Руководитель службы по предотвращению мошенничества и потерь доходов Кавказского филиала ОАО "Мегафон" А.Маяцкий: "Компания применяет спектр мер по защите абонентов"

Руководитель службы по предотвращению мошенничества и потерь доходов Кавказского филиала ОАО "Мегафон" А.Маяцкий: "Компания применяет спектр мер по защите абонентов"

             Мобильная связь сегодня стала неотъемлемой частью нашей жизни. Однако чем активнее идет развитие, чем больше функций и возможностей используется абонентом, тем больше появляется мошеннических схем. О том, как противостоять злоумышленникам, как сберечь свои средства, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" руководитель службы по предотвращению мошенничества и потерь доходов Кавказского филиала ОАО "Мегафон" Алексей Маяцкий.

            - Алексей Вячеславович, расскажите, пожалуйста, каковы самые распространенные на сегодняшний день виды мобильного мошенничества? Какие новые виды мошеннических схем появились в последнее время?

            - Сегодня абоненты чаще всего становятся жертвами мошенничества с использованием sms. Как правило, мошенники прикидываются близкими родственниками и под их видом просят пополнить счет. Также в последнее время участились случаи, когда абоненты получают сообщения о якобы заблокированной банковской карте или просьбу вернуть средства, которые были зачислены на счет другим абонентом "по ошибке".

            Абонент, находясь в состоянии стресса, легко может совершить импульсивный поступок – позвонить по номеру, указанному в мошенническом сообщении как "технический отдел банка". Таким образом, злоумышленники обманным путем приобретают данные кредитной карты или совершают "тестовый" перевод средств.

            Часто абоненты становятся жертвами мошенников, спекулирующих на теме всевозможных "выигрышей". На телефон абонента поступает sms с информацией о якобы выигранном призе с указанием телефона "для справок". Как правило, при звонке по данному номеру мошенники выманивают денежные средства под предлогом необходимости уплаты налога на выигрыш.

             - А чего стоит опасаться активным пользователям сети Интернет?

            - Угрозы постоянно видоизменяются, мошенники ищут все новые и новые схемы по обману интернет-пользователей. Так, например, стали появляться мошеннические сайты по отслеживанию посылок, которые визуально могут быть похожи на официальные сайты почтовых компаний, однако располагаются по другому адресу в интернете. Отличие зачастую заключается в одной букве в написании, так что пользователь может даже не обратить на это внимание. На таких сайтах клиентам, как правило, предлагается ввести дополнительную информацию либо ответить на запрос, отправив sms, из-за чего со счета клиента могут быть списаны средства.

            В последнее время участились случаи обмана абонентов, находящихся в поиске работы. С помощью поддельных электронных писем пользователей заманивают на сайты, напоминающие по внешнему виду популярные рекрутинговые площадки. Соискателям предлагается отправить sms на короткий номер, чтобы якобы зарегистрироваться, восстановить пароль или получить рассылку на подходящие вакансии. После отправки такого сообщения со счета абонента списывается крупная сумма, но обещанные рассылки или новый пароль в ответ не приходят.

            Мы активно боремся с подобными угрозами для безопасности наших абонентов – с этого года компания "Мегафон" и HeadHunter объединяют свои усилия с целью быстрого и эффективного обнаружения мошенников и прекращения их деятельности. "МегаФон" блокирует "короткие" номера злоумышленников и возвращает своим абонентам потерянные денежные средства.

            С появлением возможности в режиме онлайн получать информацию о штрафах ГАИ и их удаленной оплаты стали возникать и различные подставные ресурсы, целью которых является обман абонентов и завладение их денежными средствами. Так, недавно сотрудниками компании был обнаружен и заблокирован ресурс, который предлагал узнать точную сумму штрафов автомобилиста и оплатить их. Мошенники просили пользователя ввести госномер транспортного средства, а затем, узнав сумму штрафов, оплатить их с помощью мобильного телефона. Далее в действие включалась мошенническая схема: абонента просили на сайте ввести свой номер телефона, а затем отправить специальный код подтверждения из ответного сообщения для того, чтобы идентифицировать свою личность и доказать, что абонент не является спам-ботом. Специалистами компании "Мегафон" оперативно заблокирован этот ресурс, а также "короткий" номер злоумышленников.

            Не менее актуальна схема с "блокировкой" аккаунтов социальных сетей. Она зачастую представляет собой баннер на странице пользователя с сообщением о блокировке аккаунта. Из страха потерять свои записи, фотографии и другие данные, размещенные в социальной сети, абонент отправляет "спасительное" sms на короткий номер, указанный на баннере для того, чтобы снять блокировку, или вводит свой номер телефона в специальное поле, чтобы отправить для подтверждения своей личности полученный в сообщении код. Все эти действия ведут к тому, что у абонента списываются средства с его лицевого счета за пользование платными сервисами.

            - Заражение телефонов вирусами уже не настолько популярно у мошенников?

            - Ставшие популярными в последние годы смартфоны хоть и являются "умными" устройствами, но именно они больше всего подвержены риску заражения вирусами. Наибольшее количество абонентских обращений связаны как раз с так называемыми вредоносными программами, который гибко подстраиваются под каждый конкретный случай и управляются с удаленных серверов, позволяющих не только скрытно отправлять, но и принимать сообщения.

            Происходит заражение разными путями: через sms-спам и веерные рассылки по социальным сетям, фальшивый магазин приложений для смартфонов или мошеннические страницы в сети интернет. При посещении таких небезопасных ресурсов абонент может получить предложение автоматически перейти в своем мобильном браузере на страницу с "обновлением браузера", "плеера" и т.п. При переходе по такой ссылке на смартфон загружается вирусное программное обеспечение, способное впоследствии связываться с управляющим сервером и транслировать любые команды злоумышленников, отправляя персональную информацию пользователя, скачивая и устанавливая дополнительные вирусные приложения, рассылая спам по контактам из адресной книги, в том числе sms на дорогостоящие "короткие" номера.

            К примеру, не так давно некоторым абонентам Ставропольского края стали поступать sms с различных украинских номеров, содержавшие ссылку на якобы поступившее mms-сообщение. При переходе по указанной ссылке вместо обещанной mms абонент инициировал установку на свой смартфон вируса. Около месяца вирус "молчал", потом проверял, связана ли sim-карта с банковской картой и, если да, уточнял баланс, регистрировался в одной из платежных систем и создавал в ней виртуальный кошелек, куда и переводились денежные средства абонента.  Узнать о наличии такой угрозы в телефоне можно только с помощью антивирусного программного обеспечения или путем постоянного отслеживания транзакций по своему банковскому счету. Поэтому мы предупреждаем всех наших абонентов о возникшей угрозе и советуем регулярно обновлять антивирусное программное обеспечение, а также не проходить по ссылкам, полученным в сообщениях от неизвестных адресатов, не закачивать в смартфон программы из непроверенных источников.

             - Много ли заявок от абонентов поступает в "Мегафон" по поводу мошеннических действий, и какова динамика этих обращений?

            - В 2012 году нами зафиксировано порядка 200 тыс. обращений абонентов, связанных с жалобами на мошеннические действия, тогда как в 2011 и 2010 году подобных обращений было всего 65 тыс. и 55 тыс. соответственно. При этом если в 2010 году структура таких обращений составляла 12% жалоб на мошенничество с использованием коротких номеров и 72% случаев обмана и вымогательства со стороны третьих лиц, то уже в 2011 году соотношение изменилось в пропорции: 43% обращений приходятся на короткие номера, 56% - на обманные действия третьих лиц.

            По итогам первого полугодия 2013 года свыше 60% обращений абонентов компании связано с мобильным мошенничеством на "коротких" номерах, 32% - с обманом и вымогательством третьих лиц.

             - Были ли случаи возврата денежных средств абонентам, пострадавшим от мобильного мошенничества?

             - Компания "Мегафон" возвращает денежные средства всем абонентам, пострадавшим от мошенничества с использованием "коротких" номеров, даже если клиент не обращался к оператору. Только в прошлом году мы вернули нашим клиентам свыше 40 млн рублей.

             - Каковы ваши затраты на борьбу с мобильными мошенниками и sms-спамом, и окупаются ли они?

            - Для нашей компании борьба с мошенничеством не является статьей дохода, поэтому мы не можем говорить об окупаемости затрат. Выгода от наших действий – это защищенность наших абонентов от действий злоумышленников.

            - Какими действиями на сегодняшний день абонент может сам защитить себя от мошенников? Есть специальные услуги или сервисы, чтобы оградить себя от назойливого спама или обмана?

            - Мы применяем полный спектр мер по защите абонентов от спама. Абонент "Мегафона" может перенаправить подозрительные sms-сообщения на единый номер 1911. Система фиксирует сообщение и формирует развернутые аналитически данные по источникам спама, объемам спам-рассылки и многим другим параметрам, на основании которых оператор может принять решение о блокировке ресурса.

            Кроме того, нами разработаны эффективные меры самостоятельной защиты абонентов от непредвиденных расходов, связанных с обращениями к платным "коротким" номерам. Подключив бесплатную услугу "Стоп-контент" любой абонент сможет блокировать голосовые вызовы, USSD-запросы, а также отправку sms на номера контент-провайдеров. Если же абонент не хочет полностью отказываться от возможности отправки sms на короткие номера, он может воспользоваться удобной и бесплатной услугой "Мобильный прайс".  Она позволяет отправить USSD-запрос с интересующим абонента коротким номером, в ответ на который он получит информацию о стоимости его использования.

            На интернет-портале "Безопасное общение" мы постарались собрать все самые распространенные мошеннические схемы и информацию о том, как абоненты могут обезопасить себя и не стать жертвами обмана. Ресурс постоянно обновляется и дополняется, мы стараемся наиболее оперативно оповещать наших абонентов о новых видах противоправных действий, предпринимаемых злоумышленниками с целью завладеть средствами абонентов.

             - Удается ли с помощью этого интернет-портала эффективно бороться с нечистыми на руку контент-провайдерами?

            - За девять месяцев текущего года мы получили порядка двух тысяч обращений абонентов посредством формы обратной связи интернет-портала "Безопасное общение". Для нас это один из важнейших источников для выявления и предотвращения мошеннических действий со стороны недобросовестных контент-провайдеров, позволяющий получать оперативную обратную связь от клиентов. Мы рады, что наши абоненты с каждым днем становятся более бдительными и внимательными, растет общий уровень мобильной грамотности. Часто нам поступает информация о выявлении тех или иных обманных действий от абонентов, еще не понесших материальный ущерб от действий злоумышленников. Мы тщательно анализируем подобные обращения, что помогает нам эффективно предотвращать возможные угрозы для наших клиентов.