Руководитель департамента образования и науки Кубани Т.Хлопова: "Вопросы модернизации школьного образования и повышения статуса учителя нужно решать открыто".

Руководитель департамента образования и науки Кубани Т.Хлопова: "Вопросы модернизации школьного образования и повышения статуса учителя нужно решать открыто".

- Татьяна Павловна, 2010 год объявлен в России "Годом учителя". Чего ждут наши педагоги и вы лично от данной инициативы президента?

- Несомненно, проведение Года учителя будет способствовать повышению престижа учительского труда. Год учителя как нельзя лучше подходит для этого, потому что именно сейчас к учительской профессии, личности педагога будет привлечено повышенное внимание общества. За последнее время серьезно вырос уровень материально-технической обеспеченности наших школ. Были обновлены и учебное оборудование, и компьютерные классы. Даже самые отдаленные сельские школы получили доступ к Интернету. Но, в конечном счете, никакие даже самые передовые технологии не заменят хорошего педагога.  Для нас остается острым вопрос - как сохранить лучшие педагогические кадры? Он действительно сложный. Ведь, как известно, лучшие стремятся туда, где есть материальные стимулы, перспективы личного и профессионального роста.  Такие серьезные вопросы как модернизация школьного образования, повышение статуса учителя нужно решать открыто, с привлечением всех заинтересованных сторон и, конечно же, с учетом мнения самого педагогического сообщества.

- Как Год учителя будут проводить  в Краснодарском крае?

- Уже подготовлен план мероприятий по проведению Года учителя в Краснодарском крае по разным направлениям. Большая часть мероприятий - это совместные проекты департамента образования и науки, крайкома профсоюзов и еще 4 департаментов (семейной политики, по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, культуры, по делам казачества). Все уровни образования вносят свой вклад в проведение тематического года: в творческих и профессиональных конкурсах, выставках, форумах, конференциях и диспутах задействованы не только учителя, но и все профессиональное сообщество, учащиеся школ и студенты. В каждом муниципальном образовании проходит свой план мероприятий с учетом уже сложившихся традиций. Таким образом, в Краснодарском крае Году Учителя будет посвящено почти 1500 мероприятий. Среди них всероссийские и краевые ставшие уже традиционными конкурсы "Учитель года России" - Учитель Года Кубани-2010", "Воспитатель года Кубани", "Лучшая школа России", "Мой лучший урок", "Педагог дополнительного образования", "Педагог-психолог", "Сердце отдаю детям". В этом году впервые пройдут краевые конкурсы "Лучший директор школы Кубани", "Педагогическая династия", "Педагогический дебют" и другие.

Но помимо официальных плановых мероприятий освещение Года учителя непременно должно стать достоянием всей общественности. Без общественной поддержки, всеобщего признания заслуг талантливых учителей, выражения уважения к их труду задачи Года учителя в полной мере не решить. Поэтому большая роль в формировании позитивного образа учителя отводится средствам массовой информации: мы хотим рассказать о лидерах нашей отрасли, представить их зрителю, может быть, в новом ракурсе. Например, как успешный педагог совмещает свою работу с, наверное, еще более сложной ролью многодетной матери, каким талантом нужно обладать, чтобы год за годом растить победителей краевых и всероссийских олимпиад, как сегодня меняется портрет руководителя школы, который становится скорее менеджером в образовании и так далее. Достойных героев таких сюжетов на Кубани найдется немало.

- Одной из самых широко обсуждаемых тем в образовании сейчас является тема ЕГЭ. И ученики, и их родители хотят знать: ждать ли каких-то изменений в этом году?

- Порядок проведения ЕГЭ в штатном режиме определен Минобрнауки в 2009 году и в настоящее время существенных организационно-технологических изменений не ожидается. Однако есть нововведения, о которых ученикам необходимо знать. В частности, изменены КИМы (контрольно-измерительный материал). В КИМы 2010 года по математике, обществознанию и истории введены следующие изменения. Сокращено число заданий репродуктивного характера на проверку фактологических знаний и увеличено число заданий, проверяющих  степень понимания выпускником учебных программ, умение применять полученные знания в различных ситуациях,  умение анализировать и обобщать информацию, высказывать оценочные суждения и аргументировать.

Так, в заданиях по математике будет две части - базовая и профильная. Первая - для всех без исключения, вторая - для сдающих математику в качестве вступительного экзамена, т.е. базовая часть является общеобразовательной, а вот задачи профильного раздела - гораздо сложнее и ориентированы на требования вузов.

Кроме того, из КИМов будут удалены задания с выбором ответа. Заданий с кратким ответом будет 12, заданий с развернутым ответом - 6, т.е. количество заданий уменьшится с 26 до 18.

В КИМах по обществознанию с нового года на 20% уменьшится количество тестовых заданий. Из 30 заданий останется 24 с выбором ответа. В КИМах по истории количество вопросов сократится с 32 до 27. За счет этого повысится количество заданий более сложного уровня. Теперь в них будет 15, а не 11 заданий.

- Татьяна Павловна, в прошлые годы в ряде регионов России фиксировались случаи различных нарушений при сдаче и проверке результатов ЕГЭ. Что делается для ужесточения контроля над этими процессами?

- С 1 декабря 2009 года законодательно установлены правовые последствия за нарушение порядка проведения государственной аттестации и умышленное искажение результатов государственной) аттестации (федеральный закон № 104-ФЗ от 3 июня 2009 года "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании").

Согласно статье 19.30, умышленное искажение результатов и нарушение порядка проведения государственной аттестации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц - от 20 до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 до 200 тысяч рублей. А это значит, что выпускники, не соблюдающие порядок проведения ЕГЭ, т.е. имеющие при себе сотовый телефон или материалы, недопустимые для использования, например, шпаргалки, будут привлечены к административной ответственности. На них может быть составлен административный протокол и передан в суд, где и будет определена сумма штрафа.

Предусмотрена административная ответственность и для педагогических работников-организаторов ЕГЭ, которые на время проведения экзаменов являются должностными лицами. В случае невыполнения ими порядка проведения ЕГЭ на них также может быть составлен административный протокол. Сумма штрафа в этом случае предусмотрена от 20 до 40 тысяч рублей.

- Сколько выпускников будут сдавать единый госэкзамен в этом году?

- В региональной базе данных зарегистрировано 28,5 тыс. участников ЕГЭ, из них 2,3 тыс. – это выпускники прошлых лет, т.е. 26,2 тыс. выпускников будут сдавать математику и русский язык (обязательные предметы) в 2010 году. Обществознание и физику (экзамены по выбору) выбрали самое большое количество выпускников – 48% и 20% соответственно.

- В ведении департамента образования и науки Краснодарского края находятся не только школы, но и дошкольные учреждения. В этой сфере не первый год существует серьезная проблема – нехватка мест в детских садах. Есть ли подвижки в  решении данного вопроса?

- Действительно, эта проблема по-прежнему остается острой. Ежегодный прирост рождаемости в Краснодарском крае составляет в среднем 4,6 тыс. детей. Кроме того, детское население прибавляется за счет миграции. Ведь наш край по-прежнему считается привлекательным не только из-за географического расположения, но и в связи с общим социально-экономическим подъемом.

Если в 2007 г. очередь по определению в детский сад в крае составляла 38 тыс. человек, в 2008 г – 55 тыс., то в 2009 году это уже свыше 65 тыс. человек. В муниципальных образованиях разработан порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В соответствии с ним вопрос определения детей в дошкольные учреждения решается коллегиально, специально созданными комиссиями при администрациях муниципальных образований. В состав комиссий входят родительская общественность, депутаты, заместители глав муниципальных образований, руководители дошкольных учреждений и другие. Это исключает возможность выдачи путевки в детский сад вне порядка комплектования. Дети определяются в детские сады по решению комиссий в порядке очередности и льгот.

- Сколько новых садиков появилось в крае за последние годы? 

- За три года вся сеть детских садов увеличена на 33 единицы за счет возврата и восстановления ранее не функционировавших дошкольных учреждений, строительства новых учреждений (в 2007г. прирост – на 18 ДОУ, 2008 г. – на 6 ДОУ, в 2009 году - на 9ДОУ). В настоящее время в ряде муниципальных образований готовятся проекты строительства дошкольных учреждений, начато строительство пристроек к уже существующим детским садам.

Реализация постановления главы администрации (губернатора) края от 5 июля 2008 года № 513 "О развитии системы дошкольного образования", способствовала проведению ревизии детских садов, закрытых в 90-е годы, и имеющихся свободных площадей в каждом муниципальном образовании.

Ощутимую поддержку на условиях софинансирования территории получили из краевого бюджета. Благодаря проведению капитального ремонта нефункционировавших детских садов за три года освоено 1060 млн руб. из консолидированного бюджета. Количество мест в детских садах увеличилось на 14,3 тыс. (2007г. – введено 7,9 тыс. мест, 2008г. – 4,5 тыс. мест, в 2009 году -1,9 тыс. мест). В настоящее время в сети дошкольных учреждений функционирует 156 тыс.120 мест.

Заслуживают внимания и поощрения усилия муниципальных образований городов Армавир, Анапа, Кореновского, Красноармейского, Тимашевского и других районов по принятию ведомственных дошкольных учреждений в муниципальную собственность (в 2006 году – было в крае 93% муниципальных ДОУ, в 2008г. – 95%, в 2009 г.- 97 %).

Продолжается вывод начальных классов в помещения общеобразовательных школ из образовательных учреждений "Начальная школа - детский сад", восстанавливаются групповые ячейки, ранее не функционирующие.

В населенных пунктах, где дошкольные учреждения отсутствовали, дошкольные группы стали открываться на базе общеобразовательных школ (открыто 17 групп полного дня в городах Краснодаре, Новороссийске, Кущевском, Павловском и Тихорецком районах). Кроме того, приобретаются помещения под детские сады (Апшеронский, Курганинский, Ленинградский районы).

- А существуют  ли сегодня какие-то альтернативы муниципальным детским садам?

- Конечно. В регионе сейчас функционирует 12 частных детских садов. Изучение социальных потребностей родителей, их желаний и предпочтений привели к расширению видового разнообразия дошкольных учреждений, использованию гибких графиков посещения детей, организации групп с режимом разной длительности, развитию сети платных услуг специалистов.

В последнее время предлагаемые населению группы кратковременного пребывания разной направленности, (за 3 года их число увеличилось на 194 единицы). Особенно активна их деятельность в городах Армавире, Краснодаре, Новороссийске, Динском, Калининском, Крымском районах. Группы могут открываться в течение учебного года по мере их комплектования, по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей.

Краснодарскому краю, одному из немногих регионов, удалось практически решить поставленную министерством образования России задачу предшкольной подготовки детей 5,5 - 6 лет, не посещающих детские сады, и обеспечить им полноценную подготовку к школе (охват предшкольным образованием детей 5,5 – 6 лет в 2009 году составляет– 98%, в 2006 г. – 40%).

До недавнего времени многодетные семьи испытывали затруднения в определении ребенка в детский сад как по экономическим причинам, так и из-за отсутствия таковых по месту жительства. Поэтому в 2008 году на Кубани получили развитие семейные группы детских садов, и сегодня функционирует уже более 175 групп. Так оказана существенная поддержка многодетным семьям.

Таким образом, за счет использования внутренних резервов имеющихся площадей, организации различных моделей дошкольного образования в настоящее время в ряде населенных пунктов снята острота проблемы, а в остальных – выработан план преодоления сложившегося дефицита мест.