- Сергей Борисович, региональная программа "Доступная среда", результатом которой, как известно, является облегчение жизни людям с ограниченными возможностями, действует с 2011 года. Каковы ее конечные цели?
- Как известно, эффективность работы исполнительной власти далеко не в последнюю очередь столетиями оценивается общественным мнением по уровню комфортности проживания инвалидов. И это справедливо.
Действительно, программа "Доступная среда", утвержденная постановлением правительства региона, действует в Ростовской области с 1 января 2011 года.
Стоит напомнить, что напрямую от реализации программы "Доступная среда" зависит качество жизни более 355 тысяч инвалидов - именно столько людей с ограниченными возможностями в настоящее время проживают в нашей области, а это 8,2% населения региона. В их числе - 11,1 тысяч детей-инвалидов, 11,2 тысячи инвалидов по зрению, более 20 тысяч инвалидов-колясочников, 4,8 тысячи инвалидов по слуху.
Конечная цель программы - обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Ростовской области. А общий объем финансирования программы до 2020 года составит более 660 млн рублей.
- Что уже удалось сделать для обеспечения качественного учебного процесса детей и подростков с ограниченными возможностями в 2014 году?
- В минувшем году проведены работы по адаптации учебных корпусов государственных бюджетных образовательных учреждений среднего профессионального образования Ростовской области "Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики", "Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления" и "Ростовский-на-Дону автодорожный колледж".
Кроме того, в течение 2014 года проводилось укрепление материально-технической базы специальных (коррекционных) образовательных учреждений и специальных (коррекционных) детских домов для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов.
Особое внимание было уделено организации дистанционного обучения для студентов с ограниченными возможностями в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования Ростовской области "Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики". Для этого приобретено специализированное, презентационное, проекционное оборудование, напольные компьютеры (информационные терминалы), а также периферийное оборудование.
Поистине массовым стало создание в области универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей-инвалидов - эта работа проведена в 107 общеобразовательных организациях в 47 муниципальных образованиях Ростовской области. А данная форма обучения, как известно, - наилучший вариант жизненной адаптации детей с ограниченными возможностями.
В общеобразовательных учреждениях также проведены работы по обеспечению физической (архитектурной) доступности для ребят с ограниченными возможностями - оборудованы пандусы, расширены дверные проемы, адаптированы туалетные комнаты.
Для организации обучения и коррекционной работы с детьми-инвалидами в общеобразовательные организации закуплены аппаратно-программные комплексы, звукоусиливающее оборудование, видеоувеличители, гусеничные подъемники, оборудование для сенсорных комнат и для кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов.
Радостно, что эта работа велась, что называется всем миром - равнодушных здесь не было. В том числе и поэтому за год удалось предоставить доступ к образованию более 2 тыс. 600 детей-инвалидов, в том числе 711 детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Помимо этого, для государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Ростовской области "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва инвалидов N27" закуплены тренажеры для инвалидов-колясочников, универсальный подъемник для бассейна, опорные поручни для душевых комнат.
За счет средств федерального бюджета в минувшем году 369 инвалидам выплачена компенсация страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
- Как известно, одним из направлений программы является обеспечение инвалидов специальной техникой. Сколько средств реабилитации было приобретено в прошлом году?
- В региональным министерстве труда и социального развития работа по обеспечению инвалидов техническими и тифлотехническими средствами реабилитации, предусмотренными областным перечнем для инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху, находится на особом контроле. Стоит отметить, что в областной перечень включены дорогостоящие средства реабилитации, такие как динамические параподиумы, медицинские кровати, гидравлические подъемники, подъемники с электроприводом для ванны и другие приспособления.
В 2014 году для 1 тыс. 59 инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата, по зрению и слуху приобретено 1 тыс. 995 единиц дополнительных технических и тифлотехнических средств реабилитации.
Не забыты и культурные потребности наших жителей - этому послужат пять портативных тифлоплееров для прослушивания аудиоэкскурсий инвалидами по зрению.
- Ряд реализованных мероприятий программы нацелены только на создание беспрепятственного доступа к информации инвалидам по слуху…
- Реальные услуги диспетчерской связи посредством телефонной, интернет-связи получили в прошлом году 8 тыс. 598 инвалидов по слуху, почти трем тысячам инвалидам были предоставлены услуги по сурдопереводу.
Естественно, что здесь не обойтись без соответствующих специалистов - профессиональную подготовку в рамках программы дополнительной подготовки "Организация сурдокоммуникации" получили 10 сурдопереводчиков.
Отрадно также, что на региональном телевизионном канале "Южный Регион" было организовано сопровождение сурдопереводом 25 информационных программ.
Несомненно, тема улучшения качества жизни наших земляков с ограниченными возможностями очень обширна, и я затронул лишь некоторые аспекты этой работы. Ведь понятие "доступная среда" - это не только специализированные приспособления для инвалидов и пандусы, а прежде всего - возможность вести нормальный образ жизни, полноценно учиться, работать и отдыхать.
Вне всякого сомнения, создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества - это наша важнейшая социальная задача. И решать ее необходимо с душой - не столько отчитываясь о выполнении пунктов Конвенции о правах инвалидов, но прежде всего, осознавая свой гражданский и нравственный долг перед обществом.