Вице-губернатор Краснодарского края И.Перонко: "Майские указы" стали одним из приоритетных направлений бюджетной политики Кубани на ближайшие годы"

Вице-губернатор Краснодарского края И.Перонко: "Майские указы" стали одним из приоритетных направлений бюджетной политики Кубани на ближайшие годы"

             В мае 2012 года президент России Владимир Путин подписал ряд указов, которые обозначили приоритетные направления деятельности федерального правительства и органов власти субъектов РФ на ближайшие годы. В их числе - указы об экономической и социальной политике, здравоохранении, образовании и науке, об обеспечении граждан доступным жильем и повышении качества услуг ЖКХ.

            На реализацию "майских указов" в Краснодарском крае до конца 2017 года предполагается направить около 230 млрд рублей.

            О ходе исполнения этих указов президента РФ на Кубани, о том, как в текущем году будут выполняться ключевые поручения В.Путина, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал вице-губернатор Краснодарского края Иван Перонко.

            - Иван Александрович, расскажите, пожалуйста, что сегодня делается в регионе по достижению целевых показателей согласно майским указам президента в социальной сфере?

            - Реализация "майских указов" президента РФ стала одним из приоритетных направлений бюджетной политики региона на ближайшие годы. Более половины расходов консолидированного бюджета Краснодарского края ежегодно направляется на финансирование отраслей социальной сферы, только в прошлом году на эти цели было направлено 155 млрд рублей, средств краевого бюджета. В частности, на оплату труда в социальной сфере в целом было направлено 61,3 млрд рублей, что превышает показатель 2012 года на 11%. Более 6 млрд рублей из этих средств направлены на реализацию "майских указов" президента РФ в части повышения средней заработной платы.

            - Вы затронули важный и животрепещущий вопрос, касающийся роста заработной платы бюджетников. Как дела обстоят в этой сфере?

            - Указом № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" президентом РФ В.Путиным поставлена задача до 2018 года повысить среднюю заработную плату отдельных категорий работников бюджетных учреждений до уровня средней зарплаты по экономике, а врачей - вдвое выше, чем в среднем по экономике.

            Средняя заработная плата педагогов школ на Кубани составила в прошлом году 24,9 тыс. рублей, у педагогов дошкольных учреждений - 20,5 тыс. рублей. Кроме того, весь 2013 год почти 200 тыс. работников социальной сферы получали доплаты из краевого бюджета от 3 до 6 тыс. рублей в месяц. Эти выплаты будут продолжены и в 2014 году.

            На Кубани прибавку к зарплате получат около 190 тыс. человек. К 2016 году заработная плата педагогических работников школ и дошкольных учреждений вырастет еще почти на 40% к уровню 2013-го, у педагогических работников учреждений профессионального, дополнительного образования и в учреждениях для детей сирот – на 66%, у медицинских работников – более чем на 70%, у работников культуры и соцработников – в два раза.

            Кроме того, у остальных работников государственных учреждений оплату труда планируется повышать ежегодно с 1 октября в 2014 и 2015 годах на 5,5% и в 2016 на 5%.

            Рост зарплат работников бюджетного сектора и рост бюджетных расходов будут сопровождаться структурными изменениями бюджетной сети и повышением качества предоставляемых услуг.

            При этом доля расходов на оплату труда в расходах на социальную сферу в 2013 году сохранилась на уровне 40%, как и в 2012 году. Таким образом, повышение зарплаты осуществляется не в ущерб другим расходам социального сектора. Развитие социальных отраслей продолжено, значительные средства направляются на развитие инфраструктуры государственных и муниципальных учреждений.

            В текущем году мы сохраним социальную направленность бюджета – на социально-культурную сферу будет направлено 67% расходов от бюджета края.

            В целом, на выполнение "майских указов" в части повышения зарплат работникам бюджетной сферы в текущем году будет направлено 12,8 млрд рублей, в 2015 – 19,7 млрд рублей, а в 2016 – 28,9 млрд рублей. Все обязательства по реализации указов президента по повышению заработной платы работников как государственных, так и муниципальных учреждений полностью взял на себя краевой бюджет.

            - Один из указов касается совершенствования госполитики в сфере здравоохранения. Удалось ли добиться в этом направлении значительных результатов?

            - Краевые органы государственной власти выполняют задачи по увеличению размера заработных плат работникам медицинских учреждений. На сегодняшний день, средняя зарплата врачей составляет 32,3 тыс. рублей, среднего медицинского персонала - 19,5 тыс. рублей, младшего медперсонала – 13,5 тыс. рублей.

            Мы делаем все возможное, чтобы привлечь в кубанскую медицину как можно больше молодых квалифицированных специалистов, повысить престиж профессии и уровень материальной обеспеченности.

            Например, в прошлом году социальную поддержку в виде единовременных компенсационных выплат получили 344 медработника в возрасте до 35 лет, прибывших на работу из городов в сельские населенные пункты. К 2016 году зарплата медработников вырастет более чем на 70%.

            Все это делается для того, чтобы повысить качество здравоохранения в крае и уровня жизни кубанцев.

            И результаты уже есть. Например, уровень смертности населения Краснодарского края от болезней системы кровообращения в 2013 году снизился на 5,6%, то есть почти на две тысячи человек, по сравнению с 2012 годом.

            Продолжительность жизни населения Краснодарского края в 2013 году по оценке составила 71,8 лет.

            В регионе показатель рождаемости увеличился на 0,8% и составил 13,2 на тысячу населения. С начала 2013 года в крае зафиксирован естественный прирост населения (около 1,5 тысяч человек).

            - Другая немаловажная проблема, обозначенная в "майских указах" – наука и образование. Что делается в регионе для их решения?

            - Согласно указу № 599 " О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", к 2016 году дошкольное образование должно быть доступно абсолютно всем детям в возрасте от трех до семи лет.

            Для поэтапной ликвидации очередности в детские дошкольные учреждения на проведение капитального ремонта, реконструкцию и строительство новых детских садов в Краснодарском крае в 2013 году направлено 4,2 млрд рублей, из которых 1,9 млрд рублей – субсидии из федерального бюджета, 2,3 млрд рублей – средства краевого и местных бюджетов.

            В текущем году на эти цели в регионе будет направлено 2,3 млрд рублей. Кроме того, мы рассчитываем получить такой же, как в прошлом году, объем федеральных средств. Для того, чтобы к 2016 году обеспечить 100%-ную доступность дошкольного образования в крае, будет отремонтировано, построено, реконструировано и приобретено 165 детских садов, планируется ввод 22,4 тыс. мест в 2014-2015 годах.

            Выполняя поручения президента РФ, администрация края обеспечила электронный учет детей, нуждающихся в местах дошкольных учреждениях, во всех муниципальных образованиях. Сейчас во всех 44 муниципальных образованиях прием заявлений и постановка на учет в детские сады осуществляется через многофункциональные центры. На создание региональной электронной очереди из краевого бюджета выделено 1,3 млн рублей, в ноябре 2013 года была приобретена автоматизированная информационная система "Электронный детский сад", с помощью которой завершено формирование единой региональной очереди.

            С 2014 года полномочия по обеспечению государственного стандарта дошкольного образования переданы с муниципального на региональный уровень. Детские сады получают финансирование из краевого бюджета по утвержденному подушевому нормативу, причем не только муниципальные, но и частные дошкольные организации. На эти цели в бюджете 2014 года предусмотрено 12,9 млрд рублей.

            - За счет чего удалось достичь таких высоких показателей в социальной политике?

            - Прежде всего, благодаря динамичному развитию экономики региона и росту доходов бюджета. По итогам 2013 года объем регионального ВРП впервые приблизился к отметке 1,5 трлн рублей. По объему ВРП край стабильно занимает 7-е место в стране после Москвы, Тюменской, Московской областей, Санкт-Петербурга, Красноярского края и Свердловской области.

            По объему собственных доходов край по-прежнему занимает шестое место среди регионов страны. Собственные налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета края за 2013 год выросли на 6,4% и составили около 186 млрд рублей. С учетом федеральных средств объем доходов консолидированного бюджета края в 2013 году составил почти 219 млрд рублей. Это четвертый результат в России.

            В течение всего прошлого года край сохранял высокую инвестиционную активность и сохранил первое место в рейтинге министерства регионального развития России по инвестиционной привлекательности российских регионов. Объем инвестиций по итогам 2013 года составил 907 млрд рублей, что превышает показатель предшествующего года на 8%. Инвестиции в основной капитал к доле ВРП региона составили 61,2% при плановом значении 45%.

            Согласно указу президента "О долгосрочной государственной экономической политике" к 2015 году объем инвестиций в экономику региона должен составлять не менее чем 25% внутреннего валового продукта, к 2018 году - не менее 27%.

            В текущем году в регионе прогнозируется сокращение объема инвестиций в связи с завершением программы строительства олимпийских объектов и модернизации инфраструктуры Сочи. Однако уже в 2015 году объем инвестиций должен составить не менее 30% объема ВРП региона, а в 2018 - не менее 33%. Ведь помимо олимпийского мегапроекта на территории края успешно реализуются крупные промышленные инвестиционные проекты, активно развивается портовая инфраструктура, сельское хозяйство и курортная сфера.

            Выполнение указов В.Путина остается первоочередной задачей при исполнении консолидированного бюджета Краснодарского края на 2014 год. Кроме того, мы будем выполнять задачи по повышению качества формирования и исполнения бюджетов, обеспечению сбалансированности бюджетов всех уровней, прозрачности бюджетного процесса, повышению качества управления региональными и муниципальными финансами.