Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из аспектов работы законодателей Краснодарского края. О том, как решаются проблемы предпринимателей и какие меры принимаются на законодательном уровне по улучшению бизнес-климата в регионе, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал заместитель председателя Законодательного собрания Краснодарского края - председатель комитета по экономической политике и предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям Николай Кравченко.
- Николай Петрович, на прошедшей недавно сессии депутаты краевого Законодательного собрания приняли в окончательном чтении закон "О промышленных парках", подготовленный комитетом по экономической политике. Какой экономический эффект можно ожидать от его реализации?
- Действительно, депутаты поддержали и приняли во втором чтении законопроекты "О промышленных парках Краснодарского края" и "О технопарках (агротехнопарках) Краснодарского края". К сожалению, процессы создания и развития этих структур в должной мере не урегулированы на федеральном уровне. Это создает определенные сложности для представителей бизнес-сообщества, науки, инвесторов, которые могут и желают ускоренно развивать высокотехнологичное производство.
Предполагается, что промышленные парки у нас будут создаваться в форме территориально обособленных комплексов объектов недвижимости с инфраструктурой площадью не менее 100 тыс. квадратных метров. Это позволит компактно разместить производства и предоставить условия для эффективного осуществления промышленной деятельности.
К задачам, которые они должны решать, отнесено развитие высокотехнологичных и конкурентоспособных промышленных производств, сопутствующих малых производств, ориентированных на потребности экономики края. Да и не только края, замыкаться на местном уровне не станем, надо смотреть в будущее.
Технопарки и агротехнопарки будут создаваться с учетом еще большей кооперации науки и производства. В настоящее время очевидна потребность края в создании эффективных структур, способных решать вопросы становления и развития инновационного производства. Для этого необходимо обеспечить условия, ускоряющие коммерциализацию рыночно эффективных разработок и проектов и обеспечивающие вывод на рынок наукоемкой продукции.
Международная практика, практика субъектов РФ показывает, что одним из важных способов, обеспечивающих инновационное развитие территорий, является как раз создание технопарков.
Мы надеемся, что законы станут импульсом для предпринимательского сообщества, муниципальных образований края в вопросе создания необходимой инфраструктуры. По этому пути уже пошли некоторые российские субъекты, где уже приступили к реализации конкретных проектов и создана соответствующая нормативная база.
А ответ на вопрос, насколько перспективно именно на Кубани создавать эти парки, мне кажется очевидным. Мы просто обязаны в нашем крае, в житнице России использовать все известные стимулы ускоренного развития экономики и соответственно укрепления социальной сферы.
- Сейчас в крае большое внимание уделяется развитию малого предпринимательства, в частности, в ходе выездных заседаний. Расскажите об этой новой для законодателей форме работы.
- Выездные заседания комитетов Законодательного собрания в муниципалитетах - это хорошо зарекомендовавшая себя форма работы, показавшая свою высокую эффективность на практике. Обычно за месяц до заседания формируется рабочая группа, которая тщательно изучает имеющиеся проблемы и анализирует ситуацию в тех основных отраслях, где малое предпринимательство представлено особенно широко. Следует отметить, что в состав рабочих групп входят как депутаты и специалисты аппаратных подразделений Законодательного собрания, так и представители органов краевой исполнительной власти.
Последнее совместное заседание комитетов проходило совсем недавно в Новокубанском районе. В процессе работы выявлены факты незадействованных в районе мощностей, пустующих ферм и корпусов, произведен анализ индикативного планирования районного и поселенческого уровней. Кроме того, рассмотрены применяемые процедуры оформления земельно-правовой документации, изучены вопросы, связанные с организацией розничных рынков и ярмарок, проанализирована эффективность расходов средств краевого бюджета, направляемых на развитие малого предпринимательства.
Образно говоря, проведен своеобразный экономический срез, который позволил определить сильные и слабые стороны в развитии предпринимательства, а также обозначить существующие проблемы. Собственно, мы выявили и обратили внимание на те упущения, к которым местные уже привыкли и попросту перестали обращать на них внимание.
Побывав в поселениях района и встретившись с теми, кто непосредственно отвечает за развитие предпринимательства, а также с самими представителями малого бизнеса, рабочая группа предложила муниципальной власти пути решения многих проблем и дала квалифицированные рекомендации по улучшению общей ситуации в районе. Такой порядок работы, когда краевые власти помогают найти выход из создавшегося положения прямо на месте, получил высокую оценку как в муниципалитетах, так и среди предпринимателей.
- Какую поддержку в крае на законодательном уровне в настоящее время оказывают малому бизнесу?
- На основании норм краевого закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" в крае выстроена целая система поддержки предпринимательства в самых различных направлениях. В долгосрочной краевой целевой программе государственной поддержки малого предпринимательства заложены средства на оказание имущественной, информационно-консультационной поддержки предпринимателей. Традиционно наиболее актуальной и востребованной остается финансовая форма помощи. Сегодня на более высокие позиции выходит и информационная поддержка.
В рамках программы в текущем году субсидируется часть первоначального взноса по договору аренды (лизинга), а также часть платежей, осуществляемых по договору лизинга. При этом один предприниматель вправе подать заявку как на один из видов поддержки, так и сразу на несколько.
Общий объем финансирования программы за счет бюджетных средств составил 1 млрд 245,171 тыс. рублей, в том числе из краевого бюджета на 2012 год - 349 млн 150 тыс. рублей.
- На сегодняшний день в регионе остро стоит проблема банкротства как крупных, так и мелких предприятий. Как на законодательном уровне можно способствовать предотвращению банкротства и в целом решать эту проблему?
- Здесь стоит напомнить, что банкротство - это не чье-то единоличное и сугубо волевое решение, а результат целой цепочки процедурных решений, принимаемых уполномоченным на то органом, а именно - судом.
По моим сведениям, проблема банкротства предприятий существует, но носит достаточно вялотекущий характер с колебаниями в ту или иную сторону. Большую роль в пресечении умышленного банкротства сыграл созданный в краевой администрации департамент по финансовому оздоровлению.
Законодательным собранием в апреле нынешнего года принято постановление "Об Общественном совете при Законодательном собрании Краснодарского края по проблемам банкротства предприятий на территории Краснодарского края". Совет является совещательным и экспертно- консультативным органом, который изучает и обсуждает проблемы банкротства предприятий на территории края, а также вносит на общественных началах предложения по их решению.
Собственно говоря, данная структура создана для предупреждения несостоятельности предприятий, изучения существующего порядка и условий проведения процедур банкротства, в том числе деятельности арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Совет осуществляет взаимодействие с территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти, органами государственной власти Краснодарского края и общественными объединениями, так или иначе заинтересованными в обоюдовыгодном решении возникающих проблем.
- Прошло полгода с момента принятия краевого закона о народных художественных промыслах, возникли ли проблемы с его реализацией?
- Словосочетание "народный промысел" само по себе говорит о многом. Это, прежде всего, наша история, это наша исконная культура, которая в силах выживать независимо от изменений, произошедших в экономике, политике и обществе. Для того чтобы он не балансировал на грани выживания, а планомерно развивался на благо нам и нашим потомкам, выполнял великую просветительскую миссию и, в конце концов, приносил доход, был принят указанный закон, инициаторами которого выступили губернатор края Александр Николаевич Ткачев и председатель Законодательного собрания Владимир Андреевич Бекетов.
Высокую репутацию изделий кубанских мастеров наглядно демонстрирует Всероссийская выставка-ярмарка народных художественных промыслов "Ладья". Наши умельцы являются постоянными участниками этого мероприятия с 2002 года, где достойно представляют изделия, выполненные в различных жанрах и стилях. Кроме того, ежегодно у нас проводится несколько десятков краевых мероприятий различного уровня по данной тематике, что говорит о высокой актуальности и популярности народных промыслов и декоративно-прикладного искусства.
Характерный пример: в октябре прошлого за три дня проведения первой агропромышленной выставки "Кубанская ярмарка- 2011" только продукции краевых ремесленников было реализовано более чем на 2 млн рублей.
Закон есть, но развитие субъектов народных художественных промыслов и субъектов ремесленной деятельности во многом зависит от качества их продукции. Надо понимать, что "халтура", даже при государственной поддержке, так и останется низкопробной пародией, а не востребованным произведением местного творчества.
В настоящее время комитетом проводится работа по сбору информации о проблемах, возникших при реализации краевого закона о народных художественных промыслах. Предстоит скрупулезный анализ того, что уже имеем, и того, что надо сделать еще.
- Николай Петрович, какие еще законотворческие инициативы в ближайшем плане работы возглавляемого вами комитета?
- Что касается проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых комитетом, то мы сейчас очень напряженно работаем над краевым законодательством в области поддержки инвестиционной и инновационной деятельности. Фактически полностью пересматривается краевой закон "О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае". Совместно с администрацией края предполагается оптимизировать механизм государственной поддержки инвесторов - для этого необходимо дополнить систему поддержки новыми формами и исключить те, которые оказались невостребованными или неэффективными.
Для того чтобы защитить права инвесторов и гарантировать соблюдение ими взятых на себя обязательств, между инвесторами и администрацией Краснодарского края будет заключено инвестиционное соглашение, содержание которого мы сейчас отрабатываем. Положения данного соглашения будут более конкретны, однозначны для понимания, что исключит спорные моменты и гарантирует его безусловное выполнение сторонами.
Кроме того, соглашением значительно облегчается отчетность инвесторов, получающих государственную поддержку за счет средств краевого бюджета в виде субсидирования, налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита, государственных гарантий и так далее.
Планируется также существенно пересмотреть положения ряда подзаконных актов, включая постановления Законодательного собрания Краснодарского края в сфере поддержки инвестиционной деятельности.
Не останутся без внимания и вопросы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне "Азов Сити" на территории региона.
Честно говоря, планов много. Надеюсь, что их практическая реализация оправдает надежды моих земляков, доверивших представлять их интересы в краевом парламенте.