В конце текущего года Туапсинский морской торговый порт отметил 20-летие со дня своего преобразование в акционерное общество. Об основных проблемах, а также перспективах развития порта в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал управляющий директор ОАО "ТМТП" Владимир Герасименко.
- Владимир Викторович, остается всего несколько дней до завершения 2012 года. Расскажите, пожалуйста, насколько результативным для ТМТП был текущий год?
- По предварительным итогам, нынешний год порт завершит с грузооборотом 16,3 млн тонн, что, практически, будет на 14% меньше по сравнению с прошлым годом. А по сравнению с номинальными возможностями порта - на 40% меньше.
Снижение, в первую очередь, произошло за счет перераспределения нефтяных грузов, которых мы обработали меньше на 24%, а также из-за уменьшения объемов импортного сахара-сырца на 95%, и угля - на 7%.
Конечно, такая ситуация с грузооборотом не может нас радовать. Тем не менее, мы исходим из того, что для порта важнее, все-таки, не абсолютный объем обработанных грузов в тоннах, а эффективность бизнеса по каждому из этих грузов. Именно оптимизация затрат, снижение издержек и повышение эффективности стивидорных услуг являются основными задачами менеджмента, и этим вопросам уделялось особое внимание в 2012 году.
- Не раз краевые и федеральные СМИ сообщали о том, что ТМТП недополучил существенное количество грузов из-за ограничений, введенных ОАО "РЖД", в связи с приоритетным пропуском грузов для "олимпийских" строек в Сочи. Изменилась ли ситуация сегодня?
- Мы это ощущали на себе в полной мере весь год, потому что находимся как раз на пути движения составов с грузами для Олимпиады. По железной дороге в этом году перевезли для Олимпиады порядка 17 млн тонн грузов, а всего с начала олимпийского строительства - уже 42 миллиона тонн. В результате наш грузопоток нам урезали почти на 1 млн тонн. Чтобы было понятно: порт может обрабатывать 345 вагонов в сутки, а делали (обрабатывали - ИФ) мы - 250. Чуть больше половины от своих возможностей! На наших причалах полностью отсутствовали так называемые "новые" грузы, которые нам удалось привлечь с большим трудом в прошлые годы. Не думаю, что ошибусь, если скажу, что эти грузы не скоро появятся у нас снова.
И перспектива пока не радует. По информации РЖД, перевозка Олимпийских грузов будет продолжаться до поздней осени 2013 года, поэтому, с учетом значительного уменьшения еще и объемов зерновых грузов, свой грузооборот в будущем году мы пока что планируем на уровне 14,5 млн тонн.
- В 2010 году ТМТП ввел в эксплуатацию зерновой терминал. Работает ли он на полную мощность в столь непростых условиях на зерновом рынке?
- К сожалению, экономическая ситуация складывается для этого конкретного вида грузов не лучшим образом. Если в прошлом году в стране собрали 94,2 млн тонн зерновых культур, то в нынешнем - только 72 млн. тонн. Значительное снижение урожая уже вызвало рост цен на зерно, что заставило правительство принять решение о начале интервенций на внутреннем зерновом рынке.
Что касается экспорта, то он устойчиво сокращается. Если в сентябре текущего года через наш зерновой терминал мы отгрузили 206 тыс. тонн, то в ноябре уже только 135 тысяч, а в декабре - всего 30 тысяч тонн.
И до конца лета будущего года это (объем отгрузки - ИФ) - пока все. То есть, у нас - как и в 2010 году, когда правительство вводило зерновое эмбарго, - ожидается, если так можно выразиться, полугодовой мораторий на экспорт.
- Не отразились ли сложные условия работы порта, связанные со снижением объема грузоперевалки, на социальных программах?
- Нет, порт полностью выполнил взятые на себя и закрепленные в коллективном договоре обязательства по предоставлению социальных выплат и гарантий для работников и их семей. Социальный пакет в 2012 году, без учета средств, затраченных на добровольное медицинское страхование, "весит" около 30 млн рублей.
Кстати, менеджмент порта намерен инициировать внесение изменений в действующий коллективный договор, чтобы повысить размер ежемесячных выплат нашим ветеранам в зависимости от стажа их работы в порту. В случае положительного решения - в чем я не сомневаюсь - наш социальный бюджет в новом году увеличится еще на 5 миллионов рублей.
Если вспомнить 2008 год, когда социальные расходы составляли 18 миллионов "с хвостиком" (рублей - ИФ) и сравнить с днем сегодняшним, то их рост - более чем очевиден.
- Как известно, основа рентабельности стивидорного бизнеса - это не только работа по специализации морских терминалов под конкретные виды грузов, но и, модернизация производственных мощностей, закупка дополнительного перегрузочного оборудования, обновление производственной техники. Каковы успехи в этой области?
- Начну, пожалуй, с нашего портового флота. В среднем, в порту Туапсе ежегодно бросают якорь 1200 судов и, практически, сто процентов всех сервисных операций по их обслуживанию выполняет портовый флот ОАО "ТМТП". Представить себе работу порта без наших буксиров невозможно. Но флот не должен отставать от времени. Порты развиваются, строятся новые транспортные суда, оснащенные очень серьезной техникой. Соответственно, возрастают и требования, предъявляемые к работе портового флота.
Поэтому в рамках программы по обновлению флота в прошлом году мы ввели в эксплуатацию два буксира производства Damen Shipyards "Дедал" и "Агой" мощностью 2000 л/с каждый. В октябре этого года к нашим причалам прибыл автоматизированный высокоманевренный азимутальный буксир "Самсон" мощностью 3300 л/с. Буксир предназначен для проводки и швартовки крупнотоннажных судов, выполнения противопожарных, экологических и спасательных работ.
1 января 2013 года будем встречать еще один буксир - "Орфей" и новенький нефтемусоросборщик "Сириус". Оба тоже построены нашими голландскими партнерами. Уверен, что наш портовый флот полностью отвечает всем сегодняшним требованиям и способен безопасно, качественно и оперативно обеспечить прием в порту современных судов.
Вообще, техническая оснащенность нашего порта по праву считается одной из самых высоких в отрасли. Еще в далеком уже 2000-м году именно наш порт первым из всех портов России приобрел два портальных крана фирмы "Готвальд", грузоподъемностью 63 тонны каждый.
Сегодня мы располагаем парком портальных кранов грузоподъемностью от 10 до 63 тонн в количестве 28 единиц и парком машин малой механизации в количестве более 50 единиц. В этом году приобрели два высокопроизводительных крана-манипулятора взамен устаревших и отработавших свой ресурс, 9 новых автопогрузчиков для работ различного назначения - от перевалки плодоовощной продукции до тяжелых слябов. Сегодня мы проводим комплексную модернизацию технологического оборудования 1 и 2-го причалов Нефтерайона.
Надеюсь, наше техническое перевооружение продолжится и в новом году - на развитие и увеличение производственных мощностей запланировано почти полмиллиарда рублей.
- Владимир Викторович, на прошлой неделе порт отметил 20-летие со дня своего преобразования в Акционерное Общество. Что значит для портовиков этот юбилей?
- С одной стороны, это, конечно, частная, я бы даже сказал - домашняя дата. С другой, - общественное событие: слишком велика роль Туапсинского морского торгового порта в истории и современной жизни и нашего города, района, края, да и страны. За это время пришлось сделать многое! За это время мы усвоили, что главное в экономике - не сиюминутное решение проблем, а умение организовать работу с нерешенными; что перспективные задачи выживания - это одновременно и ресурс для дальнейшего роста. А главное - продолжать работать в кардинально изменившихся условиях.
Среди тех, кто встретил нынешний юбилей, немало людей, стоявших у истоков образования Акционерного Общества, кто доблестно трудился с самого начала и до сегодняшнего дня. Тот же Дмитрий Александрович Стоянов, например, руководитель нашего портового флота, - был членом первого Совета директоров ОАО, которое возглавлял ныне уже покойный Олег Петрович Антонов…
Именно тому поколению портовиков выпала судьба сохранить порт в самые трудные годы современной России. И не просто сохранить, но и заложить основы его сегодняшнего развития!