Замглавы администрации Волгоградской области А.Дорждеев: "Волгоградская область сохраняет бюджетную стабильность, несмотря на значительные расходы в социальной сфере"

Замглавы администрации Волгоградской области А.Дорждеев: "Волгоградская область сохраняет бюджетную стабильность, несмотря на значительные расходы в социальной сфере"

Бюджет Волгоградской области на 2011 году был утвержден с почти предельным дефицитом. При этом финансовая политика региона сохранила социальную ориентированность, не снизив бремя расходов социальной сферы. Об исполнении бюджета по итогам I полугодия в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал заместитель главы администрации Волгоградской области - председателем областного комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Александр Дорждеев.

- Александр Владимирович, с учетом тенденций преодоления кризиса какой объем налоговых отчислений прогнозируется в текущем году? Какие показатели продемонстрировало I полугодие 2011 года?

- Бюджет области действительно напряженный. Администрация Волгоградской области, принимая бюджет на 2011 год, ставила задачу по поддержке социальной стабильности и обеспечению полноценной социальной защиты населения, снижения напряженности на рынке труда и поддержке оживления экономики.

Кроме того, для нас важно было понять, каким образом идет адаптация отраслей экономики региона по выходу из кризиса и какое влияние оказывают в регионе решения, принимаемые на уровне государственного регулирования экономики.

Напомню, что основные бюджетообразующие предприятия Волгоградской области осуществляют следующие виды экономической деятельности: добыча и переработка нефти, химическое производство, производство и распределение электроэнергии, трубное производство.

Доля продукции бюджетообразующих предприятий в экспорте Волгоградской области достигает около 95% (топливно-сырьевые товары - 40,6%, алюминий - 11,4%, продукции химии и нефтехимии - 10%).

Изменения на мировых рынках продукции перечисленных видов деятельности в условиях глобализации экономики, цикличность кризисных процессов становятся существенным фактором хозяйствования бюджетообразующих предприятий Волгоградской области.

В этих условиях, на наш взгляд, администрация области адекватно реагировала и принимала соответствующие меры по стабилизации ситуации и выполнению взятых обязательств.

За 6 месяцев 2011 года доходная часть консолидированного бюджета Волгоградской области исполнена в сумме 36 млрд 250,1 млн рублей, или 44,6% к годовым бюджетным назначениям. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления доходов увеличились почти на 2%.

Налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 28 млрд 393,3 млн рублей, что составило 42,6% к годовым бюджетным назначениям и на 2,7% больше, чем за аналогичный период 2010 года, в том числе налог на доходы физических лиц - 8 млрд 999,4 млн рублей, или 43,9% к годовым бюджетным назначениям (рост на 11,2%).

Однако поступление налога на прибыль организаций за отчетный период снизилось на 13,6% - до 7 млрд 506,9 млн рублей или 37,9% к годовым бюджетным назначениям. И во II полугодии этому вопросу будет уделено особое внимание, которое выразится, прежде всего, в активизации работы с крупными налогоплательщиками.

Безвозмездные поступления в бюджет Волгоградской области составили 7 млрд 856,8 млн рублей, или 54% к годовому плану и 98,8% относительно поступлений аналогичного периода 2010 года.

Консолидированный бюджет по расходам исполнен за 6 месяцев 2011 года в сумме 37 млрд 51,7 млн рублей, или на 40,6% к годовым бюджетным назначениям и 108,1% к аналогичному периоду 2010 года.

На выплату заработной платы и начислений направлено 14 млрд 576,4 млн рублей (39,3% в объеме расходов консолидированного бюджета), социальное обеспечение - 6 млрд 311,5 млн рублей (17%).

По итогам исполнения консолидированного бюджета за 6 месяцев 2011 года сложился дефицит в размере 801,6 млн рублей.

Если говорить о доходной части собственно областного бюджета, то по итогам первого полугодия она составила 27 млрд 700,1 млн рублей, или 44,9% к годовым бюджетным назначениям и 100,3% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

Расходы по областному бюджету исполнены в сумме 29 млрд 483,7 млн рублей, или на 42,3% к годовым бюджетным назначениям. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года рост расходов областного бюджета составляет 2 млрд 490,9 млн рублей или 9,2%.

По итогам исполнения областного бюджета за 6 месяцев 2011 года сложился дефицит в размере 1 млрд 783,6 млн рублей.

При этом подчеркну, что расходы областного бюджета на социальную сферу составили 19 млрд 100,3 млн рублей, или 64,8% к общей сумме расходов.

Отмечу, что все социальные обязательства в регионе выполняются в полном объеме. И, несмотря на значительные расходы в социальной сфере, бюджетная стабильность сохраняется. Однако нагрузка эта огромная и в ближайшее время необходимо ее осмысление и определенные шаги для сбалансированности бюджета.

- Александр Владимирович, какова доля бюджетных инвестиций в общем объеме расходов и какие направления были приоритетными в текущем году?

- Бюджетные инвестиции Волгоградской области, прежде всего, направляются на реконструкцию и строительство дошкольных образовательных учреждений, на строительство объектов физкультуры и спорта. И приоритет отдается проектам, которые находятся на завершающей стадии реализации.

Фактическое финансирование за I полугодие 2011 года составило 1 млрд 116,9 млн рублей, или 24,4% к годовым бюджетным назначениям.

Продолжается осуществление мероприятий по газификации населенных пунктов Волгоградской области, что позволило ввести в I полугодии текущего года в эксплуатацию 26,69 км межпоселковых и 7 внутрипоселковых газопроводов.

Осуществлен ввод в эксплуатацию муниципального жилого дома в Красноармейском районе Волгограда.

С целью развития физической культуры и спорта на территории Волгоградской области в 2011 году планируется к вводу в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс в Волгограде (училище олимпийского резерва), физкультурно-оздоровительные комплексы в городах Фролово и Урюпинск.

Продолжается восстановление поселковых улиц, дорог и строительство сетей связи, водопроводов, сетей электроснабжения, канализации, 11 социальных объектов (пожарные депо, детские сады, баня, физкультурно-оздоровительный комплекс в с. Александровка Жирновского района).

- Бюджет региона на 2011 год принят с почти предельно допустимым бюджетом. Для его покрытия планировалось привлечение кредитов и выпуск облигационных займов. Как идет работа в этом направлении?

- В 2011 году в соответствии с программой государственных внутренних заимствований Волгоградской области предусмотрено привлечение заемных средств на финансирование дефицита областного бюджета и погашение долговых обязательств в сумме 10 млрд 800 млн рублей.

Для финансирования расходных обязательств и погашения долга по состоянию на 1 июля 2011 года привлечено: кредитов кредитных организаций - 2,3 млрд рублей, средств от размещения ценных бумаг Волгоградской области - 3 млрд рублей. На погашение государственного долга за I полугодие направлено 1,4 млрд рублей бюджетных средств.

За 2011 год планируется полностью исполнить программу государственных внутренних заимствований и привлечь до конца года 5,5 млрд рублей кредитных средств.

На погашение долговых обязательств до конца финансового года необходимо направить 3 млрд 153,4 млн рублей.

При этом государственный внутренний долг на 1 августа 2012 года составит 13 млрд 305 млн рублей, или 24% относительно доходов без учета безвозмездных поступлений в областной бюджет. Но надо четко представлять, что этот долг распределяется на пятилетие.

Ценные бумаги Волгоградской области имеют на фондовом рынке устойчивый спрос, входят в ломбардный список Центробанка, что позволяет региону проводить взвешенную финансовую политику, нацеленную на устойчивость и сбалансированность бюджета.

Напомню, что в регионе с 2009 года разработана и реализуется стратегия управления государственным долгом, которая предусматривает четкий механизм планирования и привлечения государственных заимствований на основе одновременного расчета их влияния на долговую нагрузку бюджета и кредитоспособность области.

Бюджетная политика в трехлетней перспективе нацелена на снижение дефицита бюджета, сохранение долговой нагрузки на управляемом уровне.

Так, планируется, что в 2012 году дефицит бюджета должен составлять не более 9% относительно доходов без учета безвозмездных поступлений, а к 2014 году снижен до 5%.

Вместе с тем, сохранение размера дефицита в 2012 году даже на уровне 9% и причитающиеся к погашению долговые обязательства в сумме 5 млрд 973,7 млн рублей приведут к необходимости привлечения заемных средств в 2012 году в сумме 9 млрд рублей.

- Как бы вы определили задачи по повышению эффективности межбюджетной политики в решении ключевых социально-экономических задач?

- Волгоградская область - единственный субъект РФ, который имеет долгосрочную целевую программу развития межбюджетных отношений, цели которой описаны количественными социально-экономическими индикаторами, имеющую формализованную методику оценку эффективности реализации программы.

Похожую программу, но не долгосрочную, а ведомственную, имеет только республика Алтай, однако данная программа ориентирована на формализацию и открытость расчета межбюджетных трансфертов, что для Волгоградской области уже пройденный этап развития.

Благодаря принятой программе программно-целевую окраску приобрели порядка 8,9 млрд рублей или 12% расходов областного бюджета.

За период с 2006 по 2011 годы объем средств, передаваемых местным бюджетам на решение вопросов местного значения, увеличился более чем в три раза - с 5,7 млрд рублей до 17,2 млрд рублей.

В 2011 году местным бюджетам передается областным бюджетом: налоговых доходов (по отчислениям от НДФЛ) - 4,6 млрд рублей; дотаций - 2,9 млрд рублей; субсидий - 9,7 млрд рублей.

В результате межбюджетного регулирования собственные доходы местных бюджетов увеличились с 14,1 млрд рублей до 32 млрд рублей, или в 2,27 раза.

Формирование межбюджетных отношений на 2012 год будет осуществляться в условиях перераспределения расходных полномочий, как на субфедеральном, так и на субрегиональном уровне.

Для муниципальных образований основное изменение - передача исполнения расходных обязательств в сфере здравоохранения на областной уровень с соответствующей корректировкой объемов финансовой помощи.

Несмотря на это, во исполнение бюджетного послания президента РФ, начиная с 2012 года, сельским поселениям будет передана дополнительно часть доходов областного бюджета.

Добавлю, что для стимулирования деятельности органов местного самоуправления по повышению эффективности бюджетных расходов до 15 декабря 2011 года будет проведен конкурс-отбор муниципальных образований, и в 2012 году победителям будет предоставлена субсидия на реализацию мер по повышению эффективности бюджетных расходов.

Но в целом, хочу еще раз подчеркнуть, что, учитывая, что доля социально значимых обязательств в расходной части бюджета приближается к 90%, будет рассмотрен сценарий, основанный на жесткой экономии и бюджетной дисциплине.

Отмечу, что необходимые нормативно-правовые акты на данном этапе администрацией области приняты.