- Иван Александрович, в условиях мирового финансового кризиса, в экономиках ряда регионов страны сложилась непростая ситуация, насколько устойчива к таким потрясениям экономика Краснодарского края?
- Изменившаяся ситуация в экономике страны и регионов требует ускоренного и инновационного решения сложившихся ранее системных проблем.
В целом, Кубань сегодня наименее подвержена влиянию кризиса. Это во многом связано с многолетней эффективной экономической политикой краевых властей, направленной, прежде всего, на повышение инвестиционной привлекательности нашего региона. При этом, привлекая новых партнеров из России и зарубежных стран, развивая новые отрасли, удалось успешно диверсифицировать экономику Кубани. В результате в регионе был накоплен очень высокий экономический потенциал, ВРП края вырос в 2008 году на 9%.
Все это дает нам возможность, по оценке Минрегиона, относиться к числу субъектов со стабильным состоянием экономики.
Стоит отметить, что кризис все-таки незначительно отразился на уровне налоговых поступлений в краевой бюджет. Так, в 2008 году мы ожидали рост в пределах 30%, но в конце года произошло небольшое снижение доходов. Несмотря на это поступления в бюджет по итогам года выросли на 22%. При этом первые месяцы нынешнего года уже демонстрируют позитивную динамику. Так, в январе-апреле нам удалось сохранить доходы не ниже уровня прошлого года, даже с приростом на 5,2%.
Сегодня основным фактором в преодолении финансово-экономических трудностей становится именно качество государственного управления. Поэтому мы ставим задачу путем эффективных решений не просто сохранить стабильность, но и обеспечить максимально возможный в новых условиях рост.
В этой связи принято решение скорректировать некоторые ориентиры бюджетной и налоговой политики региона. В целом для минимизации последствий кризиса еще в конце 2008 года губернатор Краснодарского края Александр Ткачев утвердил специальный план повышения конкурентоспособности кубанской экономики. В рамках этого плана с начала нынешнего года в крае внедряется комплекс мер по поддержке различных отраслей экономики. В том числе для предприятий нефтяной и цементной промышленности на 4,5 процентных пункта уменьшена ставка по налогу на прибыль, свыше 2 млрд рублей направлено на поддержку малого и среднего бизнеса, а также личных подсобных хозяйств.
Кроме того, особую поддержку получают предприятия, реализующие одобренные администраций края инвестпроекты.
- Как региональные власти намерены решать вопросы поддержки социально-незащищенных жителей?
- Социальная сфера остается одним из приоритетов развития региона. В новых условиях жители края нуждаются в особой поддержке со стороны государства. Поэтому мы с большой ответственностью относимся к финансированию данного направления. Сегодня можно с уверенностью сказать, что, не смотря на кризис, все социальные направления на Кубани будут выполняться в полном объеме.
При этом мы не только не уменьшим, но даже увеличили выплаты ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, жертвам репрессий и другим льготникам.
Так, несмотря на проявления кризиса, в прошлом году мы дважды повысили фонды оплаты труда в учреждениях социальной сферы, в том числе на 14% с 1 февраля, а также еще на 22% - с 1 декабря. Понимая, насколько непросто складываются в условиях кризиса финансовое положение студентов, особенно постигающих рабочие специальности, с января нынешнего года мы на 27% увеличили для них размер стипендии.
Кроме того, в 2009 году для того, чтобы минимизировать влияние кризиса на повседневную жизнь кубанцев принято решение ежемесячно доплачивать по 1 тыс. рублей воспитателям детских садов, до 2 тыс. рублей в месяц - педагогам дополнительного образования, а также по 4-5 тыс. рублей - работникам спортшкол, занимающимся формированием спортивного резерва края.
При этом в нынешнем году социально-незащищенные жители смогут в полном объеме получать все выплаты и льготы, утвержденные краевым законодательством. С учетом инфляции в 2009 году мы решили увеличить выплаты не на 10%, как планировалось ранее, а на 13%.
В свою очередь малообеспеченным жителям будет оказываться особая адресная поддержка. На эти цели в бюджете запланировано 289 млн рублей.
Помимо этого, несмотря на финансовые потрясения перед нами стоит задача сохранить и усовершенствовать сеть социально-культурных учреждений. Так, за счет консолидированного бюджета края мы намерены профинансировать свыше 7 тыс. государственных и муниципальных учреждений - школ, детских садов, спортклубов, больниц и поликлиник, домов культуры, чтобы жители смогли получать привычные социальные услуги в комфортных и современных условиях.
- Насколько эффективно, на Ваш взгляд, в условиях кризиса трехлетнее планирование бюджета? Не намерена ли администрация края в ближайшей перспективе вновь вернуться к годичному планированию?
- Преимущества трехлетнего бюджета для нас очевидны. На первый план здесь выходит предсказуемость условий, гибкость принятия финансовых решений, а также наличие резервов, позволяющих заранее предусмотреть приоритетные расходы. Поэтому мы намерены в перспективе продолжить планирование бюджета по трехлетней методике.
При этом мы готовы сохранить трехлетний бюджет даже при худшем сценарии. Так, если произойдет резкое снижение доходов, мы вынуждены будем, не отказываясь от практики трехлетнего планирования, пересмотреть трехлетний бюджет в части показателей планового периода (2010-2011 год). В свою очередь, бюджет на 2009 год может стать годичным.
Таким образом, на новой экономической основе с учетом иных объемов доходных источников предполагается разработать новый бюджет на 2010 год а также плановый период 2011-2012 годов.
- Планируется ли в 2009 году сокращение финансовой поддержки Краснодарского края из федерального бюджета?
- В условиях экономического кризиса реализации на территории края приоритетных национальных проектов, а также реформы ЖКХ приобретают особое значение. Поэтому мы рассчитываем на софинансирование ряда программ и поддержку из федерального бюджета. При этом недавно было принято решение увеличить такую помощь на 2,2 млрд рублей, в том числе 1,5 млрд рублей - за счет средств фонда реформирования ЖКХ на ремонт и переселение жителей из ветхого и аварийного жилья.
Кроме того, при поддержке федерального бюджета планируется организовать дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда. Ведь очень важно поддержать жителей края, лишившихся в период кризиса работы, организовать для них переобучение, создать новые рабочие места. На эти цели из федерального бюджета дополнительно поступит 106,5 млн рублей.
- С 1 января вступил в силу закон о местном самоуправлении. При этом муниципалитеты получили ряд полномочий, которые должны подкрепляться регулярным финансированием. В связи с кризисом планируется ли сокращение субсидий местным бюджетам?
- Безусловно, в период кризиса мы ставим задачу наиболее эффективной поддержки муниципалитетов. С другой стороны такая практика в ближайшее время несколько изменит свой вектор. Но если ранее мы делали упор на поддержку проектов по развитию инфраструктуры, возведение новых проектов, то сейчас, с учетом новых условий, средства планируется в первую очередь направлять на покрытие дефицита местных бюджетов. На эти цели в краевом бюджете уже запланированы 500 млн рублей.
При этом я убежден, что поддержка особенно эффективна в форме бюджетных кредитов, которые мы уже начали предоставлять муниципальным образованиям.
Кроме того, утвержденный бюджет края предусматривает предоставление муниципалитетам межбюджетных трансфертов в размере 28,3 млрд рублей. В том числе предполагается направить около 3 млрд рублей в виде дотации муниципалитетам на выравнивание бюджетной обеспеченности, еще 9,6 млрд будут выделены в форме межбюджетных субсидий, а также 15,6 млрд в качестве субвенций на реализацию переданных государственных полномочий.
Конечно, в рамках краевых целевых программ сегодня мы несколько сокращаем субсидии муниципальным бюджетам. Эта оптимизация касается только инвестиционной составляющей. В сфере социальных услуг поддержка полностью сохраняется.
С другой стороны, мы расширяем практику поощрения муниципальных образований. Продолжатся проекты, связанные со стимулированием муниципальных образований, в зависимости от достигнутых результатов. Для этого в ближайшее время мы даже намерены выработать единую комплексную методику оценки качества управления муниципальными финансами.
Вместе с тем, мы планируем в ближайшее время изыскать резервы и создать специальный фонд поддержки муниципальных образований. При этом в случае резкого снижения налоговых поступлений в местные бюджеты мы сможем оказать таким районам необходимую помощь и поддержку.
Особое внимание здесь будет уделяться территориям с большим удельным весом промышленности, где уже наблюдается незначительное снижение поступлений - это касается Краснодара, Новороссийска и таких районов как Тихорецкий, а также Белореченский.