- Валерий Петрович, в зоне ответственности ГУ МЧС по Краснодарскому краю – крупнейший регион страны на территории которого, что называется, представлены все стихии, развитый рекреационно-туристический кластер, большое количество объектов промышленной и транспортной инфраструктуры. Насколько подготовлены профессиональные спасательные формирования для защиты населения от ЧС природного и техногенного характера?
- В первую очередь, следует напомнить, что численность личного состава аварийно-спасательных служб и формирований федерального, краевого, муниципального и ведомственного уровней увеличена по сравнению с 2010 годом на 10% и составляет в настоящее время 2 тыс. 297 человек (без учета пожарно-спасательных формирований и спасателей-общественников).
При этом большое внимание уделяется развитию краевой аварийно-спасательной службы "Кубань-СПАС", являющейся основой сил постоянной готовности территориальной подсистемы краевого уровня. Сегодня в составе этой службы 13 аварийно-спасательных отрядов, общей численностью 554 человека. Служба обеспечена всем необходимым оборудованием, техникой, имуществом.
Так, в городах Краснодаре, Анапе, Сочи, Армавире, Геленджике, а также в Темрюкском, Тихорецком, Кореновском, Апшеронском, Туапсинском, Тимашевском, Лабинском, Мостовском районах, в распоряжении "Кубань-СПАСа" 65 единиц автомобильной техники, в том числе 36 автомобилей быстрого реагирования, 30 комплектов аварийно-спасательного инструмента, 30 единиц плавсредств, 36 комплектов водолазного снаряжения.
Для краевой службы "Кубань-СПАС" закуплена специальная техника, оборудование и имущество на общую сумму более 2 млн 490 тыс. рублей.
В перспективе планируется создание филиалов "Кубань-СПАС" в северо-западных районах края и перевооружение подразделений более современной техникой, оборудованием и снаряжением.
Что называется, по чину и спрос. В прошедшем году аварийно-спасательными формированиями в крае проведено 12 тыс. 682 спасательных операций, спасено 6 тыс.439 человек, из них детей – 546. В том числе: при ДТП – 1 тыс. 932 человека, на воде – 303 человек, в горах – 181 человек.
В целях повышения уровня реагирования на чрезвычайные ситуации, совершенствования информационного обмена и информирования населения в состав дежурной смены ЦУКС Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю на постоянной основе включено пять человек от государственного учреждения Краснодарского края, выделен автомобиль для оперативной группы, оснащенный необходимыми средствами связи, приема и обработки информации.
За счет бюджета муниципальных образований уже в 2012 году создано и аттестовано на право проведения аварийно-спасательных работ два аварийно-спасательных формирования в городе Сочи и Тбилисском районе.
Проведенная работа позволила существенно повысить готовность и оперативность действий аварийно-спасательных формирований по реагированию на чрезвычайные ситуации, пожары и иные происшествия.
Что касается новых форм обучения, то здесь свою эффективность доказал метод выезда дежурных смен ГУ МЧС по Краснодарскому краю в министерства и ведомства функциональных подсистем, с которыми мы совместно реагируем на ЧС и происшествия, с которыми мы работаем. К примеру, на таких занятиях с оперативной службой "Кубаньэнерго" и ГУ МВД по краю наши дежурные прошли подготовку в течение дня на рабочих местах в этих ведомствах, узнали много нюансов, которые помогут совместной работе в дальнейшем. А если приплюсовать к этому элементы личностных отношений дежурных смен взаимодействующих структур, то оперативность, что называется, возрастает многократно.
- Можно ли считать эффективной региональную систему мониторинга и предупреждения ЧС?
- Прогнозирование возможного возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного характера на территории края осуществляет территориальный центр мониторинга и прогнозирования (ТЦМП) ЧС на основе прогнозов, экстренных предупреждений и информации Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ВЦМП) "Антистихия" МЧС России, регионального центра мониторинга и прогнозирования ЧС (РЦМП ЧС), Краснодарского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Кубанского бассейнового водного управления, организаций и учреждений, входящих в региональную подсистему мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС.
В целях организации оперативного взаимодействия ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю заключены 24 соглашения с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, организациями и учреждениями, решающими задачи мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера.
По информации, получаемой от Краснодарского Гидрометцентра, РЦМП ЮРЦ или ВЦМП "Антистихия" мы доводим главам муниципальных образований предупреждения об угрозе возникновения ЧС и выполнении необходимых превентивных мероприятий, а также до населения края в виде SMS-сообщений. Так, в 2011 году было разослано 244 СМС сообщений со штормовыми предупреждениями.
Считаю подобную систему эффективной, но как всякое хорошее, и она нуждается в улучшении.
Не могу не упомянуть о системе агрегирования (поддержки принятия решения) комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте, которая введена в управлении недавно.
Эта система сокращает время работы с оперативными документами в десятки раз и позволяет работать в режиме видеоконференций сразу с несколькими оперативными службами. В частности, сегодня к ней подключены 25 абонентов, в том числе оперативный штаб, дежурная смена ЦУКСа, оперативная группа, 17 гарнизонов пожарной охраны, руководителей управлений ГУ. Помимо этого, в системе содержится 11 расчетных задач по типичным ЧС, начиная с расчётной задач по последствиям землетрясений, контроля за ситуацией на автодорогах и заканчивая расчётными задачами при борьбе c лесными пожарами, что также на два порядка экономит время на принятие решения при возникновении ЧС.
- Общеизвестно, что Краснодарский край – круглогодичная российская здравница, а в летнее время поток отдыхающих, прибывающих в регион, исчисляется миллионами. И здесь как никогда важна четкая работа системы единого вызова "112".
- Согласно данным статистики, своевременное оповещение служб спасения, и как следствие - деблокирование пострадавшего из поврежденного транспортного средства, квалифицированное оказание первой медицинской помощи на месте происшествия, оперативная доставка пострадавшего в лечебное учреждение могут гарантировать спасение жизни еще 12-15%, пострадавшим в ДТП.
На сегодняшний день из 44 муниципальных образований Краснодарского края 14 муниципальных образований края перешло на единый номер "112". В их числе города Краснодар, Новороссийск, Армавир, Туапсе, Анапа, Ейск, Тихорецк, Кропоткин, Геленджик, станицы Динская, Крыловская, Кущевская, Павловская, Северская). Еще 20 муниципальных образований подтвердили готовность к развертыванию системы "112".
Существующая в настоящее время система единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) позволит провести в полном объеме комплекс мероприятий по созданию и совершенствованию системы "112".
Если говорить о реагировании на вызовы автомобилистов по телефону "112", то в Краснодарском крае решён вопрос размещения мобильных групп спасательных подразделений на постах дорожно-патрульной службы МВД РФ на территориальных и федеральной сетях дорог в периоды наиболее неблагоприятные с точки зрения безопасности дорожного движения.
Стационарно на постах ДПС в городах Сочи, Армавире, Горячем Ключе, Кореновске и поселках Джубга, Хобза Лазаревского района организовано дежурство пяти спасательных расчетов от "Кубань-СПАС". На период курортного сезона с июня по октябрь выставляются дополнительно на постах ДПС в городе Тихорецке и станице Кущевская (район Цукеровой Балки) еще два спасательных расчета на аварийно-спасательных машинах от "Кубань-СПАС".
Но если речь идет о сохранении жизней на дорогах, то успех спасательных операций во многом зависит от четкого взаимодействия органов управления и сил, участвующих в ликвидации ДТП.
В этом плане подписано соглашение о взаимодействии Главного управления министерства внутренних дел по Краснодарскому краю, Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю и департамента здравоохранения Краснодарского края, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на территории Краснодарского края.
Кроме того, 2 марта вступило в силу постановление губернатора Кубани Александра Ткачёва "О создании системы "112" на территории Краснодарского края".
Следует отметить, что проектирование системы "112" уже завершено, выработаны системно-технические решения ее создания и функционирования на территории края.
В текущем году администрацией края выделено более 197 млн рублей на совершенствование ЕДДС муниципальных образований в рамках развития системы "112"
Окончательные объемы финансирования будут уточнены по результатам разработки проектов.
- Валерий Петрович, до зимних Олимпийских игр-2014 , столицей которых является Сочи, остается чуть более двух лет. Как готовится к обеспечению безопасности участников и многочисленных гостей краснодарские спасатели?
- С 2011 года МЧС России активно участвует в обеспечении безопасности проведения тестовых соревнований на спортивных олимпийских объектах. Получен положительный опыт в построении системы управления и связи. Для обеспечения безопасности участников соревнований и населения в период проведения тестовых соревнований на олимпийских спортивных объектах в центре подготовки спасателей – в поселке Красная Поляна г.Сочи - будет развернут оперативный штаб Южного регионального центра МЧС России, в состав которого войдут представители центрального аппарата МЧС России и Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю.
Стоит отметить, что специально для этого, а также с учетом дальнейшего развития горноклиматического курорта "Красная Поляна" с 1 июля 2011 года создано аварийно-спасательное подразделение Сочинского аварийно-спасательного отряда службы в пос. Красная Поляна.
Группировка сил и средств МЧС России планируется в два эшелона с выделением резерва. Первый эшелон – дежурство подразделений непосредственно в местах проведения соревнований, дежурство авиации в местах базирования, дежурство спасательных подразделений по обеспечению литерных мероприятий (обеспечение безопасности руководства страны по плану ФСО России), дежурство сотрудников отдела надзорной деятельности в местах проживания участников соревнований, дежурство оперативных штабов в пунктах управления. В Центре подготовки спасателей планируется организовать круглосуточное дежурство кинологического расчета.
На каждом спортивном олимпийском объекте также организуется дежурство пожарного расчета от ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю (за исключением объектов "сноуборд-парк" и "фристайл-центр", пожарная безопасность которого будет обеспечиваться выставленным пожарным расчетом на объекте "Горный приют" с расчетным временем прибытия 10 минут).
Всего первый эшелон с максимальным привлечением сил и средств (в наиболее загруженный период) единовременно без учета смен составит 125 человек личного состава и 26 единиц техники, в том числе два вертолета, один кинологический расчет.
Второй эшелон представлен подразделениями постоянной готовности, находящимися на дежурстве в пунктах постоянной дислокации в Сочи, со временем прибытия к месту чрезвычайной ситуации (происшествия) до 1,5 часа. Это дежурные расчеты ЮРПСО МЧС России, караулы десяти отдельных федеральных отрядов противопожарной службы (ОФПС) по Краснодарскому краю. Также во втором эшелоне находится два вертолета Ми-8МТВ с местом базирования в ЦПС ЮРПСО МЧС России и Ка-32 с местом базирования в аэропорту г.Адлер.
Дополнительно направляется 23 человека (военнослужащих) и шесть ед. техники из 495 спасательного центра с местом дислокации на ул. Пластунской (ЮРПСО МЧС России).
Всего второй эшелон составит 126 человек (с учетом 23 человек военнослужащих) из 1СО 495 СЦ), 45 единиц техники, в том числе два вертолета.
В резерве находится оставшийся личный состав - десять отрядов федеральной противопожарной службы (ОФПС), ЮРПСО МЧС РФ в.Сочи, другие подразделения Краснодарского края. Всего резерв составит 319 человек, 53 ед. техники, все от МЧС России.
Таким образом, общая расчётная численность группировки, необходимой для качественного решения задач с учетом резерва пожарных и спасателей, несущих дежурство в местах постоянной дислокации (10 ОФПС, ЮРПСО, 495 СЦ) составит 570 человек, 124 единицы техники, в том числе четыре вертолета, один кинологический расчет.
Нелишне будет упомянуть о базировании вертолетов. Два вертолета Ка-32 и БК-117С на вертолетных площадках в местах проведения соревнований (на объекте лыжный комплекс ОАО "Газпром" и на санно-бобслейной трассе). Один вертолет Ми-8 МТВ будет на вертолетной площадке центра полготовки спасателей (ЦПС) ЮРПСО. Еще один вертолет Ка-32 будет базироваться в аэропорту Сочи.
Все объекты проведения тестовых соревнований имеют подготовленные площадки для приземления вертолета, за исключением комплекса трамплинов, который располагается в непосредственной близости от федеральной автомобильной дороги. Также место приземления вертолета имеется в районе 8-ой городской больницы (п.Красная Поляна). Медицинская эвакуация тяжело пострадавших планируется в краевую клиническую больницу имени проф. Очаповского в Краснодар (время полета 1,5 часа), оборудованную стационарной вертолетной площадкой.
Подводя итоги деятельности по подготовке к проведению XXII Олимпийских зимних игр, XI Паралимпийских зимних игр в г.Сочи, отмечу, работа ведётся планово, с полным охватом всех вопросов обеспечения безопасности. Силы и средства МЧС России к обеспечению безопасности соревнований на олимпийских спортивных объектах готовы.
- Каков уровень оснащенности спасательных подразделений МЧС РФ на Кубани высокотехнологичными средствами спасения людей, как используются спасателями новые технологии?
- Я уже упоминал о том, что фактор времени оказывает решающее влияние на процесс развития того же пожара и размер причиняемого им ущерба. Гибель людей под воздействием опасных факторов пожара в большинстве случаев происходит до прибытия первого пожарного подразделения. По статистическим данным каждая минута, потерянная при движении на пожар, влечет гибель двух человек на каждые 100 пожаров.
Таким образом, возникла необходимость создания в Краснодаре экспериментальных подразделений экстренного реагирования на мотоциклах для оперативного реагирования на пожары и ЧС.
Так, у нас появились пожарно-спасательные мотоциклы, предназначенные для доставки к месту происшествия боевого расчета в составе двух человек, а также пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента для проведения экстренных пожарно-спасательных работ в жилых и административных зданиях, на промышленных объектах.
Подобная реализация инновационного проекта технологии экстренного реагирования позволило сократить количество выездов пожарных подразделений на 27%, улучшить показатели оперативного реагирования, более эффективно и с меньшим ущербом тушить пожары, проводить первоочередные аварийно-спасательные работы и оказывать помощь людям. Всего у нас пока 16 таких мотоциклов, но свою эффективность моторасчеты доказали полностью.
В настоящее время в рамках обеспечения пожарной безопасности Зимних Олимпийских игр 2014 года продолжается переоснащение подразделений десяти ОФПС по Краснодарскому краю пожарной техникой и оборудованием. На вооружении подразделений этих отрядов стоят новые средства спасения, такие как автолестницы (АЛ,6 ед.) и подъемники (АКП, 5 ед.) высотой подъема 30-50 метров, укомплектованные пневматическими прыжковыми спасательными устройствами (ППСУ-20), спасательными рукавами, натяжными спасательными полотнами. Все основные и специальные пожарные автомобили укомплектованы комплектами спасательного снаряжения "Слип-Эвакуатор" и гидравлическим аварийно-спасательным инструментом.
Также на вооружении подразделений 10 ОФПС поступили новые пожарные автомобили первой помощи (АПП, 3 ед.),дымоудаления(АД-90, 1 ед.),газодымозащитной службы (АГ-16, 4 ед.), связи и освещения (АСО-16, 1 ед.), пенного тушения (АПТ-8, 1 ед.), пожарно-спасательный(ПСА, 1 ед.). Данные образцы новой техники используются в повседневной жизни подразделениями пожарной охраны.
- Можно ли назвать эффективным взаимодействие с региональными и муниципальными спасательными формированиями. Какую помощь в их профессиональной подготовке оказывают специалисты ГУ МЧС России по Краснодарскому краю?
- Всего в муниципальных образованиях за счет местных бюджетов создано и аттестовано 31 профессиональное аварийно-спасательное формирование со штатной численностью 1028 человек, в том числе 658 спасателей, способных в установленные сроки выполнять аварийно-спасательные и другие неотложные работы в своих зонах ответственности. На оснащении отрядов имеется 114 единиц техники, в том числе 74 аварийно-спасательных автомобиля, 66 комплектов аварийно-спасательного инструмента, 68 единиц плавсредств, 48 комплектов водолазного снаряжения.
Организация взаимодействия региональных и муниципальных спасательных формирований достигается в ходе отработки совместных практических мероприятий при проведении командно-штабных и тактико-специальных учений на краевом и муниципальных уровнях, а также при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Полномочия по подготовке спасательных формирований возложены на органы исполнительной власти края и органы местного самоуправления на соответствующих территориях, сотрудники Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю привлекаются для проведения занятий по наиболее сложным темам согласно программе подготовке спасателей, а также участвуют в аттестации аварийно-спасательных формирований.
В 2011 году краснодарской территориальной аттестационной комиссией проведена аттестация (первичная и периодическая) 1 тыс.286 спасателей и 54 АСФ, в том числе 41 пожарной части.
В этой связи необходимо упомянуть и об общественных организациях спасения. На сегодняшний день зарегистрированы 353 общественных учреждения пожарной охраны общей численностью 4 тыс. 730 человек. Из них 57 территориальных пожарных дружины (981 человек), три территориальные добровольные пожарные команды (242 человека), 185 объектовых дружин (2 тыс. 567 человек) и 63 объектовые пожарные команды (875 человек).
В прошедшем году были приняты соответствующие нормативно-правовые акты для законного функционирования таких формирований как на региональном, так и на муниципальном уровнях. В частности, 4 октября был принят краевой закон, в котором устанавливается правовая основа деятельности добровольной пожарной охраны, мер социальной поддержки и страховых гарантий добровольным пожарным.
В этом году перед нами стоит задача об увеличении добровольцев на территории края до 20 тыс. человек – и это убедительное доказательство тому, что это направление обеспечения безопасности, безусловно, имеет право на жизнь.
С точки зрения технического оснащения, главным управлением разработан перечень техники, которая выработала свой нормативный срок эксплуатации и готова для продажи в общественные пожарные организации по остаточной стоимости – стоимость таких автоцистерн не превысит 18 тыс. рублей. И 20 таких спецавтомобилей уже готовы к передаче нашим общественникам.
Если коснуться темы работы специалистов МЧС с населением, то здесь нельзя не упомянуть о деятельности пожарно-технических выставок ГУ МЧС по Краснодарскому краю в Краснодаре, Анапе и во всероссийском детском центре "Орленок".
По итогам прошлого года личным составом этих выставок обучены мерам противопожарной безопасности более 77 тыс. человек, из которых около 63 тыс. – дети.