Замгендиректора МРСК Северного Кавказа А.Даниелян: "На реализацию двух важнейших проектов по модернизации электроэнергетики округа потребуется около 10 млрд руб."

Замгендиректора МРСК Северного Кавказа А.Даниелян: "На реализацию двух важнейших проектов по модернизации электроэнергетики округа потребуется около 10 млрд руб."

            В настоящее время МРСК Северного Кавказа защищает два важнейших проекта в энергетике округа, для которых единственным источником финансирования может стать федеральный бюджет, сообщил в интервью агентству "Интерфакс-Юг" заместитель генерального директора ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" Армэн Даниелян. Это программа снижения потерь в распределительных сетях Дагестана, Чечни и Ингушетии на 5 млрд рублей и программа восстановления и развития энергетики Чеченской республики - она потребует 4,4 млрд рублей.

            - Армэн Владимирович, сейчас аппарат полпреда президента в Северокавказском федеральном округе занимается разработкой стратегии развития СКФО. Какие ключевые вопросы развития электроэнергетики округа должны быть в ней учтены?

            - Наши специалисты вошли в специальную межведомственную рабочую группу по формированию стратегии развития электроэнергетики округа. Руководителем рабочей группы является генеральный директор ОАО "Холдинг МРСК" Николай Швец.

            Ключевым вопросом стратегии является обеспечение потребностей регионов округа в электрической энергии в средне- и долгосрочной перспективе. По укрупненным показателям 2009 года, в СКФО было произведено 22 миллиарда киловатт-часов электроэнергии, а потреблено – менее 20 миллиардов. На первый взгляд, картина уже сегодня складывается весьма благоприятная. Однако при более глубоком рассмотрении обнаруживается, что значительную долю в производстве электроэнергии составляют гидроэлектростанции. Выработка электроэнергии в летний период на них увеличивается, а зимой существенно снижается. При этом максимум потребления электроэнергии приходится именно на холодное время года. По этой причине зимой возникает дефицит электроэнергии.

            К тому же генерирующие мощности неравномерно располагаются на территории округа. По существу можно говорить о двух кластерах: мощные гидроэлектростанции расположены в Дагестане, тепловые электростанции – Невинномысская и Ставропольская ГРЭС – в Ставропольском крае.

            В сложившихся условиях надежность электроснабжения потребителей напрямую зависит от надежности работы сетевой инфраструктуры на территории региона. Это относится и к магистральным сетям Федеральной сетевой компании, и к распределительным сетям МРСК Северного Кавказа, а также к территориальным сетевым организациям – городским или районным коммунальным сетям.

            Если все перечисленные особенности перевести в экономические выкладки, цена на электроэнергию с оптового рынка, при условии его либерализации, на Кавказе – депрессивном в экономическом плане и социально проблемном – оказывается выше, чем в других регионах страны примерно на 10-15%.

            - Что нужно сделать для решения этих проблем?

            - Необходимо вводить новые мощности, тщательно прорабатывая проекты новых электростанций. Сейчас потенциал наших рек используется только на 2-10%.

            Вместе с этим должна развиваться сетевая инфраструктура на всех уровнях – в противном случае произведенную электроэнергию просто некуда будет передать, то есть, доставить до конечного потребителя.

            Где и какие строить станции и сети, насколько это может быть интересно инвесторам, а где должно подключиться государство – именно на эти вопросы призвана ответить стратегия развития округа.

            - Ожидаете ли вы поддержку федеральных властей, в том числе в связи с образованием нового округа?

            - Безусловно. В настоящее время мы защищаем два важнейших проекта в энергетике округа, для которых единственным источником финансирования может стать федеральный бюджет.

            Первый – программа снижения потерь в распределительных сетях Дагестана, Чечни и Ингушетии. В этих регионах фактические потери электроэнергии достигают 35%, что связано как с отсутствием или несовершенством учета электроэнергии, так и с прямыми хищениями со стороны потребителей. Программа направлена на создание автоматизированной системы коммерческого учета и контроля расходования электроэнергии, сводящей к минимуму влияние человеческого фактора. Ее реализация должна происходить в течение трех лет, объем необходимых вложений составляет 5 миллиардов рублей.

            Второй проект – программа восстановления и развития энергетики Чеченской республики. Она потребует 4,4 миллиарда рублей в течение трех лет. Республика развивается быстрыми темпами, ежегодное потребление электроэнергии здесь достигло 2 млрд кВт.ч в год, причем оно продолжает расти гораздо более высокими темпами, чем в среднем по стране.

            - На какой результат планируете выйти в Чечне?

            - В республике решена главная задача: электроэнергия дошла до каждого - самого отдаленного населенного пункта. Однако довольно сильно ощущается, что энергетика республики, представленная исключительно электросетями, функционирует на пределе возможностей, не успевая за потребностями динамично развивающейся экономики и социальной сферы. Большинство линий и трансформаторных подстанций работает на номинальной мощности или с перегрузкой. Надо отметить, что энергосистема Чечни восстанавливалась из руин за счет строительства линий по тупиковым схемам, а это в полной мере не обеспечивает надежность электроснабжения. Поэтому, например, обрыв на линии обесточивает целую цепочку потребителей.

            Программа развития энергетики республики предполагает реконструкцию и техническое перевооружение существующих подстанций и сетей напряжением 110 кВ и ниже, строительство новых объектов. Главная цель при этом – усиление надежности существующей схемы и ликвидация временных схем. Для этого необходимо закольцевать основные линии с тем, чтобы в случае аварии можно было подать электроэнергию по другой схеме, с другого питающего центра.

            Сейчас на номинальной нагрузке работает и главный центр питания республики – подстанция 330 кВ "Грозный", принадлежащая Федеральной сетевой компании. Назрела необходимость строить еще одну подстанцию либо наращивать мощность действующей. Пока инвестпрограмма ФСК этого не предусматривает. В рамках стратегии развития округа эта проблема будет решаться. О ней, в частности, шла речь на совещании по вопросам развития электроэнергетики СКФО, проведенном в мае под руководством Александра Хлопонина.

            Есть предложения от Чеченской республики и относительно строительства объектов генерации.

            - Как в целом оцениваете состояние распределительных сетей округа?

            - Уровень износа распределительных сетей на Северном Кавказе – 69%. Это не хуже и не лучше среднероссийского показателя. Такое положение – закономерное следствие того, что до последнего времени российская электроэнергетика существовала по принципу "свести концы с концами". Завершившаяся к середине 2008 года реформа РАО "ЕЭС России" была направлена на создание условий для притока в отрасль инвестиций, и 2009-й стал первым годом, когда в сети региона пошли сколь-нибудь существенные инвестиции. К 2020 году планируем выйти по износу сетей на показатели близкие к 50%, т.е. как в развитых странах.

            - Каков уровень затрат для решения этой задачи?

            - Сегодня уместно говорить об инвестиционных вложениях на пятилетнюю перспективу. Нами подготовлена и внесена на рассмотрение в правительство РФ и регионы инвестиционная программа МРСК Северного Кавказа на 2011-2015 годы с объемом вложений 36,3 миллиарда рублей. Для сравнения – инвестпрограмма на 2010 год запланирована в соответствии с имеющимися источниками финансирования в сумме 1,7 миллиарда рублей. Нетрудно подсчитать, что рост ежегодных капитальных вложений будет в 3-4 раза.

            Реализация этих планов станет возможной при условии перехода компании с 2011 года на долгосрочный метод тарифного регулирования RAB (Regulatory Asset Base), суть которого в том, что в сетевые тарифы закладывается возможность обслуживания и погашения долгосрочных кредитов. С помощью RAB повысится прозрачность и предсказуемость процесса тарифообразования, что позволит привлекать сравнительно дешевые кредитные средства для финансирования инвестпотребностей.

            От введения RAB выигрывают все: и регионы, и потребители, и сетевые компании. Ведь в итоге мы получим ускоренное обновление и модернизацию электросетевого комплекса, "расшивку" характерных для сегодняшнего дня узких мест при весьма сдержанном росте тарифов – 12-15% в год, что соответствует сегодняшним темпам.

            Другим источником инвестиций (помимо тарифного) может стать программа реновации объектов электросетевого комплекса до 2020 года. В ближайшее время она будет внесена Холдингом МРСК на рассмотрение в правительство РФ. Стоимость программы для всей страны – 2,9 триллиона рублей. Есть в ней и наши объекты.

            - Расскажите о планах на этот год - что будет сделано, какие объекты введены в строй?

            - Вскоре будет введена в строй подстанция 110 киловольт в Ставрополе, рабочее название которой "Центральная". Там используется уникальное для региона оборудование шведско-швейцарского концерна ABB, практически не требующее обслуживания за время своего жизненного цикла. Стоимость этой подстанции - порядка 700 млн руб., строительство ее велось два года. Благодаря тому, что появится новый мощный центр питания, удастся ликвидировать дефицит мощности в западной части Ставрополя и прилегающих западных районах края на годы вперед.

            Кроме того, практически завершено строительство комплексов по выдаче мощности Кашхатау ГЭС в Кабардино-Балкарии и Зарамагской ГЭС в Северной Осетии, которые вводятся в этом году. В наших планах – существенно улучшить энергоснабжение горнолыжных курортов в Приэльбрусье и Домбае.

            - Насколько остро стоит проблема неплатежей?

            - Она имеет несколько аспектов. Один из них – хронические неплатежи потребителей электроэнергии в адрес гарантирующих поставщиков.

            Для того, чтобы понять суть проблемы, надо учитывать специфику Северного Кавказа. В других регионах России подавляющую часть электроэнергии потребляют крупные промышленные предприятия, тогда как на Кавказе – бюджетные и бюджетозависимые потребители, в том числе предприятия ЖКХ и население. На их долю приходится около 85% объема потребления электроэнергии. Такая "социально нагруженная" структура потребления является следствием промышленной отсталости региона.

            В 2006 году стартовала реформа оптового и розничного рынков электроэнергии. Вместе с этим проблема с платежами - даже там, где она, казалось бы, была решена - стала обостряться. Северный Кавказ оказался не готовым к рынку. Не потому, что не успели подготовиться или ошиблись в расчетах. Просто рынок работает там, где имеются устойчивые рыночные институты и рыночные стереотипы поведения игроков, а также экономическая база для развертывания конкуренции. Проще говоря - там, где платят по счетам.

            Ежегодная либерализация рынка на протяжении последних трех лет вносила все больше сумятицы и неразберихи, обострив старые проблемы. Зависимые от бюджетов потребители не в состоянии планировать потребление электроэнергии в своем секторе, и для них отклонения цен в связи с либерализацией приводят к необходимости в корректировке бюджетов, росту текущей задолженности, которая постоянно накапливается. В результате уровень платежей конечных потребителей снизился к 2009 году до 89%, образовались многомиллионные долги потребителей перед энергетиками.

            Следствием проблемы неплатежей потребителей стало нарастание задолженности региональных сбытовых компаний перед поставщиками электроэнергии с оптового рынка. Так, на начало 2010 года просроченные обязательства сбытов перед генерирующими компаниями превышали 14 миллиардов рублей.

            В декабре 2009 года правительство РФ приняло решение о предоставлении кавказским сбытовым компаниям особых условий участия в оптовом рынке электроэнергии и мощности: в 2010 году весь объем электроэнергии будет приобретен этими компаниями и реализован своим потребителям по фиксированной цене. Эта мера стала частью пакета стабилизационной программы в области энергетики региона. Мы полагаем, что стабилизационный период необходимо продлить до 2015 года. Это позволило бы провести санацию финансов основных игроков отрасли, расшить долговые обязательства, переместиться в фазу роста.

            Предполагается также принять целый ряд изменений в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения по коммерческому обороту электроэнергии. Эти изменения призваны ужесточить ответственность потребителя за своевременность и полноту оплаты.

            В настоящее время поставщик практически лишен легальной возможности ограничить или прекратить поставку, скажем, муниципальному предприятию-посреднику, наращивающему из месяца в месяц задолженность. Некоторые руководители органов местного самоуправления в регионах, чувствуя безнаказанность за уклонение муниципальных предприятий от платежей, по сути, превращают "большую" энергетику в донора местного бюджета. Самым убедительным аргументом в этом случае является "рубильник". Пока альтернативного метода понуждения к платежам мы не видим.

            Помимо вышеперечисленных мер, мы предлагаем привязать федеральные трансферты, получаемые бюджетами субъектов СКФО, к уровню оплаты энергоресурсов бюджетозависимыми потребителями.

            - Как будет решаться проблема задолженности перед генерацией?

            - Мы за то, чтобы долги возвращать. По сравнению с началом 2010 года к маю МРСК Северного Кавказа снизила общую задолженность перед оптовым рынком более чем на 1,5 млрд руб. С учетом особого режима работы рынка электроэнергии и мощности мы планируем полностью оплатить обязательства 2010 года. Остальные долги необходимо реструктурировать.

            Под эгидой министерства энергетики РФ и Совета рынка начаты переговоры с поставщиками об условиях реструктуризации долгов. Предлагается реструктурировать их на срок от 10 до 15 лет в зависимости от региона при гарантированной 100-процентной оплате обязательств текущего года.

            Принципиально, что эти планы реалистичны, и соглашения о реструктуризации будут исполняться. Проведенные консультации свидетельствуют о том, что у наших партнеров есть понимание этих вопросов.

            Одновременно все разделяют мнение, что к проблеме чеченских долгов (они составляют половину от всей задолженности) надо искать подход в иной плоскости. Необходимо принимать решения на федеральном уровне, возможно, изыскивать федеральные средства для их погашения.