- Евгений Васильевич, депутаты Законодательного собрания Краснодарского края большое внимание уделяют вопросам экологической обстановки в регионе. Расскажите, пожалуйста, какие инициативы, направленные на регулирование качества окружающей среды, а также поддержку особо охраняемых природных территорий, были приняты депутатами краевого парламента в текущем году?
- Нормативная правовая база, разработанная, принятая нами и реализуемая на территории Краснодарского края, довольно обширна. Только в текущем году в регионе был принят закон "Об экологической экспертизе на территории Краснодарского края", который ориентирован на более полную реализацию полномочий исполнительных органов края в области управления и функционирования особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Законом определялся порядок изменения границ, категории и ликвидации данных территорий в случае, если их использование по целевому назначению невозможно ввиду утраты ими особого природоохранного назначения.
Учитывая, что многие особо охраняемые природные территории края созданы без изъятия их из хозяйственного использования, данным законом введено их зонирование и дифференциация по уровню режима особой охраны, что, в свою очередь, способствовало повышению эффективности организации функционирования, управления и сохранения особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Комитетом совместно с исполнительными органами государственной власти Краснодарского края, а также с федеральными структурами осуществляется постоянный контроль за соблюдением и исполнением положений федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" на территории Краснодарского края.
К сожалению, проблема утилизации пришедших в негодность пестицидов на территории Краснодарского края еще не решена и перспективы ее решения зависят не только от нас.
Тем не менее, в 2012 году состоялось заседание комитета, на котором депутаты рассмотрели вопрос о ходе исполнения в крае ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". В процессе заседания были определены окончательные сроки завершения работ по утилизации данных неликвидных пестицидов и агрохимикатов. По состоянию на 1 ноября 2012 года неликвидные пестициды остались на балансе 3 муниципальных образований: Ейского, Крыловского и Калининского районов.
- Расскажите, пожалуйста, какие новые законодательные акты в области экологической безопасности готовит сейчас комитет, возглавляемый Вами?
- 28 ноября текущего года на пленарном заседании краевого парламента были приняты в первом чтении законопроекты "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае" и "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения в Краснодарском крае".
Законопроектом "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае" регулируются правоотношения, связанные с деятельностью по сохранению, защите и оценке состояния зеленых насаждений, направленной на создание благоприятной окружающей среды и нормализацию экологической обстановки на территории региона. В частности, указанным документом предусматривается проведение органами местного самоуправления компенсационного озеленения, то есть создания зеленых насаждений взамен уничтоженных и их сохранение до полной приживаемости на территориях муниципальных образований края, с превышением на 50% от общего количества уничтоженной древесно-кустарниковой растительности и площади уничтоженной травянистой растительности.
Законопроект "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения в Краснодарском крае" устанавливает правовые, организационные и экономические основы осуществления экологического образования, просвещения, а также создания условий для формирования экологической культуры населения Краснодарского края. Кроме того, определены два уполномоченных органа государственной власти, которые призваны осуществлять государственную политику края в вышеуказанной сфере в рамках своих полномочий.
В части экологического образования, хотелось бы отметить, что эта проблема, предлагаемые пути и методы ее решения, не есть стремление к получению сиюминутного эффекта и каких-то политических дивидендов. Ее реализация, прежде всего, нацелена на будущее, на обеспечение достойной жизни и комфортной среды обитания нашим близким и далеким потомкам. В целом, принятие вышеуказанных законопроектов, по мнению нашего комитета, является своевременным и целесообразным.
- Евгений Васильевич, в июне депутаты принимали участие в совещании, посвященном эксплуатации грузопассажирского порта Анапы. Жители были обеспокоены реконструкцией порта с дальнейшим развитием грузоперевозок в порту. Депутаты ЗСК в поддержку анапчан обратились к министру транспорта РФ с предложением изменить статус порта. Расскажите, пожалуйста, дело сдвинулось с мертвой точки?
- Позиция и краевых и местных властей здесь однозначна: все обсуждения по поводу строительства грузового порта в городе-курорте Анапа надо прекратить раз и навсегда, а периодически возникающие слухи на эту тему жестко пресекать. Даже если у кого-то и было бы желание сделать данный объект грузовым, могу со всей ответственностью заявить, - это невозможно ни физически, ни технически, ни документально. Порт был, есть и будет только пассажирским!
- Планируется ли на краевом уровне способствовать сохранению нормальной экологической обстановки в главной детской здравнице России?
- Конечно же, в планах региональных властей - сохранить редкостную экологию черноморского курорта. Мы не отделяем себя от той кропотливой работы, которая ныне проводится в Анапе. Специалисты высочайшего уровня, в том числе ученые-экологи привлечены к анализу ситуации в муниципальном образовании и составлению генерального плана развития городского округа, в котором особое внимание уделяется экологической составляющей.
Концепция документа такова: должны быть сохранены уникальные дюны Анапы, пляжи, лесопарковые зоны, скверы. Планируется многократно увеличить зеленый наряд города-курорта. От Высокого берега до Анапского шоссе протянется огромный зеленый бульвар длиной несколько километров и шириной более 100 метров. На улице Ленина в сторону Высокого берега на площади 7 гектаров планируется построить храмовый комплекс с большим парком. Таким образом, Анапа получит еще одну мощную парковую зону.
Самое главное, что генплан перспективного развития предполагает не только развитие и сохранение Анапы как курорта детского и семейного отдыха, он направлен на то, чтобы усилить рекреационную зону, защитить экологию этого черноморского города-курорта федерального значения.
При разработке документа одним из главных условий ставится исключение возможности размещения на территории курорта любых вредных производств. С этой целью существующая городская свалка будет рекультивирована и перенесена в иное место, где не будет создавать нынешних неудобств жителям анапских населенных пунктов.
Кроме того, планируется увеличение пляжных территорий за счет береговой полосы Высокого берега. Специалисты предполагают произвести отсыпку новых пляжей в городской черте, в районах курортных поселков Сукко и Большой Утриш, что позволит расширить рекреационные возможности курорта. Полагаю, что в результате проведенных мероприятий Анапа как федеральный и международный курорт получит "второе дыхание".
- Не менее серьезной темой, касающейся экологической обстановки курорта является добыча песка в морской акватории близ Анапы. Депутаты ЗСК направили обращение в аппарат правительства РФ, в котором депутаты ссылаются на представленные ранее учёными доказательства о недопустимости добычи песка. Урегулирован ли этот вопрос на федеральном уровне?
- В свое время депутаты Заксобрания Краснодарского края, разделяя беспокойство жителей города-курорта, на одном из пленарных заседаний рассмотрели вопрос о поддержке обращения депутатов совета муниципального образования Анапы к властям РФ о сохранности федерального курорта. 1 июня с.г. губернатор Кубани Александр Николаевич Ткачев поднял этот вопрос на весьма представительном совещании, которое было посвящено старту курортного сезона-2012. Руководство страны поддержало нашу общую обеспокоенность в том, что развитие стройиндустрии несовместимо с детским курортом, и тут же федеральным министерствам было поручено провести тщательный экспертный анализ ситуации и вернуться к решению этого вопроса.
Если сказать коротко, то на данный момент проблема закрыта полностью. В сентябре губернатор провел совещание с активом города, на котором проинформировал анапчан о том, что на уровне правительства РФ принято окончательное решение – никакой добычи песка в акватории Анапы не будет. Лицензия на разработку месторождения песка отозвана в Роснедра для аннулирования. Сегодня с большой долей уверенности можно говорить о том, что в этой нашумевшей истории поставлена точка.
- Прошло полгода с момента вступления в силу закона "О государственной политике Краснодарского края в области сельскохозяйственного товарного рыбоводства", который призван регулировать правоотношения в области ведения товарного рыбоводства на степных реках Кубани. Расскажите о первых результатах, возникли ли проблемы с его реализацией?
- Указанным документом были обозначены основные направления государственной политики Краснодарского края, а также полномочия органов государственной власти в области сельскохозяйственного товарного рыбоводства, определены понятие рыбоводного участка и порядок его формирования.
Законом предусматривается, что сельскохозяйственное товарное рыбоводство на территории Кубани осуществляется на основании договора о предоставлении в пользование рыбоводного участка для целей сельскохозяйственного товарного рыбоводства, заключаемого с министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края на основании решения краевого рыбохозяйственного совета. Сам договор заключается по результатам конкурса сроком на 10 лет.
В настоящее время подготовлен для утверждения перечень рыбоводных участков на территории края. После его утверждения будет незамедлительно объявлен и проведен конкурс в соответствии с порядком, прописанным в краевом законе. То есть, на данный момент можно говорить о том, что все подготовительные работы подошли концу и уже в начале 2013 года юридические лица и индивидуальные предприниматели, прошедшие все установленные законом процедуры, смогут заключить договоры на право пользования рыбоводными участками и заняться деятельностью по рыборазведению на благо жителей края.
- Важной инициативой депутатов кубанского парламента стала концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края до 2020 года, внесенная на обсуждение главой администрации А.Ткачевым. Можно ли говорить о том, что в крае в ближайшие годы будет создана эффективная комплексная система управления отходами? Какие задачи определяет концепция? Как это скажется на общей экологической обстановке в регионе?
- Действительно, стоит отметить, что одной из важных вех в работе Заксобрания края стало принятие концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края до 2020 года, в которой были определены основные задачи и направления деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края.
Руководствуясь положениями данного документа, соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти края будет разработана долгосрочная краевая целевая программа, предусматривающая решение задач создания и функционирования эффективной системы обращения с отходами производства и потребления.
Как бы то ни было, но живем мы, работаем и отдыхаем в достаточно развитом аграрно-промышленном регионе и мусора-отходов, отравляющих повседневный быт, у нас "хватает". "Хватает", конечно, в кавычках… Именно поэтому, мероприятия программы будут предусматривать строительство объектов по переработке отходов производства и потребления – межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов.
В настоящее время проводится исследовательская работа по разработке единой динамической схемы транспортировки, переработки и управления отходами производства и потребления на территории Краснодарского края. Целью данной схемы является создание эффективной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами. Предполагается создание современной инфраструктуры переработки отходов, которые должны обеспечить: максимальное использование отходов в качестве вторичного сырья и энергоресурсов путем введения целевых показателей на использование отходов в качестве вторичных материальных ресурсов; создание условий, при которых хозяйствующим субъектам будет выгодно применять ресурсосберегающие технологии и оборудование. Также предусмотрено внедрение экономически и экологически приемлемых методов обезвреживания, глубокой переработки и безопасного размещения неутилизируемых фракций отходов.
По нашим данным уже закончен первый этап довольно объемной работы, в процессе которой проведен анализ действующей системы обращения с отходами и осуществлена оценка перспектив его формирования. Реализовано обоснование и подготовка предложений по краевой схеме расположения межмуниципальных объектов по сбору, транспортировке, обезвреживанию, переработке и размещению отходов и вторичных ресурсов, спланирована краевая логистическая схема движения потоков отходов.
В стадии завершения находится второй этап по разработке программного обеспечения для единой динамической схемы…
- Какие задачи на предстоящий год ставит перед собой комитет, возглавляемый Вами?
- Для меня главная задача - сделать все возможное, для того чтобы сберечь природу Кубани для всех нас и будущих поколений! Ведь если воздухом нельзя будет дышать, а воду нельзя будет пить, а пищу нельзя будет есть, то все остальные социальные проблемы потеряют какой-либо смысл!