Врио главы департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Виталий Воронов: "К 2024г доля МСП в объеме ВРП Краснодарского края должна вырасти до 50%"

Врио главы департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Виталий Воронов: "К 2024г доля МСП в объеме ВРП Краснодарского края должна вырасти до 50%"

 

            Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из ведущих векторов развития экономики Краснодарского края, обеспечивая приток налоговых поступлений в бюджет региона, создавая новые рабочие места. На сегодняшний день, в сфере МСП задействовано более 750 тыс. жителей Кубани. В рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" к 2024 году их количество должно увеличиться до миллиона.

            О том, как реализуется национальный проект, объемах государственной поддержки предпринимательства, а также о проводимых мероприятиях, направленных на популяризацию бизнеса в регионе, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал врио руководителя департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Виталий Воронов.

            - Виталий Сергеевич, в Краснодарском крае стартовала федеральная информационная кампания, направленная на повышение популяризации предпринимательства. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.

            - Программа популяризации предпринимательства - это региональный проект, реализуемый в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". В целом, национальный проект направлен на развитие сектора МСП и увеличение его доли в ВВП страны.

            На сегодняшний день доля МСП в объеме валового регионального продукта Краснодарского края составляет 30%. А согласно принятой региональной стратегии развития, к 2024 году ее необходимо увеличить до 50%. Вместе с тем число жителей региона, вовлеченных в предпринимательскую деятельность, должно превысить миллион. В настоящее время эта цифра составляет 750 тысяч.

            Задачи - более чем амбициозные. И для того, чтобы их выполнить, необходим мощный рывок, о нем не раз говорил президент РФ Владимир Путин. Так вот: для того, чтобы совершить прорыв в развитии сектора МСП, нужны принципиально другие меры.

            Не так давно мы провели социологический опрос среди жителей региона на предмет того, хотят ли они заняться бизнесом, и - если да, - то что мешает осуществить эти планы? Проанализировав ответы, мы пришли к выводу, что большинство жителей Кубани хотят заниматься бизнесом, но боятся из-за незнания региональных программ поддержки, законодательства, алгоритмов открытия и ведения бизнеса и других моментов.

            Однако для увеличения количества субъектов МСП в регионе в эту деятельность необходимо вовлекать новых амбициозных людей, раскрывать их потенциал и возможности. На это и направлена региональная кампания по популяризации предпринимательства.

            Следовательно, все наши усилия будут сконцентрированы на том, чтобы призывать активные слои населения заниматься предпринимательством, не бояться реализовывать свои идеи, планы, тем самым, развивая региональную экономику, создавая новые рабочие места, и, как конечный результат, пополняя региональную казну в виде налоговых поступлений.

            - Каким образом планируется вовлекать жителей региона в предпринимательство? Какая целевая аудитория в приоритете?

            Региональный проект по популяризации предпринимательства состоит из нескольких блоков. Первый блок - медиакампания. Через СМИ и интернет мы будем рассказывать о плюсах предпринимательской деятельности, на реальных примерах успешных бизнесменов Краснодарского края показывать путь становления и развития их бизнеса.

            Но также будем показывать и пути проб и ошибок, практику принятия решений, демонстрируя, что это - не простой путь, и он значительно отличается от привычной работы по найму. Мы даем людям информацию к размышлению, а конечное решение для себя человек принимает сам.

            Большое внимание в рамках программы будет уделено процессу взращивания предпринимателя. Молодежь - это целевая аудитория, с которой планируется плотно поработать. Ведь если проанализировать опыт успешных бизнесменов, свои первые шаги они совершали в молодом или даже подростковом возрасте, поскольку предпринимательское мышление закладывается раньше, чем в 30 лет, когда многие ставят уже перед собой этот выбор.

            По нашей оценке, предпринимателями должны становиться в раннем возрасте. Это - одна из основных особенностей системы образования: мы должны на ранней стадии показывать людям, если, к примеру, у школьника есть какая-то интересная креативная идея, то нет преград, чтобы в будущем ее реализовать.

            - Вы планируете применять стандарты предпринимательской деятельности со школьной скамьи?

            - Школьники, оговорюсь, старшеклассники, это целевая аудитория, для которой предусмотрен целый комплекс мероприятий с участием представителей бизнеса. Это - и специально разработанные бизнес-игры, которые показывают поведенческую модель ведения бизнеса. Это - и определенное тестирование, которое позволит определить способности школьника в раннем возрасте, выделить его из общей массы и предоставлять уже адресный контент.

            К слову сказать: у нас запланирован конкурс бизнес-идей для начинающих предпринимателей, в том числе и в школах. Задача конкурса - моделировать те или иные ситуации, формировать пул ребенка, возможность и практику принятия управленческих решений, стратегически важных решений.

            Будет продолжена и практика образовательных семинаров. Только в прошлом году мы провели в крае более 250 подобных мероприятий, в этом и последующих годах эта практика будет усиливаться.

            Кроме того впервые в рамках информационной кампании мы вводим практику наставничества. На конкурсной основе мы определим пул начинающих бизнесменов, и за каждым из них закрепим наставника или ментора. После этого они приступят к реализации своих идей и проектов. Если эта практика будет успешной, в дальнейшем она будет внедрена в центре поддержки предпринимательства уже на штатной основе.

            - Кто будет наставниками молодых предпринимателей?

            - Наставников мы выбираем самостоятельно. Это - не конкурсный отбор, это - наши друзья и партнеры, которые, на наш взгляд, являются успешными бизнесменами и могут безвозмездно поделиться своим опытом с молодыми людьми.

            Окончательно список наставников еще не утвержден. Но могу сказать, что в него войдут известные представители регионального бизнеса.

            - Вы упомянули, что образовательные площадки будут организованы для школьников. А куда обращаться за поддержкой, консультацией, обучением старшей категории молодежи?

            - Всю необходимую информацию о том, какую поддержку могут получить молодые предприниматели, можно найти на нашем интернет-портале www.mbkuban.ru. Более того, на этом портале мы агрегируем всю информацию о региональных и федеральных событиях бизнес-среды.

            Адресно на ваш вопрос отвечу так: если вы хотите научиться вести бизнес, то вам в школу молодого предпринимателя. Если вы научились вести бизнес, но вам необходима поддержка консультационного характера, либо поддержка наставников, то вам - в центр поддержки предпринимательства.

            - И все же - одним из методов мотивации заняться предпринимательской деятельностью является господдержка. Какую поддержку власти Краснодарского края оказывают малому бизнесу сегодня?

            - Сегодня государственная поддержка предпринимателей делится на две составляющие - это информационно-консультационная и финансовая.

            Вы знаете, что в 2016 году мы изменили формат государственной поддержки предпринимательства от прямого субсидирования в сторону информационно-консультационной поддержки. Тем самым регион отказался от невозвратных финансовых форм поддержки к возвратным, создав краевой фонд микрофинансирования. И сегодня наш фонд - первый в России по объему капитала. Его капитализация составляет 1,5 млрд рублей.

            В рамках фонда, предпринимателям на максимально удобных условиях предоставляется финансовая помощь: срок - до 3 лет, сумма - до 5 млн рублей, средняя процентная ставка 5,5% годовых.

            Только в прошлом году фонд микрофинансирования выдал более 900 млн рублей заемных средств, тем самым помог 650 предпринимателям.

            Второй институт поддержки предпринимательства - гарантийный фонд (фонд развития бизнеса Краснодарского края). Его основная задача - помогать предпринимателям привлекать заемные средства, в том числе и в коммерческих банках, вне зависимости от того, работает он с фондом микрофинансирования или нет.

            Третье, тоже важное направление, о котором мы часто говорим - центр координации поддержки экспорта. Это специализированная государственная организация, которая помогает предпринимателям налаживать контракты с зарубежными партнерами, правильно и своевременно заполнять сопутствующие документы, и решать множество других вопросов.

            Нам важно не просто увеличивать долю собственного производства продукции, а выводить ее на зарубежные рынки. Это один из стратегических векторов развития региона в рамках федерального национального проекта "Международная кооперация и экспорт".

            Отмечу, что на 2019 год у нас запланировано порядка восьми бизнес-миссий в различные государства: в их числе - Австрия, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Армения. В ноябре мы отправимся с бизнес-миссией в Китай и рассчитываем, что вскоре продукция наших предпринимателей будет реализовываться и там.

            - Ключевым мероприятием в области популяризации предпринимательства является форум "Дело за малым". В чем его особенность в этом году?

            - Форум пройдет также 18-19 октября в выставочном комплексе "Экспоград-Юг". В этом году его площадь выросла в два раза, а программа стала еще более насыщенной. Мы ожидаем рекордное количество участников - не менее 20 тысяч человек. Это будет самое крупное бизнес-мероприятие в России.

            Ключевой темой мероприятия станет человеческий капитал. Мы хотим обратить внимание представителей - как малого, так и крупного - бизнеса на то, что самая большая ценность любого предпринимателя - это человеческий мозг. Бизнес - это проекция человека, который им занимается.

            В рамках деловой программы запланировано проведение свыше 100 мероприятий с участием известных предпринимателей, представителей законодательной и исполнительной органов власти. Уже подтвердил свое участие министр экономического развития РФ Максим Орешкин.