Учредитель компании "Юрос" В.Терещенко: "Наша задача - сделать места ожидания транспорта в Ростове-на-Дону комфортными и функциональными"

Учредитель компании "Юрос" В.Терещенко: "Наша задача - сделать места ожидания транспорта в Ростове-на-Дону комфортными и функциональными"

            В Ростове-на-Дону к 2018 году появится около 40 новых торгово-остановочных комплексов, аналогов которых практически нет в России. Концепция компании "Юрос", в долгосрочной аренде у которой находится участки под них, предполагает оригинальный формат и единый стиль, а также целый ряд услуг, востребованных жителями и гостями донской столицы. Это качественный стрит-фуд, удобная навигация, транспортное табло, отображающее информацию о маршруте, удобные лавки из экологичных материалов, бесплатные Wi-Fi и велопарковки. Концепция комплексов соответствует рекомендациям департамента архитектуры города. О том, как ведется работа по созданию торгово-остановочных комплексов, соответствующих новым стандартам, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал учредитель ООО "ЮБА "Юрос" (в управлении которой находятся торгово-остановочные комплексы) Виктор Терещенко.

            - Виктор Викторович, Ростов-на-Дону стал существенно преображаться в преддверье Чемпионата мира по футболу, и одним из таких заметных нововведений являются новые остановочные комплексы, которые трудно не заметить. Такая форма и подача - инициатива вашей компании?

            - Компания "Юрос" является оператором почти 40 остановочных комплексов в Ростове-на-Дону как правообладатель земельных участков на основании аренды земли и еще с 1996 года. Концепция остановочных комплексов и их цветовая гамма утверждены департаментом архитектуры Ростова-на-Дону, а задача нашей компании - сделать места ожидания транспорта комфортными и функциональными для ростовчан, но при этом соблюсти все требования городской архитектуры. Для этого мы привлекли к работе брендинговое агентство "Жмек дизайн", а специалисты агентства разработали дизайн-код, который масштабируется на все наши объекты. Иначе говоря, все торгово-остановочные комплексы, которыми мы управляем и которые строим, будут в едином узнаваемом формате и стиле. Такие же требования предъявляются нами к арендаторам торговых площадей: для них наружный дизайн-код будет единым, но с сохранением фирменного стиля.

            Когда мы начинали в свое время работу по благоустройству остановочных комплексов, утвержденной визуальной концепции у города не было. И мы сделали несколько комплексов, исходя из того, что видели в других странах. Затем концепция появилась, и мы начали строить в новом формате. Сейчас у нас уже функционируют семь таких торгово-остановочных комплексов. Первый появился ко Дню города в 2015 году. Результаты нашей работы можно увидеть на Привокзальной площади, возле авторынка "Фортуна", на площади Карла Маркса, на улице Ленина, на проспекте Ворошиловский. Несколько комплексов находятся в стадии завершения. До конца года таких комплексов на основных транспортных узлах города будет работать около двадцати, а к Чемпионату мира по футболу в 2018 году - около сорока.

            - Для Ростова-на-Дону такой подход к обустройству торгово-остановочных площадей является новаторским, а в целом по России много подобных проектов?

            - Мы изучали зарубежный опыт, спектр услуг, которые предоставляют операторы таких комплексов, ездили во многие города России. И я могу сказать, что тот формат, который мы реализуем в Ростове, действительно уникальный. Где-то есть комплексы с развитой торговлей, где-то - с информационными системами, где-то - применяются экологичные материалы при строительстве, а где-то - разработан уникальный дизайн. Но такого пакета услуг, которые мы предлагаем жителям и гостям города, нет нигде. Ни в одном городе, ни в одной стране, в которой мы были, мы не видели, чтобы все настолько компактно находилось в одном месте. Здесь нужно понимать, что у нас есть право аренды на эти земельные участки, есть требования городской архитектуры, и мы могли бы просто ограничиться выполнением этих требований, построить остановку, организовать торговлю и на этом остановиться, потому что все финансовые вопросы в данном случае лежат на нас, а не на городском бюджете, но мы решили пойти дальше и сделали такой проект.

            - Вы могли бы рассказать о том, что из себя представляют торгово-остановочные комплексы по вашему проекту и как это поможет жителям и гостям Ростова-на-Дону?

            - Первое - это то, что на наших объектах находятся исключительно правильные арендаторы. Что мы подразумеваем по словом "правильные"? Это продажа качественного стрит-фуда, известные федеральные или региональные сети, которые востребованы и предлагают продукцию в современном формате как по подаче, так и по качеству. Это магазины операторов сотовой связи, в которых горожане и туристы могут пополнить баланс телефона или купить сим-карту, это банковские терминалы, в которых можно снять деньги. Здесь вы не встретите рюмочную, пивной ларек и любой другой элемент торговли, несущий негативный фон. Большинство наших арендаторов - это местные компании, которые используют продукцию, произведенную в Ростовской области. Плюс эти компании создают дополнительные рабочие места. И, наконец, не забывайте, что и мы, и наши арендаторы платим налоги в городской бюджет.

            Во-вторых, это, как я уже говорил эстетичное оформление остановочных комплексов в едином стиле: вся визуализация арендаторов утверждаемся нашей управляющей компанией. Каждый комплекс имеет декоративную подсветку и освещение в зоне ожидания пассажирского транспорта. В-третьих, как минимум в центре города концепция подразумевает озеленение остановочных комплексов. Таким образом, мы делаем эту архитектурную форму зеленой, более привлекательной, натуральной. Естественно, мы не забываем про очевидные вещи, которые должны быть под рукой в современном городе - деревянные лавки, урны, возможность зарядить свой телефон или планшет прямо на остановке.

            Мы разработали для туристов и жителей города удобную навигацию с соблюдением правила типографики. Каждый комплекс оснащен информацией о том, что это за остановка и какие остановки находятся рядом, все русские топонимы дублируются транслитерацией на английском языке, а не переводом (Площадь Карла Маркса/Ploshad Karla Marksa). В преддверье Чемпионата мира по футболу, матчи которого соберут в Ростове множество неанглоговорящих иностранных гостей, это очень важно и поможет туристам не заблудиться в нашем городе.

            Еще одна наша "фишка" - это транспортное табло, которое отображает информацию о маршруте, его номере и времени до прибытия. Это удобно, потому что человек понимает, сколько ему ждать нужного автобуса, троллейбуса или трамвая. Мы смоги внедрить такую систему, благодаря сотрудничеству с городским департаментом транспорта и Центром интеллектуальных транспортных систем Ростова-на-Дону, которые запустили мониторинг транспорта в режиме онлайн при помощи системы PIKAS. Эти данные можно увидеть с телефона, планшета или компьютера, но они не всегда есть под рукой. Поэтому городские власти пошли нам навстречу: мы берем данные с их серверов, обрабатываем и выводим на табло необходимую информацию. Теперь человек может спокойно ожидать свой транспорт, не нервничать и четко понимать, когда он прибудет на остановку. Соответственно, ты всегда знаешь, есть ли у тебя время выпить чашечку кофе, пополнить баланс телефона или снять деньги в банкомате. Ни мы, ни какой-то другой бизнес своими силами подобную систему не потянул бы и не внедрил с нуля, но глава администрации Ростова-на-Дону Сергей Иванович Горбань принял соответствующее решение, и нам дали доступ к системе, позволили ею пользоваться на благо жителей города.

            - Виктор Викторович, вы сейчас рассказали о полезном функционале новых остановочных комплексов. Будут ли на них присутствовать какие-то развлекательные и образовательные элементы?

            - Да, мы в данном случае выступаем как социально ответственный бизнес, мы любим свой город, и это очень важно для нас. К примеру, в городе активно развивается велодвижение, поэтому на наших комплексах размещаются бесплатные велопарковки, которыми люди активно пользуются. В перспективе мы планируем к Чемпионату мира по футболу оборудовать остановочные комплексы центрами велопроката - мы хотим, чтобы это было доступно и не затратно как для жителей, так и для гостей города. 

            Кроме того, реализуется проект под общим названием "Доступная литература" - вместо того, чтобы использовать свободное пространство под рекламу, мы размещаем здесь цитаты и интересные фрагменты из произведений классиков. Все это оформляется художественно и, главное, будет регулярно обновляться. Мы сотрудничаем с ростовскими художниками, и в центральных районах города на остановках можно увидеть картины, нарисованные талантливыми молодыми людьми. Все эти дополнительные элементы мы стараемся привязывать к месту, то есть на остановке около улицы Горького вы сможете увидеть либо цитату из его произведения, либо какой-то стрит-арт на эту тему.

            Также мы выделяем площади для размещения социальной информации и работаем с общественными организациями, которые занимаются охраной окружающей среды, борьбой с наркоманией, пропагандой здорового образа жизни. Кстати, многие эти инициативы родились, благодаря жителям города, которые высказывали свое мнение, советовали и предлагали различные активности.

            Думаю, и ростовчанам, и гостям Ростова-на-Дону понравится, что на территории всех торгово-остановочных комплексов работает бесплатный Wi-Fi. Если вы единожды подключились к нему и прошли процедуру идентификации, то потом на всех остановках он будет подключаться автоматически. Нам жаловались, что процедура идентификации сложна и даже предполагали, что в ней кроется какая-то коммерческая составляющая, но все гораздо проще - есть федеральное законодательство, которое требует от пользователя идентифицироваться, и самый простой способ сделать это по номеру телефона. В нашем случае нет никаких подводных камней - вы не станете жертвой мошенников, и после регистрации к вам на телефон не начнет приходить спам. Поэтому приглашаю подключаться к хот-споту I Love Rostov на наших остановочных комплексах.

            - Сейчас жители Ростова-на-Дону выступили с инициативой присвоить одной из улиц города имя актера и режиссера Александра Кайдановского, который родился на Дону. Если они придут к вам с таким предложением, то на одной из остановок может появиться, к примеру, стрит-арт на эту тему?

            - Безусловно, Кайдановский - величайший актер, наверное, все смотрели фильмы "Сталкер", "Свой среди чужих", но я думаю, что далеко не вся молодежь знает, что Александр Леонидович родился в Ростове-на-Дону и окончил Ростовское театральное училище. Я очень осторожно отношусь к переименованию улиц и сносу памятников, а вот сделать что-то новое, напомнить ростовчанам об их талантливом земляке - это хорошо. Поэтому повторюсь - мы рассматриваем все предложения и готовы идти навстречу инициативам жителей, особенно, когда речь идет о воспитании и просвещении молодого поколения.

            Могу вам привести такой пример - мы на днях завершили строительство остановочного комплекса на углу проспекта Ворошиловский и улицы Горького, в котором реализовано все, о чем я вам рассказывал. Вплоть до большого ударопрочного зеркала для наших ростовских красавиц. И здесь же появился первый стрит-арт, своеобразный "триптих" из трех известных деятелей искусства - писателя Максима Горького, режиссера Константина Станиславского и актера Василия Качалова, который сыграл легендарную роль Чацкого в постановке комедии Грибоедова "Горе от ума". Изображения сопровождаются текстом: Станиславский говорит свое знаменитое "Не верю!", Горький говорит: "Рожденный ползать - летать не может", а Качалов в образе Чацкого: "Карету мне, карету"! Думаю, что при помощи такого стрит-арта можно привлечь внимание молодежи, и она, возможно, узнает что-то новое.

            - По сути, в Ростове создается уникальный проект за счет частного бизнеса. Однако просто построить - мало, необходимо еще следить за тем, чтобы все правильно работало без каких-либо проблем: грязь на остановках, вандализм, правонарушения. Как в вашем случае решаются эти вопросы?

            - Следить за тем, чтобы на остановочных комплексах все было в порядке, действительно непросто. Мы применяем дорогостоящие материалы, красивую плитку, оборудуем остановочные комплексы пандусами для маломобильных групп населения. И многие из таких элементов в случае порчи подлежат только замене. Грубо говоря, кто-то решил оставить "автограф" на стене, и оттуда его уже не смоешь, значит, нужно менять часть покрытия. Кому-то приглянулась елка в кадке - мы вынуждены покупать новую. Кому-то мешает освещение и так далее. У нас договор с клининговой компанией, которая по графику производит текущую уборку территорий, а раз в квартал - генеральную. Мусор вывозится с остановочных комплексов ежедневно, подметаются они 4 раза в неделю. Несмотря на это, мусор накапливается, поступают жалобы. А мы знаем, что это не наши арендаторы выставили пакеты с отходами, а просто человеку лень дойти до площадки с мусорными баками, и он по пути на работу оставил такой "подарок" на остановке.

            Заметьте, это делают не люди, которые приехали из другой страны или другого города, это делают наши жители, для которых комфортная среда в конечном итоге и создается - в данном случае за наш же счет. Поэтому, конечно же, хотелось бы социальной ответственности со стороны населения. Я не раз присутствовал на встречах жителей с нашим градоначальником, и он часто говорит с горожанами об этой проблеме, призывая их относиться к нашему городу с большим уважением.

            Мы сейчас очень тесно взаимодействуем с общественной организацией "Городской патруль", которая следит за порядком и благоустройством города. И мы с ними даже обсуждали такой вопрос, что они будут курировать наши объекты: следить за чистотой и тем, что здесь происходит. Мы не можем следить за всем круглосуточно, поэтому благодарны за любую обратную связь, когда у нас есть возможность быстро отреагировать на происходящее и решить проблему.