- Вадим Валентинович, наркобизнес и связанная с ним преступность являются одной из серьезных угроз безопасности Российской Федерации. Насколько велика наркоопасность в Ростовской области?
- По данным Государственного антинаркотического комитета, в России тысячи молодых людей ежегодно погибают от наркотической зависимости. Статистика такова, что 18,5 млн россиян имеют опыт потребления наркотиков, а 8,5 млн человек - это лица, которые эпизодически или регулярно употребляют наркотические вещества.
Согласно данных наркологической службы, в Ростовской области, в прошлом, 2012 году, на учете состояло свыше 13,5 тысяч наркопотребителей. А реальное их количество может быть от 70 до 200 тысяч человек. То есть, приближается к 5% от численности населения области. Специалисты-наркологи утверждают, что с этого рубежа может начинаться деградация, попросту, вырождение генофонда нации. Это, в частности, связано с тем, что наркоманы, в основном, не способны иметь здоровых детей. Кроме тяжелых социальных последствий государство несет значительный экономический ущерб. Это-вывод денег в "теневой" оборот, затраты на медицинское обслуживание наркоманов, рост числа безработных за счет бездельников-наркоманов. Это - и снижение интеллектуального потенциала страны.
Доходы от нелегального оборота наркотиков стали финансовой основой для разного рода криминала, в том числе для организованных преступных сообществ и международных террористов. Полицейские меры, в первую очередь, направлены на сокращение предложения наркотиков, то есть на борьбу с наркоторговлей. Речь идет о работе по изъятию наркотиков и по перекрытию каналов их поступления, по пресечению деятельности распространителей. Однако международный опыт показывает, что в лучшем случае изымается до 10% находящихся в незаконном обороте наркотиков.
Поэтому правоохранительная деятельность государства по пресечению незаконного оборота наркотиков, ведущая к снижению предложения, дополняется социально-экономической деятельностью по снижению спроса на них. Такую работу проводит антинаркотическая комиссия Ростовской области.
- Расскажите, пожалуйста, об этой работе на региональном уровне?
- В 2010 году принята Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. В соответствии с этим документом приоритетное направление региональной антинаркотической политики направлено на снижение спроса на наркотики среди подростков и молодежи. Работа в этом направлении проводится.
Областными министерствами пропагандируется здоровый образ жизни, как альтернатива наркомании. Созданы несколько проектов для включения общества, граждан к участию в борьбе с наркоманией. Это и проект комитета по молодежной политике "Анти-дурь", и интерактивная карта на сайте областного управления наркоконтроля, где каждый может указать известные ему места незаконной торговли наркотиками, и разрабатываемая система обучающих семинаров и многое другое.
- В стране принят закон о проведении тестирования на потребление наркотиков. Готова ли Ростовская область к его реализации?
- В Ростовской области по инициативе губернатора Василия Голубева третий год внедряется система добровольного тестирования на наркотики среди учащихся школ, студентов организаций профессионального образования. Тем самым была заложена основа в создание системы раннего выявления наркомании у ребят, которые уже имеют эту проблему.
Мы тестировали с использованием скрининговых тест-полосок ежегодно около 30 тысяч учащихся.
При проведении тестирования ставились конкретные цели и, считаем, что мы их достигли. Была проведена мощная информационная и профилактическая кампания с учащимися и их родителями. Кроме того в 2011 году у 139 учащихся в биологических жидкостях выявлены наркотики. Причем в восьми случаях обнаружены опиаты, в 30 случаях - амфетамин, в 101 случае - марихуана.
Таким образом, нельзя вести речь о том, что кто-то употребил лекарства в период того или иного заболевания и они дали положительный результат тестов. Нет в России лекарств, содержащих амфетамин или марихуану. В 2012 году тестированием получено 53 положительных анализа.
Соответственно, со всеми обучающимся в условиях конфиденциальности врачами психиатрами-наркологами проводились профилактические беседы, для мотивирования на дальнейшее прохождение консультирования у нарколога по месту жительства.
После вступления в силу нового законодательства предполагается проводить тестирование по несколько иной схеме. Будет проводиться социально-психологическое тестирование школьников и студентов и только после этого, те молодые люди, у которых будут выявлены признаки употребления наркотиков, будут направляться в наркологическую службу для консультаций. Эта процедура добровольная. Разумеется, результаты тестирования по конкретным людям являются медицинской тайной.
- Выявлено 50 человек из 30 тысяч протестированных. Как говорится, "стоит ли овчинка выделки"? Окупаются ли средства, выделенные на тестирование?
- Даже, если удалось удержать или вырвать из этого порочного круга наркомании хотя бы одного ребенка, считаю, что все затраты окупились.
Кроме того, вы - журналисты, хорошо знаете, что проведение среднего качества информационной кампании, даже в масштабах нашей области, стоит в среднем от двух до десяти миллионов рублей. Мы потратили на тестирование около четырех миллионов на закупку тест-полосок, но работу провели весьма интенсивную и эффективную.
Достаточно сказать, что за все время не было ни одной жалобы на проведение тестирования, нарушение чьих-то прав. Более того, в ноябре с.г. Южным федеральным университетом совместно с нами был проведен научно-практический форум специалистов, занимающихся профилактикой наркомании, и в перерывах педагоги в неофициальной обстановке рассказывали, что дети, в основном, положительно отнеслись к тестированию, многие высказывали пожелание пройти тестирование и в текущем году.
Разумеется, были и случаи отказов от прохождения тестирования, но, самое интересное, что, как правило, дети хотели тестироваться, а против были их родители. Таких отказавшихся на прошлогоднем тестировании в 2012 году было чуть более тысячи человек. Но, это их право.
- В соответствии с федеральным законодательством наркозависимых можно освобождать от уголовной и административной ответственности и направлять в реабилитационные центры. Как Ростовская область обеспечена центрами по реабилитации наркопотребителей, и какова роль реабилитации в профилактике наркомании?
- Начнем по порядку. В Ростовской области действует 17 общественных, коммерческих и государственных реабилитационных центров. В них учатся жить, не употребляя наркотики, сотни наших земляков.
Действительно, в российском законодательстве есть положения, когда при совершении малозначительных правонарушений потребителю наркотиков предлагается выбор: либо его привлекают к уголовной или административной ответственности, либо, по решению суда, он идет лечиться от наркомании и проходить курс реабилитации.
Но освобождение от ответственности возможно только при прохождении реабилитации исключительно в государственном медицинском наркологическом реабилитационном центре. То есть - направлять для этих целей в общественные или коммерческие центры нельзя.
Губернатор Ростовской области Василий Голубев на заседании областной антинаркотической комиссии поставил четкую задачу: на Дону необходимо создать государственную систему реабилитации наркопотребителей.
Такую работу по созданию государственной системы реабилитации наркопотребителей мы проводим. Открыли наркологическое амбулаторное реабилитационное отделение в городе Шахты. Начинается строительство реабилитационного центра в Гуково. Проводится работа по подготовке строительства наркологического реабилитационного центра в Ростове.
Теперь о роли реабилитации в общей системе профилактики наркомании. Лечение и реабилитация не являются радикальными и полностью решающими проблему мерами по уменьшению злоупотребления наркотиками в обществе.
Добровольное лечение в определенной степени удерживает злоупотребление на низком уровне. Наркоман, находящийся на лечении, не покупает наркотиков и оставляет наркорынок. Проходя курс реабилитации, он и не распространяет заразу, то есть не привлекает к наркотикам новых пользователей.
Поэтому проведение комплексной реабилитации наркопотребителей необходимо, но, обязательно, должна проводиться и работа по профилактике наркомании. На этом концентрирует свое внимание Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации.
Более того, основной целью в борьбе с распространением наркомании Стратегия ставит создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики. И только после этого стоит задача лечения и реабилитации наркопотребителей.
Работа по профилактике очень многообразна. Это и активная антинаркотическая пропаганда, и организация, и проведение профилактических мероприятий с группами риска немедицинского потребления наркотиков, и организация профилактической работы в организованных коллективах, прежде всего с подростками и молодежью. Большое внимание уделяется развитию системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков. Также необходимо вести речь о создании условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность, и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на наркотики. Осуществляется государственная поддержка деятельности волонтерского молодежного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся профилактикой наркомании.
Можно долго перечислять. Практически по всем этим направлениям мы организуем работу, но, хотелось подчеркнуть, что реальный положительный эффект может быть лишь при одном условии - при поддержке и помощи наших граждан. Сегодня такая поддержка есть.