Результаты деятельности налоговой службы в последнее время стали предметом интереса не только финансистов, но и простых обывателей. Граждане понимают, что бюджет - это основа жизни государства и исполнения всех социальных обязательств. О результатах работы в первом полугодии, изменениях в законодательстве и ближайших планах рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" руководитель УФНС России по Ростовской области Дмитрий Фотинов.
- Дмитрий Вадимович, последние несколько лет налоговая служба Ростовской области демонстрирует рост основных показателей практически на всех направлениях своей деятельности. Итоги первого полугодия текущего года вами уже подведены. Сохранилась ли тенденция роста поступлений?
- Да, действительно, несмотря на непростую ситуацию в экономике, на территории Ростовской области удается сохранить положительную динамику налоговых поступлений.
Поступления в консолидированный бюджет РФ от налогоплательщиков Ростовской области за шесть месяцев текущего года составили почти 92 млрд рублей, что на 17,5% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Причем рост наблюдается по всем уровням бюджетной системы.
Основная часть поступлений консолидированного бюджета Российской Федерации обеспечена за счет трех доходных источников: налога на доходы физических лиц, акцизов и налога на прибыль организаций.
В консолидированный бюджет Ростовской области перечислено 61,5 млрд рублей, что на 15,5% превышает объемы перечислений в январе-июне прошлого года. Это обусловлено ростом поступлений налога на имущество организаций, акцизов и налога на прибыль.
Данный рост - свидетельство того, что в экономике области сохраняется стабильная ситуация, и основные социально-экономические показатели подтверждают это. Так, индекс промышленного производства за шесть месяцев текущего года вырос на 13%, оборот организаций - на 12,9%. Сложившаяся ситуация позволяет нам делать оптимистичный прогноз стабильности поступлений в бюджет до конца года.
- Говоря о поступлениях, отдельно выделяют НДФЛ, и это не случайно. Данный налог, как лакмусовая бумажка, характеризует уровень благосостояния региона. Какова ситуация с собираемостью этого налога в Ростовской области?
- Действительно, по данному налогу, как считают многие эксперты, можно судить об уровне благосостояния граждан. По темпу росту поступлений налога на доходы физических лиц Ростовская область занимает 15-е место в России и первое место в Южном Федеральном округе. Темп роста НДФЛ по области на 2,4 процентного пункта превышает среднероссийский показатель и составляет по итогам шести месяцев этого года 110,6%.
Но нужно еще и отметить, что НДФЛ обеспечивает более трети доходов местных бюджетов, поэтому налоговые органы совместно с правительством Ростовской области и муниципальными органами власти постоянно ведут работу по увеличению его поступлений.
И это направление приобрело особое значение в последние два года. Причиной тому являются изменения бюджетного законодательства в части перераспределения доходов между бюджетами различных уровней. Так, с прошлого года в местные бюджеты больше не поступают доходы от налога на прибыль, а с 2016 года - и налоговые платежи от налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Таким образом, основными источниками местных бюджетов являются поступления от налога на доходы и имущество физических лиц, земельного налога, налога на вмененный доход и патента.
Одним из главных резервов восполнения выпадающих доходов мы видим в сокращении налоговой задолженности.
- Как Вы считаете, удается ли налоговой службе Ростовской области решать задачу по сокращению задолженности?
- Положительным результатом по итогам I полугодия стало снижение задолженности в бюджетную систему РФ на 0,8%, или на 166 млн рублей , при росте задолженности на 10,6 % по России. В консолидированный бюджет Ростовской области недоимка снижена на 830 млн рублей, или на 14,2%. В результате всех проведенных в отношении должников мероприятий в бюджет поступило 10 млрд рублей, что почти на 20% больше, чем в январе-июне прошлого года.
Но сегодня сокращение задолженности не единственная задача, стоящая перед налоговыми органами. Не менее важно не допустить прироста налоговой задолженности. Проще говоря, приоритетом в работе с задолженностью должно стать обеспечение своевременного поступления текущих платежей. И добиться этого можно в результате совместных действий налоговых органов и муниципалитетов. Инструменты для этой работы есть, и их надо эффективно использовать. Это и получение актуальной информации об арендаторах на рынках и в торговых центрах; и побуждение налогоплательщиков к уплате налогов при обращении по вопросам ведения предпринимательской деятельности, предоставлении государственных услуг и рассмотрении на комиссиях; и информирование налогоплательщиков о преимуществах патентной системы и побуждение к переходу на данный режим налогообложения; и социальная реклама, которая будет способствовать повышению налоговой культуры граждан, созданию климата нетерпимости к должникам и погашению задолженности, и многое другое.
В работе с населением именно информирование является эффективным механизмом в обеспечении поступлений. Так, наш многолетний опыт доказал прямую зависимость результатов поступлений имущественных налогов от масштабов проведения информационной кампании. И в текущем году мы еще более активно проводим кампанию по уплате имущественных налогов, это связано и с изменениями в законодательстве.
- Дмитрий Вадимович, Вы затронули тему уплаты имущественных налогов, расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- Первое и, наверное, самое важное, что нужно знать собственникам земли, имущества и транспортных средств, - это новый порядок направления налоговых уведомлений, на основании которых граждане производят уплату налогов.
В этом году граждане, имеющие доступ к интернет-сервису "личный кабинет налогоплательщика для физических лиц", получат налоговые уведомления на уплату имущественных налогов только в электронной форме. Налоговые уведомления на бумаге пользователям "личного кабинета" по почте направляться не будут.
Чтобы получать документы на бумаге, налогоплательщику, подключенному к сервису, необходимо до 1 сентября 2016 года направить в любой налоговый орган по своему выбору соответствующее уведомление.
Ростовская область среди 86 субъектов Российской Федерации занимает шестое место по количеству подключенных к сервису "личный кабинет". Сегодня в Ростовской области пользователями "личного кабинета" являются 773 тыс. человек, а каждый четвертый из них - житель Ростова-на-Дону. Однако некоторые налогоплательщики не являются активными пользователями сервиса в силу различных причин, в том числе из-за утраты пароля доступа.
Поэтому, пользуясь возможностью, хочу призвать всех налогоплательщиков, которые не являются активными пользователями сервиса, обратиться в любую налоговую инспекцию для проверки статуса пользователя.
Еще одним изменением в кампании по уплате имущественных налогов с физических лиц стал перенос последнего срока уплаты на 1 декабря. В связи с этим, за месяц до последнего срока уплаты - 1 ноября - все налогоплательщики получат налоговые уведомления. Но мы планируем начать направление налоговых уведомлений как на бумаге, так и в электронном виде уже в конце августа.
- Жители региона активно обсуждают информацию о повышении ставок налога на имущество. Насколько обоснованы их дискуссии?
- Хочу сразу развеять все домыслы. Жители Ростовской области в этом году уплачивать налог на имущество будут по-старому, исходя из инвентаризационной стоимости. Пока Законодательное собрание Ростовской области еще не приняло закон о переходе к исчислению налога с кадастровой стоимости. Но уже в 30 регионах России данный закон принят, а в ряде уже и действует с этого года.
- В прошлом году был принят закон, который вызывает интерес не только у экспертов, но и у граждан - это банкротство физических лиц. В октябре исполнится год, как он начал работать. Можете ли рассказать о результатах?
- С октября прошлого года заработал совершенно новый институт - банкротство физических лиц. Его введение позволяет добросовестным гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, разрешить долговой конфликт с кредиторами цивилизованным путем, поскольку гражданин-должник получает возможность урегулировать порядок и сроки уплаты своей задолженности в зависимости от своего финансового и имущественного состояния.
За 10 месяцев в Арбитражный суд Ростовской области поступило 930 заявлений о признании гражданина банкротом, большая часть которых направлена самими должниками и кредитными организациями. Из них Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области инициирована процедура банкротства в отношении 32 граждан.
В отношении 307 должников уже введены процедуры банкротства, из них по заявлению налогового органа в отношении 4 граждан.
Предвосхищая Ваш вопрос о небольшом количестве инициированных налоговой службой дел, скажу, что основная цель ФНС - пополнение бюджета, а не просто банкротство должника. Поэтому перед тем, как инициировать процедуру банкротства, мы собираем полную картину, как по задолженности, так и по имущественному состоянию каждого должника, для того чтобы определить степень эффективности процедуры банкротства. То есть возможность реального погашения задолженности по налогам.
- В связи с этим возникает вопрос по ситуации с банкротством юридических лиц и предпринимателей. Увеличилось ли количество дел о банкротстве на территории Ростовской области?
- Нет, я бы не сказал. Как правило, большинство дел о банкротстве и введении в отношении должника процедуры наблюдения, в которых мы участвуем, инициируют третьи лица. В 2016 году нами направлено в арбитражный суд 134 заявления о признании должника банкротом, в отношении 71 возбуждены дела о несостоятельности. Для сравнения, за 6 месяцев 2015 года в арбитражный суд было направлено налоговыми органами 222 таких заявления, из них к производству приняты 107. Всего же в стадии банкротства находится 949 организаций и индивидуальных предпринимателей, а это менее 1% от общего количества стоящих на учете.
И такие показатели свидетельствуют, с одной стороны, о достаточно стабильной ситуации в экономике области, а с другой, - об эффективной реализации новой концепции налоговой службы по централизации функций обеспечения процедур банкротства, досудебной и правовой работы. Ее суть сводится к тому, что процедура банкротства происходит только на уровне региональных Управлений и центрального аппарата и инициируется только в тех случаях, в которых налоговая задолженность возможна к погашению.
- А актуальна ли для нашей области проблема серых и черных схем при выплате заплат?
- Выплата заработной платы в "конвертах" - проблема российского масштаба. И Ростовская область не исключение.
При выплате неофициальной заработной платы в первую очередь нарушаются законные права и интересы граждан, а государство недополучает установленные налоги и страховые взносы. Реализация нелегальных схем оплаты труда осуществляется, как правило, за счет неучтенных наличных денежных средств, которые образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
В связи с этим одним из основных направлений деятельности налоговых органов является работа по легализации теневой заработной платы, эффективность которой во многом зависит от работы комиссий, в том числе и межведомственных, а также мероприятия налогового контроля.
Только за шесть месяцев текущего года итогом этой работы стало дополнительное поступление 11 млн рублей налога на доходы физических лиц. Более 100 налоговых агентов пересмотрели размер заработной платы наемных работников в сторону увеличения и довели его до уровня прожиточного минимума и выше.
Также в УФНС России по Ростовской области организована работа телефона "горячей линии" для сообщения информации о выплатах "теневой" заработной платы. Позвонив по телефону "горячей линии", налогоплательщики могут сообщить о выдаче зарплаты в конверте и о фактах нарушения законодательства, когда на предприятиях с наемными работниками не оформляются трудовые договоры.
Эта информация будет использована при планировании работы комиссии по легализации занятости и доходов, при проведении мероприятий налогового контроля.
- Дмитрий Вадимович, за несколько лет налоговая служба улучшила показатели по всем направлениям деятельности. Хочется узнать у Вас лично, что, по Вашему мнению, является главным прорывом?
- Несколько лет назад налоговая служба, определив базовые принципы налогообложения - справедливость, равенство, удобство, реализует и внедряет их с помощью современных передовых технологий, как в налоговое администрирование, так и в практику предоставления госуслуг.
Проделана масштабная работа, результаты которой позволили оптимизировать условия получения информации и уплаты налогов гражданами и организациями. Сегодня электронные ресурсы налоговой службы позволяют существенно экономить налогоплательщикам время, силы и нервы.
Мы активно применяем технологии "больших данных" и многофункциональных порталов, а также интегрируем элементы налоговой системы в повседневную жизнь налогоплательщиков через развитие электронных сервисов, которых сейчас на сайте порядка 40. И они ориентированы на все категории налогоплательщиков. Это позволяет создать систему добровольного соблюдения налоговой дисциплины, в которой проще выполнять налоговые обязательства, чем не выполнять.