Замдиректора Пятигорского филиала СКАГС М.Аствацатурова: "Северо-Кавказский федеральный округ-сильное политическое управленческое решение"

Замдиректора Пятигорского филиала СКАГС М.Аствацатурова: "Северо-Кавказский федеральный округ-сильное политическое управленческое решение"

            На политической карте России появился новый федеральный округ, Северо-Кавказский, в состав которого вошли семь регионов Юга России, среди которых житница не только Северного Кавказа, но и всей страны, Ставропольский край. Административным центром нового федерального округа стал Пятигорск, один из городов-курортов Ставрополья, входящий в состав особо охраняемого эколого-курортного региона РФ Кавказские Минеральные Воды. О том, каковы возможные перспективы реализации проблем социально-экономического и общественно-политического развития Северо-Кавказского федерального округа, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказала доктор политических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, начальник центра этнополитических исследований Пятигорского филиала Северо-Кавказской академии государственной службы Майя Аствацатурова.

            - Майя Арташесовна, в эти дни в общественно-политической жизни России произошло знаковое событие, образован Северо-Кавказский федеральный округ. Какова значимость этого масштабного политического события для Северного Кавказа и РФ в целом?

            - Выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа является сильным и в известном смысле глобальным для Северо-Кавказского региона политико-административным решением. При этом политико-историческая ретроспекция позволяет вспомнить первоначальное название ЮФО именно как Северо-Кавказский федеральный округ, что было обусловлено конкретикой управленческих стратегий и тактик на Северном Кавказе. О значимости северокавказского компонента в новой управленческой системе федеральных округов неоднократно и аргументировано высказывались такие известные политики и ученые, как Р.Абдулатипов, В.Зорин, В.Тишков. В этом же контексте озвучивались и проекты обустройства столицы Северо-Кавказского федерального округа в г. Пятигорске, что в полной мере соответствует месту и роли города в геополитической и этнополитической системы региона.

            Образование Северо-Кавказского федерального округа свидетельствует о многих объективных и субъективных обстоятельствах и факторах. Прежде всего, это отвечает историко-политическим реалиям развития региона, в котором исторически достигнута региональная общность исторического прошлого и настоящего населяющих его народов. На Северном Кавказе сложился и успешно реализуется диалог славянского (прежде всего, русского) населения с коренными северокавказскими народами и многочисленными диаспорами. В субъектах Северного Кавказа функционируют многочисленные и эффективные общественные миротворческие, национально-культурные организации, объединения казачества, общественные организации фамилий и родов. Здесь же осуществляется успешное позиционирование институтов Русской православной церкви в лице Ставропольской и Владикавказской епархии под руководством архиепископа Феофана, а также представлено Духовное управление мусульман Ставропольского края и Карачаево-Черкесии под руководством Исмаила-хаджи Бердиева и духовные управления мусульман других республик. Здесь же действуют институты Армянской апостольской церкви, иудейские общины, католические приходы, руководители которых также заметны в гуманитарном и общественном диалоге.

            В регионах Северного Кавказа сложилась традиция миротворчества, которая имеет глобальный характер и объединяет усилия органов власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества. Субъекты Северного Кавказа имеют устоявшиеся связи с федеральным центром, другими субъектами РФ, а также со многими странами ближнего и дальнего зарубежья, где проживают "материнские этносы" диаспор региона – Арменией, Азербайджаном, Грецией, Германией, Израилем, Польшей, Турцией, Туркменистаном и др.

            - Создание СКФО - это стремление федерального центра ускорить решение социально-экономических проблем Северного Кавказа?

            - Прежде всего, хотелось бы отметить, что принятие данного управленческого решения говорит о новом качестве общественно-политических отношений на Северном Кавказе, о преодолении масштабных геополитических и этнополитических рисков. Современность Северного Кавказа отмечена многими позитивными процессами и тенденциями, которые реализуются в сочетании традиционного и модернизационного векторов развития. Как мы видим, достигнут определенный уровень стабильности в системе отношений власти, местного самоуправления, политических партий, общественных объединений. При этом весомым фактором всей системы общественных отношений продолжают оставаться фамильные, клановые, тейповые, диаспорные связи, которые реализуются как в позитивных, так и в негативных проявлениях.

            В субъектах Северного Кавказа сформирован управленческий корпус первых лиц, которые принадлежат к новому поколению управленцев. Практически все современные руководители республик Северного Кавказа получили кредит доверия от руководства страны. Перед руководителями субъектов нового федерального округа поставлены конкретные задачи, которые отвечают новому качеству социально-экономических и общественно-политических отношений. Прежде всего, это реализация экономических проектов и социальных программ, повышение инвестиционной привлекательности регионов, уменьшение безработицы. Важнейшей задачей политического свойства остается достижение определенного уровня общечеловеческой безопасности.

            В этих условиях логичен состав Северо-Кавказского ФО, так как включенные в него республики отличаются определенным "единством места, времени и действия". Это проявляется в сходстве судеб народов, в общих путях социально-экономического и политического развития, в общих позитивах и негативах советского национально-государственного строительства и в общих проблемах постсоветского периода. Очевидно сходство этнокультурных традиций и этнокультурного менталитета народов региона.

            Вместе с тем, каждая республика и каждый народ, как равно и каждая этническая группа, отличаются своеобразием коллективных интересов, особенностями позиционирования в межрегиональном диалоге и в общении с федеральным центром. Таким образом, мы видим, что образование нового ФО будет способствовать упрочению межрегиональных связей, нейтрализации противоречий, которые во многом являются результатом проблем национально-государственного строительства.

            - Как восприняли на Ставрополье создание Северо-Кавказского федерального округа, в состав которого вошел также и Ставропольский край?

            - Включение в состав нового ФО Ставропольского края, который по своим геополитическим и этнополитическим характеристикам выделяется среди субъектов Юга России, является закономерным и оправданным. Особенности края в связи с образованием Северо-Кавказского ФО подчеркнул губернатор Ставропольского края В.Гаевский. Это решение было с энтузиазмом поддержано архиепископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном, который является членом Общественной палаты РФ и проводит масштабную миротворческую работу в республиках Северного Кавказа.

            Как известно, в Ставропольском крае накоплен существенный политико-управленческий опыт в сфере этнических и этноконфессиональных отношений, миграции, формирования национально-культурных институтов гражданского общества, институционализации. Под председательством Б.Калинина успешно действует комитет по делам национальностей и казачества, который работает во взаимодействии с известными учеными и экспертами края – В.Авксентьевым, С.Ивановой, Н.Медведевым, В.Паниным и др. В Ставропольском крае реализуются целевые программы гармонизации и развития этнических и этноконфессиональных отношений и взаимодействия с соотечественниками за рубежом.

            Именно на Ставрополье развиты стратегия и тактика взаимодействия с республиками региона, функционируют представительства таковых. Ставропольский край граничит со многими республиками, имеет исторические и выстраивает новые продуктивные социально-экономические связи с Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской республиками, Ингушетией, Дагестаном. Ставрополье привлекает жителей республик за счет развитой инфраструктуры, а также городской культуры. Города края – Ставрополь, Пятигорск, Невинномысск, Кисловодск, Георгиевск - рассматриваются жителями республик как сообщества, в которых возможно обучение, лечение, профилактика, карьерный рост молодежи. В этой связи в городах края в высших учебных заведениях обучается множество молодых людей из республик.

            - Округ возглавил в ранге вице-премьера и одновременно полпреда президента РФ Александр Хлопонин, бизнесмен, на протяжении многих лет успешно руководивший Красноярским краем, тем не менее, на Северном Кавказе новый человек.

            - Совершенно очевидно, что назначение Александра Геннадиевича Хлопонина - оптимальный управленческий ход, так как он имеет очевидные преимущества перед местными политиками. Он не включен в региональные клановые и фамильные структуры, не отягощен весом региональных социальных и ментальных предрассудков. А.Хлопонин имеет большой управленческий опыт реализации социальных программ, привлечения инвестиций. Вместе с тем, перед ним стоят масштабные задачи политического и административного плана. Их решение во многом будет зависеть от постижения полномочным представителем специфики региона в целом и каждого субъекта в отдельности.

            Несомненно, А.Хлопонину предстоит выстроить оптимальные отношения с главами республик и Ставропольского края с учетом нового характера управленческих решений и общественно-политической ситуации на местах. Это крайне сложно сделать, не имея опыта общения с северокавказским сообществом. Здесь очевидны несколько проблем: привлечение к формированию аппарата полномочного представителя собственной команды, вовлечение в работу местных управленцев, политиков, экспертов, налаживание диалога со сложившимися институтами и представителями политического и социокультурного пространства. Это прежде всего главы субъектов, конфессиональные лидеры, этнические активисты, руководители национально-культурных организаций, а также авторитетные социальные активисты.

            Следует отметить, что крайне важно приобретение общественного авторитета у населения, так как в северокавказском сообществе большое внимание уделяется как личным качествам руководителя – компетентности, профессионализму, - так морально-нравственным качествам. Здесь стоит учитывать момент смены полномочных представителей и постоянных надежд населения на повышение качества жизни и уровня безопасности. Население республик возлагает на нового полпреда большие надежды, особенно с учетом реалий в части попыток дестабилизировать ситуацию в республике Дагестан. Вместе с тем, у населения есть некоторый скепсис и недоверие к властным структурам, как на уровне федерации, так и на уровне регионов.

            В этом смысле полпреду предстоит, с одной стороны, создавать достоверную картину положения в ФО в высших органах федеральной власти и максимально доносить интересы и проблемы местного населения до властей РФ. С другой стороны, полномочный представитель важнее и как управленец, облеченный большим объемом полномочий в части воздействия на состояние местной власти, местных клановых и фамильных отношений.

            На Северном Кавказе население обращает большое внимание и на личные качества полномочного представителя президента РФ. С учетом маскулинности местных сообществ, в том числе властных и политических культур, в роли руководителя такого уровня хотят видеть смелого, опытного и мудрого человека, слово которого имеет вес и значение.

            Новые геополитические оценки можно дать и Ставропольскому краю как субъекту нового ФО. Ставропольский край выступает безусловным лидером и определенным форпостом проведения социально-экономической политики. На базе ресурсов Ставропольского края представляется успешным развитие идеи гражданского надэтнического единства жителей СКФО как граждан РФ.

            В то же время идея сохранения этнокультурного и этноконфессионального разнообразия, которая традиционно близка Ставрополью и которая реализуется как управленческая идея, является привлекательной и эмоционально значимой для населения республик. Также важно, что на фоне республик, образованных по национально-государственному признаку, край представляет субъект, образованный по административно-территориальному признаку.

            - Столицей нового федерального округа стал город-курорт Пятигорск. Чем, на Ваш взгляд, было обусловлено это решение, принятое главой государства?

            - Событие, действительно, уникальное. Жители города Пятигорска проснулись в столице нового федерального округа - Северо-Кавказского, выделенного из состава ЮФО. Расположение столицы нового ФО в Пятигорске – закономерное и значимое решение. Пятигорск является одним из лидеров предкавказских городов, он был образован в 1780 г., в 2010 г. город - теперь столица СКФО - отметит свое 230-летие.

            Период работы председателя Думы г.Пятигорска Л.Травнева и новой управленческой команды горадминистрации, на мой взгляд, отличается выраженной поступательной динамикой развития. Факторами этого развития, которые являются объективными и в то же время осознаются на субъективном управленческом уровне, являются безопасность, уникальность, престиж.

            Так, фактор безопасности определяется этнополитическими особенностями Северо-Кавказского региона, в котором наметились четкие тенденции к стабилизации и снижению конфликтогенного потенциала. В ситуации сохранения террористической угрозы вопрос безопасности является вопросом политической значимости и политических перспектив развития. Безопасность обуславливает инвестиционную привлекательность Пятигорска и является необходимым контекстом плодотворного функционирования города как столицы нового ФО. Фактор уникальности определяется выгодным географическим и геополитическим положением города, который расположен в центре региона Кавминвод, состоящего из особых территорий Ставропольского края, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии. Пятигорск обладает уникальными рекреационными характеристиками, широчайшим спектром бальнеологических свойств, номенклатурой источников. Также в составе успешных характеристик и уникальное историческое наследие, культурный ценз которого имеет международное признание.

            Фактор престижа определяется статусом курорта федерального значения, а также развитой городской инфраструктурой, разнообразной социальной палитрой, широким этнокультурным ландшафтом. Престиж дальнейшего развития города связан с общими направлениями развития Юга России и нового ФО в соответствии с целевыми федеральными программами, концепцией "точек роста".

            Пятигорск является вторым по численности населения городом края после столицы – г. Ставрополя. Население края на конец 2009 г. составляет около 210 тыс. чел., из них молодежи - около 50 тыс. чел. В городе 30 санаторно-курортных учреждений, 16 вузов и филиалов, большое количество учреждений культуры, развита сеть услуг, бизнеса и предпринимательства, площадок коммуникаций, досуга и развлечений.

            В городе успешно воплощается зрелая трехсекторная модель общества, субъекты которой - власть, гражданское общество, бизнес - активно взаимодействуют друг с другом. На сегодняшний день в Пятигорске действуют более 20 общественных организаций, среди которых выделяются: национально-культурные, ветеранские, миротворческие, молодежные, ряд других. Работает Северо-Кавказское отделение сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Существенный вклад в развитие городского сообщества вносят вузы города – Пятигорский государственный лингвистический университет, Пятигорский государственный технологический университет, Пятигорский филиал Северо-кавказской академии государственной службы и др. Также развито движение молодых волонтеров, которые участвуют в миротворчестве, благотворительности, работают с определенными категориями горожан – дети, инвалиды, ветераны, пенсионеры.

            Словом, образование столицы нового ФО в Пятигорске - закономерный и перспективный политико-управленческий проект. Пятигорск имеет исторически сложившийся авторитет среди населения республик региона, привлекает к себе развитой городской инфраструктурой, традициями городского образа жизни. Придание Пятигорску статуса столицы нового ФО открывает новые перспективы для развития города и позиционирования его в межрегиональных и международных отношениях. Вместе с тем, новый статус города создает не только преимущества, но и некоторые риски. Так, важной задачей органов местного самоуправления будет совмещение интересов городского сообщества с интересами новой управленческой структуры. Также, вероятно, изменится конъюнктура общих социально-экономических и политико-административных отношений.

            В тоже время, новое положение Пятигорска, ставшего административным центром СКФО, обязывает город к поступательному развитию, достижению новых социальных горизонтов, нового уровня общественного порядка и безопасности.