 2011 году он достиг 1 млрд рублей. А ведь в 2006 году их совокупный объем в вузах, которые вошли в состав ЮФУ, был на уровне около 300 млн рублей.

Отсюда следует, что, во-первых, мы обладаем мощным потенциалом научных разработок, востребованных на соответствующем рынке. А во-вторых, университет, в целом, рационально и эффективно использует вложенные в течение пятилетнего периода государственные инвестиции.

Еще 200 млн рублей в ЮФУ было направлено на повышение квалификации сотрудников в 200 лучших университетах мира по выбору специалиста. Таких денег на повышение квалификации за всю предыдущую историю донских университетов не тратилось никогда. С опытом ведущих университетов мира удалось ознакомиться около 1400 преподавателям и сотрудникам университета. В обычном порядке на это потребовалось бы не менее 100 лет! А ведь это - непосредственное вложение в средств в человеческий капитал Южного федерального университета.

- А что Вы можете назвать главным достижением ЮФУ?

- Главным достижением за пять лет является развитие ЮФУ как исследовательского университета инновационно-предпринимательского типа. Это достижение просто в денежном эквиваленте не обрисуешь, это скорее идеологический момент. Однако именно он позволяет университету сегодня с уверенностью смотреть в будущее. Такая концепция развития вуза не является эксклюзивом ЮФУ, это идеология многих ведущих учебных заведений мира, но нам удалось весьма эффективно перенести ее в наши отечественные реалии. Более того, реализация этой концепции в ЮФУ послужила идеологической основой для превращения коллектива университета в команду единомышленников.

Основное условие развития этой стратегии состоит в том, что ее реализацией не может заниматься ректор с небольшой группой менеджеров. Коллектив вуза должен поверить в эту идею и совместно работать над ее осуществлением. Причем моментальных выгод от данной стратегии нет, - таких, например, как повышение заработной платы, ведь это, по сути, идея долгосрочного развития. Поэтому была проделана большая работа, чтобы сотрудники приняли предлагаемую концепцию, объединились ради ее воплощения. И сейчас мы уже перешли тот рубеж, когда большинство – за нами. Это очень важный момент, во многом играющий для вуза ту же роль, что и "национальная идея" для социума.

- А если говорить о текущем моменте, то какие основные инновации в жизни университета можно считать успешно реализованными?

- Могу сказать, что мы немало успели за прошедшее с момента создания ЮФУ время. Так, в университете разработана и внедрена программа междисциплинарного индивидуального гуманитарного образования - МИГО. Студенты получили возможность слушать курсы на разных факультетах в соответствии со своим индивидуальным планом, который разрабатывается самим обучающимся с помощью академического консультанта. Это позволяет студентам более полно удовлетворять свои научные интересы, а также специализировать свое образование в соответствии с требованиями конкретного будущего работодателя.

В целом, это достаточно серьезная проблема современного высшего образования – удовлетворение запросов работодателей на рынке труда. По большому счету, выпускник вуза должен соответствовать требованиям работодателя, а не преподавателя. Но работодателей огромное множество, у каждого – своя специфика, свое производство, свои особенности бизнес-процессов. Раньше этот вопрос можно было решить достаточно просто – готовить студентов с упором на фундаментальную науку, давать им обширный базис. Но такому выпускнику после трудоустройства требовалось минимум два года для того, чтобы освоить специфику своей работы. Сегодня работодатель не готов столько ждать, ему нужен специалист с конкретными знаниями здесь и сейчас.

Выход - в индивидуализации образовательных траекторий. Многие студенты уже на старших курсах присматривают себе место работы. И мы стремимся дать им возможность корректировать свое образование в неких рамках по их выбору, более точно подгоняя его под запросы рынка труда. Понятно, что в пользу выбранных курсов нельзя отказаться от любых изучаемых предметов, 70% учебной программы диктует университет. Но есть те самые 30%, которые студент волен выбирать сам, по своему разумению, исходя из своих интересов или из интересов своего будущего работодателя.

В частности, на базе экономического факультета формируются курсы по предпринимательству. Студенты любого факультета могут посещать эти курсы и в итоге получить компетенцию в той или иной сфере предпринимательства.

Кроме того, такие образовательные инициативы по формированию у наших выпускников конкурентных преимуществ при трудоустройстве поддерживаются и с помощью иных мер. Так, создан единый координационно-аналитический Центр развития карьеры ЮФУ, включающий в себя сеть центров карьеры всех подразделений университета, позволяющий повысить эффективность управления деятельностью по содействию трудоустройству выпускников.

Из иных инноваций можно выделить введение новых предметов в изучаемые студентами курсы, а также новых подходов к организации научного процесса. К примеру, в ЮФУ вводится новый курс – арт-педагогика. Его суть - помочь раскрытию творческого потенциала студентов, позволить исследователям практически в любой области знания рассматривать, казалось бы, привычные вещи с неожиданных сторон. В ходе курсов студенты всех факультетов вуза будут учиться тому, как отойти от стереотипов, уметь генерировать смелые идеи и гипотезы, находить неочевидные связи.

- Каковы дальнейшие перспективные планы развития университета?

- Первое, что ЮФУ особенно необходимо – качественно поднять инфраструктуру. Условия для занятий обучающихся спортом планируется улучшить на порядок путем создания спортивного комплекса стоимостью около 1,2 млрд рублей. Социальная составляющая инфраструктуры должна быть увеличена "на два порядка", в частности, благодаря строительству культурно-досугового центра, на что планируется израсходовать 850 млн рублей. Будет развиваться и научно-образовательный блок – построена библиотека университета, создан учебно-лабораторный корпус института архитектуры и искусств ЮФУ, площади под технопарковые структуры. На эти цели планируется выделить порядка 3,5 млрд рублей. Кроме того, в перспективе требуется выделение дополнительных помещений для институтов экономики и биологии ЮФУ.

Также в списке приоритетных вопросов, требующих перспективного решения – реорганизация учебных программ по ряду направлений в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Не секрет, что некоторые педагогические школы отстают в вопросах востребованности, а значит, необходим пересмотр приоритетов и методик их научной работы. Не скрою, задача сложная и во многом неблагодарная, однако ее решение необходимо для дальнейшего успешного развития вуза.

Еще одна важная задача, которую в ЮФУ предстоит решить – это создание условий для включения в образовательный процесс, а также социализации и развития людей с ограниченными возможностями. Сегодня качественное высшее образование является в большей степени эксклюзивным, при том, что единственными критериями отбора должны являться желание студента и его интеллектуальный потенциал. Вместе с тем, развитое цивилизованное современное общество должно предоставить людям с ограниченными физическими возможностями максимально полный и комфортный доступ к высшему образованию. В данном случае, речь идет об инклюзивном высшем образовании. Это серьезная проблема, требующая серьезного финансирования, но в первую очередь – осознания и создания стратегии решения. Если университет собирается добиваться высоких позиций на международной научно-образовательной арене, то эта сфера обязательна для развития.

В рамках организации образовательного процесса одним из основных перспективных направлений дальнейшего развития считаю важным развитие программ индивидуализации обучения в ЮФУ. К примеру, формирование программ проектного обучения – учебы студентов при участии будущего конкретного работодателя. В настоящее время мы видим этот процесс как создание малых групп студентов для занятий по собственному графику и учебному плану, при этом потенциальный работодатель привлекается к проведению занятий, выполнению проектных работ, предоставлению материалов по своей узкой специализации. Сотрудничество с работодателем может быть действительно широким, вплоть до отправки студентов на зарубежную стажировку. Отличие от привычной производственной практики коренное, поскольку программа рассчитывается как минимум на полноценный двухсеместровый курс. На выходе работодатель получает специалиста, полностью "заточенного" под свою специфику. И первые шаги в этом направлении мы уже сделали, обучив на базе университета и выпустив в текущем году магистров со специализацией по антитеррору. Здесь важно иметь в виду, что ведущие мировые университеты ориентируются на подготовку именно магистров, и мы идем в этом направлении достаточно успешно.

Планов у ЮФУ действительно немало, и что немаловажно – среди них нет чего-то нереального или призрачного. Сегодня университет аккумулировал значительный потенциал, как кадровый, так и материальный, для выполнения основной задачи, по которой в итоге будет оцениваться успешность выбранной формы развития вуза – признание в международной научно-образовательной среде. К 2020 году вуз планирует войти в топ-200 университетов мира – для ЮФУ это будет непросто, но вполне реально.