Вице-губернатор Краснодарского края И.Перонко: "Мы в полном объеме выполняем бюджетные назначения"

Вице-губернатор Краснодарского края И.Перонко: "Мы в полном объеме выполняем бюджетные назначения"

             В Законодательное собрание Краснодарского края внесен на рассмотрение проект бюджета на 2014 и плановый период 2015-2016 годов. В ближайшее время начнется общественное обсуждение основного финансового закона Кубани. В регионе оно по традиции проводится на выездных парламентских и публичных слушаниях. Об основных параметрах проекта бюджета, а также об экономической, финансовой и бюджетной политике в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал вице-губернатор, министр финансов Краснодарского края Иван Перонко.

            - Какие задачи поставлены губернатором Кубани Александром Николаевичем Ткачевым перед министерством финансов на 2013 год и как они выполняются на сегодняшний день? Каковы приоритеты бюджетной политики края?

            - Устойчивое социально-экономическое развитие Кубани, улучшение качества жизни населения было и остается главной задачей для всех органов власти, в том числе и для министерства финансов.

            В этом году в числе приоритетов бюджетной политики региона губернатор Кубани отметил повышение заработной платы, улучшение качества здравоохранения, образования, транспортных услуг, а также обеспечение безопасности и благоприятной экологической обстановки. Эти задачи четко отражены в структуре расходов бюджета края. И сегодня мы в полном объеме выполняем бюджетные назначения, обеспечивая поэтапное повышение оплаты труда в бюджетном секторе, расширяя меры социальной поддержки населения, сохраняя устойчивость и сбалансированность краевого и местных бюджетов, повышая результативность использования бюджетных ресурсов и эффективность работы госучреждений. При этом мы сохраняем бюджетную поддержку реального сектора экономики и инвестируем в инфраструктуру края.

            Несколько лет подряд в крае на высоком уровне находится доля бюджетных расходов инвестиционного характера. В 2013 году она превысит 12% от общего объема расходов бюджета и достигнет почти 59 млрд рублей. Бюджетные инвестиции направляются, прежде всего, на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения и образования, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, в этом году значительная часть инвестиций ориентирована на завершение строительства олимпийских объектов в Сочи.

            В приоритете, как всегда, остаются "социальные инвестиции". Край в числе немногих регионов России реализует масштабные программы по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В прошлом году на эти программы было выделено 1,3 млрд рублей, свой дом обрели более 1,1 тыс. вступающих во взрослую жизнь сирот. В 2013 году на эти цели предусмотрено 2,1 млрд рублей, и мы рассчитываем обеспечить жильем более 1,9 тыс. человек.

            В зоне особого внимания - выполнение задач, поставленных президентом России. Например, для того, чтобы к 2016 году обеспечить 100%-ную доступность дошкольного образования, в крае будет отремонтировано, построено, реконструировано и приобретено 165 детских садов. В 2013 году на эти цели в консолидированном бюджете предусмотрено более 5 млрд рублей. А в целом социальные расходы составляют более половины всех расходов краевой казны 2013 года.

            - Не возникают ли проблемы с выполнением социальных обязательств бюджета в текущем году? На какие социальные проекты в основном расходуются бюджетные средства?

            - Все социальные обязательства выполняются точно в срок и в полном объеме, а финансирование социальной сферы в крае растет год от года. За последние пять лет оно выросло вдвое и в 2013 году составляет 164,4 млрд рублей. Также вдвое увеличились расходы на зарплату бюджетников - с 30,8 до 59,6 млрд рублей.

            В этом году на выполнение указов президента России по увеличению заработной платы в отраслях социальной сферы в крае направляется 5,9 млрд рублей. Кроме того, выплачиваются губернаторские надбавки отдельным категориям работников государственных и муниципальных учреждений. Почти 200 тысяч работников социальной сферы Кубани (учителей, врачей, специалистов социального обслуживания, культуры, физкультуры) получают краевую надбавку до 3 тыс. рублей ежемесячно. В краевом бюджете 2013 года на эти доплаты выделено 8,5 млрд рублей. Производятся ежемесячные доплаты воспитателям по 6 тыс. рублей, остальному персоналу - по 3 тыс. рублей. В бюджете 2013 года на эти надбавки выделяется более 2,5 млрд рублей.

            Приоритетом бюджетной политики края остается своевременное, полное и адресное обеспечение кубанцев мерами государственной поддержки. В 2013 году все социальные выплаты проиндексированы на 5,5%. Расходы на меры социальной поддержки граждан составляют более 21 млрд рублей.

            Финансирование программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам края увеличено на 17%: на 2013 год предусмотрено почти 49 млрд рублей. Страховой взнос на обязательное медицинское страхование неработающего населения (дети, студенты, пенсионеры) увеличен на 45% и составляет более 13 млрд рублей.

            Различными оздоровительными мероприятиями (санатории, оздоровительные центры, школьные лагеря, походы) за счет бюджетных средств ежегодно охвачен каждый четвертый школьник. В 2013 году на эти мероприятия выделяется почти 2 млрд рублей. С нынешнего года кубанским семьям выплачивается ежемесячное пособие в размере прожиточного минимума (в 2013 году - 6 тыс. 763 рубля) в случае рождения третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

            - Отрасль ЖКХ - одна из наиболее проблемных в нашей стране. Как обстоят дела с эффективностью расходов на ЖКХ в Краснодарском крае?

            - Для эффективного использования бюджетных средств разработан ряд краевых программ в области ЖКХ, в том числе, адресные программы по капитальному ремонту многоквартирных домов, переселению граждан из аварийного жилья. В июле утверждена "дорожная карта" по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, которые предоставляются многодетным семьям под жилищное строительство.

            Реализуя этот план мероприятий, мы рассчитываем к 2018 году выделить семьям, имеющим трех и более детей, свыше 11 тысяч земельных участков и 90% этих участков обеспечить электричеством, водой и газом. Реализация "дорожной карты" по переселению граждан из аварийного жилого фонда позволит нам ликвидировать 168 ветхих многоквартирных домов и обеспечить новым жильем 4 тыс. 376 кубанцев.

            - В региональном бюджете заложено финансирование целого ряда сельскохозяйственных программ: на развитие мясного скотоводства, производства молока, овощеводства. На что в ближайшие годы будет сделан упор?

            - В 2013 финансовом году на государственную поддержку агропромышленного комплекса Краснодарского края в рамках целевых программ предусмотрено 6,4 млрд рублей. Более половины этих средств (3,7 млрд рублей) поступает из федерального, остальные 2,7 млрд рублей - из краевого бюджетов.

            В проекте регионального бюджета 2014 года заложено 3,5 млрд рублей на финансирование мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности агропромышленного комплекса. Кроме того, на условиях софинансирования мы планируем привлечь не меньший, чем в 2013 году, объем средств из федерального бюджета.

            При этом на поддержку начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, на господдержку кредитования малых форм хозяйствования в 2014 году планируется направить из краевой казны 560 млн рублей, а на интенсивное развитие животноводства, повышение эффективности производства продукции животноводства и продуктов ее переработки - 167 млн рублей.

            Всего в 2014-2016 годах мы рассчитываем направить почти 11 млрд рублей из краевого бюджета на стимулирование развития животноводства и растениеводства, на субсидии и компенсационные выплаты сельскохозяйственным производителям в основном в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".

            - В целом, если сравнивать бюджет прошлого и нынешнего года, насколько и по каким параметрам он отличается?

            - Расходы консолидированного бюджета края в 2013 году вырастут на 4% к уровню 2012 года и составят 290 млрд рублей. Половина этих расходов направляется на социально-культурную сферу, еще почти четверть - в сферу экономики. Например, на дорожное хозяйство будет израсходовано в этом году почти 29 млрд рублей, на ЖКХ - более 38 млрд рублей, что выше уровня 2012 года на 6 млрд рублей.

            Собственные налоговые и неналоговые доходы краевого бюджета в 2013 году должны составить 194,5 млрд рублей. Мы рассчитываем на рост к уровню 2012 года на 11,4%. Но в целом доходы консолидированного бюджета Краснодарского края в этом году снизятся на 8,8% к уровню прошлого года и прогнозируются в объеме 223 млрд рублей. Причина одна - значительное - на 41 млрд рублей - снижение безвозмездных поступлений из федерального центра. Это связано, прежде всего, с завершением олимпийского строительства в Сочи.

            - Как исполняется сегодня бюджет региона? Каковы итоги девяти месяцев?

            - По доходам бюджет исполняется достаточно напряженно. За январь-сентябрь в краевую казну поступило150,5 млрд рублей. Мобилизовано 128,4 млрд рублей собственных налоговых и неналоговых доходов края. Прирост к аналогичному периоду прошлого года превысил 6%. Это существенно выше среднероссийских показателей, ведь в целом по стране бюджетные доходы остаются практически на уровне 2012 года.

            Безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 26,4 млрд рублей. План по доходам консолидированного бюджета края выполнен на 66%.

            Сегодня мы объединяем усилия с налоговыми и правоохранительными органами для того, чтобы погасить недоимку по налогам предприятий и организаций, обеспечить в полном объеме поступление платежей физических лиц по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество. До конца года нам необходимо обеспечить поступление 195 млрд рублей собственных доходов - такую задачу поставил перед органами власти губернатор Кубани.

            Кассовое исполнение расходов консолидированного бюджета края за 9 месяцев составило 176,8 млрд рублей. Это - 60,8% к годовому назначению. Наиболее высокое исполнение расходных обязательств - в социальной сфере. Кроме того, край оказывает существенную финансовую поддержку муниципалитетам. Всего в местные бюджеты в текущем году из краевого бюджета предусмотрено направить более 68 млрд рублей, 41,2 млрд рублей из них уже перечислены.

            По итогам 9 месяцев текущего года дефицит краевого бюджета составил 26,3 млрд рублей. Для покрытия дефицита привлечены кредит из федерального бюджета в сумме 9 млрд рублей и почти 10 млрд рублей заимствований кредитных организаций.

            - Каковы в целом долговые обязательства региона и как краевые власти управляют государственным долгом Кубани?

            - В целом в 2013 году превышение расходов консолидированного бюджета субъекта над общим объемом доходов запланировано в объеме 41 млрд рублей (оценивается в сумме 55,4 млрд рублей), притом что в 2012 году дефицит края составил 33,7 млрд рублей.

            Источниками финансирования дефицита, как и в прошлом году, станут кредиты банков, бюджетные кредиты из федерального бюджета, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

            Мы уже почти десять лет используем заимствования для того, чтобы обеспечить расходные обязательства краевого бюджета. Активно применяя с 2009 года долговые инструменты, мы решаем две основные задачи - финансируем дефицит бюджета и замещаем ресурсы, направляемые на погашение долговых обязательств. На 1 января 2013 года объем государственного долга Краснодарского края составил 73,9 млрд рублей. Более половины этого долга - обязательства по бюджетным кредитам, остальные две четверти - по банковским кредитам и по ценным бумагам.

            Сегодня мы делаем все необходимое, чтобы обеспечить хорошую кредитную историю края, сохранить высокие кредитные рейтинги, а значит, возможность получать заемные средства на лучших условиях. Строго соблюдается платежная дисциплина при расчетах с кредиторами по погашению и обслуживанию государственного долга, равномерно распределяется нагрузка на бюджет по погашению банковских кредитов до 2018 года. Например, в этом году 25% банковских кредитов мы привлекли сроком на три года, 35% - на четыре и около 40% - на пять лет.

            А самое главное - мы добились реструктуризации бюджетных кредитов на общую сумму 37,3 млрд рублей. Ставка по этим кредитам снижена до 0,5 процентов годовых, а погашать эти обязательства перед федеральным бюджетом край будет 10 лет - с 2023 по 2032 годы.

            В 2014-2016 годах одним из приоритетов региональной бюджетной политики станет ограничение дефицита бюджета и стабилизация государственного долга. Уже в этом году прогнозируется замедление темпов прироста объема госдолга, и в следующем году мы рассчитываем поддержать эту тенденцию.

            Кроме того, в ближайшей перспективе долговая политика края будет направлена на снижение стоимости обслуживания госдолга, выравнивание долговой нагрузки на краевой бюджет и, конечно же, полное и своевременное исполнение долговых обязательств.