С 1 января 2012 года в России вступает в силу Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте". Об основных положениях новой модели страхования рассказывает заместитель директора по корпоративному страхованию Краснодарского филиала компании "Росгосстрах" Эдуард Гайдаенко.
- Расскажите, пожалуйста, каковы особенности нового закона, ведь страхование ответственности владельцев опасных объектов существовало в России и раньше?
- Действительно, страхование ответственности владельца опасного объекта существовало в России с 1996 года, на основании положений Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Согласно этому документу, опасные объекты и страховые суммы по ним делились на три типа. Новый закон предполагает разделение не по типам, а по максимально возможному количеству потерпевших, исходя из которых и устанавливается лимит страховой суммы.
В рамках ОС ОПО для опасных объектов, максимальное количество потерпевших при аварии на которых может составить свыше 3 тыс. человек, лимит страховой суммы составит 6,5 млрд рублей.
По сравнению с действующим законодательством новый закон, во-первых, устанавливает более высокие страховые суммы, а во-вторых, расширяет перечень страховых событий. Повышается объем обязательств перед гражданами, среди которых наиболее вероятные получатели возмещения - это работники предприятий, где произошла авария, и члены их семей. В текущей практике и законодательстве ущерб работникам не покрывался. Сумма выплат составит в случае смерти потерпевшего - 2 млн рублей, а в случае причинения вреда жизни и здоровью - до 2 млн рублей.
Новый федеральный закон позволяет снизить размер финансового участия государства в ликвидации последствий и аварий, т.е. снизить нагрузку на федеральный и местный бюджеты и переложить затраты на плечи страховых компаний.
- Почему возникла острая необходимость ввести новый ФЗ?
- Сегодня острейшей проблемой является морально и физически устаревшая инфраструктура, которая нередко является причиной различных аварий на производствах. Например, в генерации доля оборудования, работающего более 30 лет, составляет около 40%, в сетевом комплексе - более 50%. Именно износ оборудования стал причиной аварий последних лет - на подстанции Чагино в Москве в 2006 г., на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г., проблем в распределительных сетях Санкт-Петербурга в 2010 г. Учитывая серьезную амортизацию основных фондов и низкие затраты на их обновление, можно с большой долей вероятности прогнозировать резкий рост техногенных ЧС в дальнейшем.
В этой ситуации у государства два возможных выхода - либо возмещать последствия таких аварий из федерального и местных бюджетов, что создает на них дополнительную нагрузку, либо создать некий "пул" взаимопомощи, через механизм страхования собирать эти деньги со всех производственных объектов, которые могут нанести вред окружающей среде и населению, и производить выплаты пострадавшим.
Новый закон, по сути, и призван создать для каждого предприятия такую финансовую "подушку" на случай аварии или опасного инцидента. Он позволит более четко определить правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.
- Готовы ли все условия для успешного запуска нового закона?
- Страховые компании к работе готовы. Многие члены Национального союза страховщиков ответственности уже получили лицензии на ОС ОПО, сейчас решается вопрос логистики полисов, ведется серьезная разъяснительная работа с представителями бизнеса. По сравнению с прежним добровольным ОПО значительно изменился состав документации по обязательному страхованию. Если раньше страховые компании фактически сами решали, какие документы им требуются для заключения договора страхования, и, например, по конкурсам в порядке госзакупок многие владельцы опасных объектов вообще отказывались заполнять какие-либо заявления на страхования или предоставлять информацию. По обязательному же страхованию состав сведений, предоставляемых для заключения договора, устанавливается постановлением правительства, и страховщики теперь будут обязаны получать эти документы и предоставлять обширный перечень сведений об объектах в профобъединение страховщиков и далее в госорганы. Это изменение, к которому рынку еще предстоит привыкнуть.
- Все ли страховые компании имеют право осуществлять страхование в рамках нового закона?
- Страхование смогут осуществлять только те страховые компании, которые являются членами Национального союза страховщиков ответственности (НССО) и в лицензию на осуществление страхования которых включено обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. На сегодняшний день 27 страховых компаний России являются членами НССО, а 17 уже получили лицензию на осуществление страхования в рамках ОС ОПО.
- Как будет производиться расчет страховых сумм, премий и тарифов?
- Расчет премий будут производиться согласно страховым тарифам, утвержденным постановлением правительства РФ. Все страховые компании будут работать в рамках единых тарифов, как и по ОСАГО. Контроль над правильностью расчетов будет осуществлять НССО, а также регулирующие и надзорные органы. Помимо того, что соблюдение тарифной политики по ОС ОПО будет регулироваться законодательно, НССО со своей стороны будет штрафовать членов союза за применение демпинга.
- Для коммерческих организаций обязанность застраховаться возникает с 1 января 2012 года, а для государственных и муниципальных организаций - лишь с 2012-го. В чем причина?
- Государственным и муниципальным предприятиям необходимо запланировать в бюджете средства, которые будут направлены на страхование опасных объектов. Учитывая то, что бюджетные предприятия при покупке товаров и услуг проводят выбор компаний с помощью тендера или конкурса, поэтому учреждениям и предоставляется такое количество времени.
- Чем грозит отсутствие договора страхования?
- Отсутствие полиса по обязательному страхованию опасных объектов приведет к тому, что на должностные и на юридические лица будут накладываться штрафные санкции. К примеру, на должностные лица - от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года, на юридические лица - от 200 до 300 тыс. рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Контроль за наличием полисов будут вести надзорные органы: Ростехнадзор и МЧС.
- Сколько опасных объектов насчитывается в Краснодарском крае, которые должны быть застрахованы в рамках нового закона?
- На сегодняшний день в Краснодарском крае более 10 тысяч официально зарегистрированных опасных объектов, которые должны быть застрахованы в рамках нового закона.
- Приведите несколько примеров стоимости договора страхования по некоторым наиболее распространенным опасным объектам?
- Учитывая минимальный размер страхового покрытия в 10 млн рублей стоимость страхования, к примеру, склада бестарного хранения муки составит 35 тысяч рублей, котельной станции - 20 тысяч рублей, автозаправочной станции - 13 тысяч рублей.
Но если опасные производственные объекты работают под определенным давлением, к примеру, 0,07 Мегапаскаль, или при температуре нагрева воды более 115 градусов по Цельсию, стоимость страхового полиса может достигать 400 тыс. рублей.
- Какого социального и экономического эффекта можно ожидать от введения нового федерального закона? Можно ли говорить об усилении страховой защиты интересов предприятий и населения?
- Новый закон позволит более четко определить правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, а также снизить нагрузку на федеральный и местный бюджеты государства, которые используются для ликвидации различных техногенных аварий и инцидентов.
Закон носит социальный характер, поскольку предполагает защиту населения и юридических лиц, которые находятся в непосредственной близости к опасным объектам и могут пострадать от аварии. Учитывая увеличение размера страховых сумм и перечня страховых событий, можно сказать, что с ведением закона существенно увеличится объем страховой защиты населения.