По предварительным итогам 2018 года, администрация Астраханской области рассмотрела около 30 тыс. обращений. Значительная их часть получила поддержку властей. Во втором и третьем квартале уходящего года регион удерживал лидерство в РФ по эффективности работы местных властей с населением. Руководитель управления по работе с обращениями граждан администрации губернатора Астраханской области Анна Дорофеева рассказала агентству "Интерфакс-Юг" о новаторских методах работы и о том, что просят у власти местные жители.
- Анна Сергеевна, каждый квартал администрация президента РФ делает обзор рассмотренных обращений граждан, анализируя эффективность работы региональных властей. Последние полгода регион показал отличные результаты и занял первое место в стране. Благодаря чему достигнуты такие показатели?
- В нашем регионе более десяти площадок для приема обращений граждан, тогда как в большинстве других, как правило, два: можно отправить электронное письмо или воспользоваться обычной почтой.
В Астраханской области власть открыта: работает прямая связь с правительством региона. Она была создана по инициативе губернатора и председателя правительства. Позвонить можно руководителю любого ведомства, трубка многоканального телефона связи есть и у вице-губернатора, который также принимает звонки населения.
Последний общероссийский день приема граждан показал, что личные обращения в нашем регионе пошли на спад. Людям не обязательно приходить, нам звонят, пишут на электронку, в инстаграм Сергею Петровичу (Морозову, врио губернатора Астраханской области - ИФ), пишут в наши соцсети (аккаунты управления по работе с обращениями граждан - ИФ).
Хотя здесь федеральное законодательство отстает от наших инноваций, оно не предполагает социальных сетей как способа приема обращений, с которыми власти обязаны работать. Однако мы понимаем, что основной заявитель именно там - социальные сети использует и молодежь, и представители "серебряного возраста".
У нас принимают граждан профильные министры, руководители всех агентств и служб, главы районов, введены формы выездных приемов граждан. Мы не боимся прямого контакта с людьми, на нем настаиваем. И как итог - порядка 30 тысяч обращений рассмотрено в течение этого года.
- Правительство Астраханской области применяет новаторский подход к проведению заседаний, когда кабинет министров регулярно бывает в отдаленных поселках и выезжает на место для решения масштабных проблем. Используется ли подобный подход вашим управлением?
- В этом году мы открыли мобильную приемную, в работе которой задействованы более 100 органов власти, в том числе и федеральных структур. Напрямую общаемся с заявителями, потому что мне, например, порой сложно из сухого текста обращения понять, почему долго не решается проблема человека. Именно поэтому часто возникает необходимость выехать на место, лично оценить все нюансы. В итоге уже нет жалоб на то, что до власти не достучаться. Многие активно отмечают, что написали - и тут же есть реакция. Мы считаем, что там и должно быть.
Еще одно приоритетное направление в деятельности нашего управления - видеоприемы граждан, которые проводятся советниками главы государства и начальниками управлений администрации президента. Если не пояснять сложный механизм взаимодействия и промежуточного контроля итогов исполнения поручений, а перейти к конкретным результатам данной работы, отмечу, что с начала года снято с контроля федерального центра в связи с положительным решением вопросов 15 поручений президента России, остаются на контроле 12 - с конкретными сроками исполнения.
Первостепенная задача, поставленная нашим президентом перед органами исполнительной власти и местного самоуправления - это активная работа над решениями проблем граждан. Именно она является основой деятельности нашего управления. К каждому человеку необходимо найти подход, ведь к нам приходят, когда плохо, и масштаб вопросов разнообразен: дети-сироты и многодетные семьи, которым негде жить, люди, которые страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, семьи, имеющие на воспитании детей-инвалидов, обычные горожане и жители сел с жалобами, предложениями и заявлениями. Наиболее острые проблемы еженедельно озвучиваются на рабочих совещаниях губернатора и правительства, что является мощным катализатором для незамедлительного принятия мер по жалобам населения.
Для удобства людей мы располагаемся в отдельно стоящем здании в Астрахани на улице Свердлова, 73 совместно с региональной приемной президента, деятельность которой также обеспечивают специалисты управления.
- На уровне муниципалитетов в регионе эта работа налажена также хорошо?
- Нет. Мы видим нулевые отчеты, которые предоставляют наши сельсоветы. Как будто бы к ним граждане не обращаются, а напрямую пишут губернатору или президенту. В это мы не очень верим и вводим централизованный учет, уходим от обращений в письменном виде, когда запрос перенаправляется между инстанциями. Хотим всех подвести под систему электронного документооборота, чтобы более оперативно отрабатывать поступающие обращения. Все будет идти через электронную приемную. Она покажет, насколько оперативно и эффективно заявителю помогли.
Много приходится сталкиваться с настоящими жизненными трагедиями, искалеченными судьбами. Одна из них: жительница Наримановского района несколько лет назад разбилась на машине, поврежден позвоночник. Женщине всего 40 лет. Она не ходит. На руках у нее восьмилетняя дочь. У девочки на фоне стресса начало сильно падать зрение.
Я получила обращение этой женщины и не смогла просто направить запросы по инстанциям. Мы сели в машину, погрузили медиков, соцслужбы. Приехали, начали разбираться, помогать. В итоге ребенку сделали операцию на глаза, зрение девочки значительно улучшилось.
Ее маму проконсультировали, отвезли в федеральный медицинский центр. Если раньше она лежала, не поднимаясь, на постели, то сейчас встает, может сама покушать. И она продолжает лечение.
Таких историй очень много. Еще ситуация: семья, девять детей. В скромном доме этой семьи, купленном на материнский капитал, сломался газовый котел - домочадцы остались без горячей воды и отопления. Мы не могли из бюджета выделить этой семье деньги на ремонт, однако подключили внебюджетные источники, привлекли депутатский корпус. В итоге все отремонтировали.
Встречаются и ситуации заигрывания с властью в надежде получить больше, чем положено по закону, как в сказке о золотой рыбке. Нередки такие ситуации, например, при предоставлении жилья взамен аварийного, когда предлагают владельцам трущоб по 8-10 вариантов, и они от всех отказываются. Ну не может быть так, что было у тебя 12 метров ветхого домика, а получил ты дворец. Получить можно только то, что положено по закону.