Ежегодный деловой форум "Дни PR и маркетинга на Юге" уже в шестой раз пройдет в Ростове-на-Дону 4-5 июня. Мероприятие традиционно собирает на одной площадке около 200 участников из России и зарубежья. В текущем году форум называется "Взгляд в будущее", его основная задача - показать, как с помощью маркетинга, брендинга и рекламы можно помочь бизнесу развиваться в новых экономических условиях. О проблемах и новых возможностях бизнеса, роли маркетинга в них, а также программе грядущего форума в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал управляющий директор группы компаний "BrandHouse. Исследования, коммуникации, брендинг" Алексей Гвинтовкин.
- Ни для кого не секрет, что сегодня бизнес оказался в сложных условиях, какие основные тенденции в связи с этим можно выделить?
- Естественно, в новых экономических условиях меняется и рынок, но сегодняшняя ситуация не является однозначно негативной. Конечно, с одной стороны, кризис - это тяжело и страшно, но с другой - он предоставляет невероятные возможности для развития бизнеса.
В настоящее время можно выделить несколько основных тенденций, характерных для кризиса, они были отмечены и в кризис 2008 года. В частности, компании стремятся оптимизировать расходы, и часть организаций делает это за счет маркетинга, рекламы, считая, что таким образом сокращают затраты на то, что не приносит прибыль напрямую. Но из собственного опыта могу сказать, что такая стратегия подвергает бизнес невероятной опасности: изменившиеся условия ставят бизнес перед вызовом буквально ежедневно, и репутация, имидж компании в кризис являются основными источниками доверия потребителей.
- Каким образом маркетинг может помочь бизнесу "остаться на плаву"?
- Если компания не вкладывает деньги в маркетинг, ее продукция через какое-то время "вымоется" из сознания потребителей и заместится товаром-субститутом, поэтому "остаться на плаву" без затрат на маркетинг практически невозможно.
Также в кризис существенно меняется картина потребления, потому что у людей падают доходы, падает в целом потребительская активность, и задача маркетинговых служб - отследить это и адаптировать производство компании к изменившемуся спросу.
Разумеется, можно оптимизировать расходы и за счет рекламы, например, сократить расходы на какие-то масштабные акции, но нельзя совсем переставать взаимодействие с потребителем.
Кроме того, сокращая расходы на маркетинг, вы перестаете следить за рынком, а в это время с него кто-то уходит, освобождаются новые ниши, открываются новые возможности. То есть именно в это время, в этих условиях благодаря маркетингу компания получает возможность роста, расширения своего присутствия на рынке или даже продвижения на другие рынки. Например, сейчас могу отметить, что мы видим оживление местных производителей, которые запускают собственные торговые марки, на юге России наблюдается ажиотаж по поводу выхода на рынки новых торговых марок, хотя принято считать, что это не лучшее время для вложения денег в развитие.
- Как в целом можно охарактеризовать отрасль PR и маркетинга на юге России?
- В настоящее время юг России в целом по стране является одним из крупнейших центров маркетинга и PR, здесь сосредоточены достаточно большие бюджеты, это динамично развивающийся регион с большой численностью населения. Здесь представлены в большом количестве как федеральные, так и международные компании, которые предъявляют к своей работе, в том числе в сфере маркетинга и рекламы, очень высокие требования.
Кроме того, местные компании также работают с соблюдением российских и международных стандартов и зачастую показывают очень хорошие результаты на рынке, во многом это определяется удачной маркетинговой стратегией.
- Форум "Дни PR и маркетинга на Юге" в этом году назван "Взгляд в будущее", чем обусловлено такое название?
- Название обусловлено тем, что происходит в экономике нашей страны. Всем известно, что ситуация меняется, бизнес испытывает дискомфорт, и мы решили выступить провидцами индустрии, предложить нашим коллегам - пиарщикам и маркетологам - посмотреть в будущее, потому что кризисы приходят и уходят, а работать нужно и сейчас, и через десять лет. Поэтому основная идея форума 2015 года - помочь специалистам сферы пиар и маркетинга получить новые инструменты, понять, как эффективно работать в сложившихся условиях, как правильно строить "фундамент", который позволит результативно и эффективно развивать компании в дальнейшем. Ведь главная задача форума - предоставить участникам возможность пообщаться с ведущими специалистами в отрасли, поделиться друг с другом опытом и технологиями.
- Форум "Дни PR и маркетинга на Юге" будет проходить уже в шестой раз. Чем он запомнится участникам в этом году?
- В этом году мы будем использовать тот же формат программы форума, что и в прошлом, поскольку он доказал свою эффективность - он состоит из четырех тематических блоков-действий: "Анализируем", "Создаем", "Публикуем", "PRодвигаем". Эта структура позволяет отследить полный цикл создания бренда.
Пройдя все эти блоки, в которых спикеры делятся секретами своего мастерства, участники будут владеть необходимыми знаниями о создании успешного бренда, которые потом смогут применить на практике.
Также у нас будет блок-сюрприз, мы так и назвали его - "Взгляд в будущее", он представляет собой презентацию официального профессионального стандарта PR-специалиста, который разработан Российской ассоциацией по связям с общественностью.
Кроме того, в этом году мы впервые проводим конкурс "PRовидец года", для этого мы предложили участникам форума пофантазировать и представить будущее своих компаний и их брендов через десять лет. Таким образом, мы намерены использовать принцип визуализации, ведь, как известно, то, что написано или изображено на бумаге, имеет большие шансы воплотиться.
И, конечно, в этом году у нас традиционно запланированы встречи с яркими спикерами, профессионалами отрасли. Мы всегда очень тщательно подходим к выбору спикеров форума, потому что перед ними стоит задача не рассказать о каких-то прописных истинах, а поделиться собственным опытом, разработками, ноу-хау, которые помогут компаниям и их специалистам эффективно развиваться в сегодняшних непростых экономических условиях.
В этом году "изюминкой" форума станут специалисты по внедрению "Вау-проектов" и анализу больших данных - Big Data, это сейчас самое востребованное направление в маркетинговых исследованиях.