Замгубернатора - министр финансов Ростовской области Л.Федотова: "Бюджет 2014-2016 гг. впервые формировался на основе госпрограмм"

Замгубернатора - министр финансов Ростовской области Л.Федотова: "Бюджет 2014-2016 гг. впервые формировался на основе госпрограмм"

В начале декабря Законодательное собрание Ростовской области утвердило во втором, окончательном, чтении бюджет на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. В следующем году, как ожидается, доходы составят 126,5 млрд рублей, расходы - 138,8 рублей. В 2015 год прогнозируется, что доходы бюджета вырастут до 131,4 млрд рублей, расходы - до 138,8 млрд рублей, 2016-м - до 142,1 млрд рублей и 144,6 млрд рублей, соответственно.

О том, как шла работа над главным финансовым документом, новых принципах его формирования, причинах сокращения безвозмездной поступлений из федерального бюджета, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказала заместитель губернатора - министр финансов Ростовской области Лилия Федотова.

- Депутаты Законодательного собрания на заседании в декабре утвердили областной бюджет на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. Каковы принципиальные отличия его от бюджета-2013? Были ли сложности при формировании?

- Каждый раз формирование бюджета мы начинаем с нуля. Подходы к документу определяются, прежде всего, бюджетным посланием Президента РФ, его "майскими" указами, основными направлениями бюджетной и налоговой политики, изменениями в налоговом, бюджетном законодательстве, которые происходят ежегодно.

Формирование бюджета на 2014-2016 годы, конечно, отличалось от работы на предыдущую трехлетку. Прежде всего, мы должны были изыскать средства, четко оценить свои возможности, определить сумму средств на реализацию указов Президента. Средства нужны и на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы, и на расширение сети детских дошкольных учреждений. Указы Президента занимают большой удельный вес в общем объеме расходов, но нам, конечно, выполнить их помогает Федерация.

Ко второму чтению проекта областного бюджета были дополнительно предусмотрены на развитие детсадов 3,9 млрд рублей, в 2015-м - 4,5 млрд рублей на строительство 85 детсадов и проектирование еще восьми. Но здесь я речь веду только о новом строительстве. На переходящее строительство уже было предусмотрено 680 млн рублей.

Во время слушаний проекта в первом чтении я докладывала о том, что пока сумма не такая значительная, потому что мы включаем в бюджет те объекты, на которые имеются проектно-сметная документация (ПСД) и положительное заключение экспертизы. Вот в этом году мы выделили 249 млн рублей на разработку ПСД на строительство детских дошкольных учреждений. По мере готовности к первому чтению бюджета-2014 еще не было готово основание для включения в него расходов на развитие детсадов.

К тому же нужно учитывать, что детсады - это муниципальные учреждения, содержатся которые на средства местных бюджетов, то есть, предусматривается софинансирование. В этом случае суммарные расходы областного и местных бюджетов на строительство детских садов в 2014 и 2015 годах составят 10,295 млрд рублей.

Каждый новый год добавляет нам новые полномочия: либо мы получаем их от Федерации, либо - от муниципального уровня с учетом изменений федерального законодательства. Осуществление образовательного процесса в детсадах - теперь это полномочия региона. На нас ложатся дополнительные расходы, превышающие 5 млрд рублей в год, которые будут высвобождены у муниципальных образований. Но эта сумма не предусматривает содержание тех детсадов, которые еще будут введены в действие после завершения строительства. Поэтому нам необходимо будет выделить суммы на оснащение этих детсадов, запланировать средства на содержание штата работников.

Понятно, что решение о передаче полномочий региону не могло не сопровождаться перераспределением доходных источников, которые хотя бы частично возместили нам предстоящие расходы, которые мы будем осуществлять с 2014 года. Так, в бюджетное законодательство были внесены изменения, которые перераспредели процент отчисления по налогу на доходы с физических лиц, и частично мы подняли эти платежи на уровень области. Но они никак не покрывают те расходы, которым нам предстоят.

Еще одна нововведение - бюджет 2014-2016 годов формировался на основе государственных программ, которые впервые приняты в Ростовской области. До этого были долгосрочные целевые программы, ведомственные целевые программы, и практическим результатом их исполнения было освоение бюджетных средств.

Госпрограммы содержат более широкий смысл. Мы переходим от того, "сколько израсходовано" до - "что достигнуто". Причем, в этих программах предусмотрены не только расходы, но и, например, предоставление льгот в соответствие с законом о некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области.

Финансирование долгосрочных целевых программ могло отличаться от суммы, предусмотренной бюджетом, который формировался из возможностей. Финансирование же государственных программ никаких отступлений не допускает, потому что именно они ложатся в основу бюджета.

- В течение года в региональный бюджет неоднократно вносились изменения, и 2013 год не стал исключением. Чем это можно объяснить?

- Как правило, изменения вносятся с учетом средств, которые мы получаем из федерального бюджета.

Был принят закон о федеральном бюджете на трехлетний период и 2014 год. Мы знали только о части средств, которая распределена в пользу Ростовской области. В процессе исполнения бюджета из него выделяются и распределяются по регионам субсидии на условиях софинансирования на решение местных задач. И хотя на сегодня областной бюджет принят, еще не известны все суммы, которые в дальнейшем поступят к нам в виде субсидий из федерального бюджета.

Еще нужно учитывать, что в ходе исполнении бюджета проводятся конкурсные закупки, что позволяет экономить средства, направлять их на определенные цели, что также находит отражение в виде поправок.

Кроме того в каких-то расходах, порой, необходимость просто отпадает - такое бывает иногда не по причине неправильного планирования бюджета, а, скорее, более эффективного подхода или складывающихся обстоятельств, когда можно обойтись меньшими средствами. Образуется экономия, средства перераспределяются. Конечно, все это требует внесения изменений в бюджет. В этом году у нас прошло семь поправок.

- Лилия Вадимовна, на 2014 год дефицит бюджета запланирован в размере более 12 млрд рублей, 2015-й - 7,3 млрд рублей, 2016-й - 2,5 млрд рублей. За счет чего планируется сокращать дефицит?

- Знаете, вопрос не стоит так. Нужно понимать, что дефицит бюджета на 2015 и 2016 годы сложился из прогнозируемых доходов и прогнозируемых расходов.

Мы сегодня сформировали бюджет на очередной и плановый период, и с учетом внесения изменений в бюджетное налоговое законодательство параметры бюджета на 2015 и 2016 годы могут измениться значительно.

Между тем у нас имеется уникальная программа, которая предусматривает развитие региональных финансов, в том числе, с целью снижения дефицита бюджета, увеличения налогооблагаемой базы. Должна отметить, что у нас госдолг ниже среднероссийского уровня и самый низкий в Южном федеральном округе.

На середину декабря исполнение собственных доходов в федеральном бюджете составляет 100,2% - уровень прошлого года, а в Ростовской области - 105%.

В первом полугодии у нас также были очень хорошие темпы роста: на тот момент поступление доходов превышало показатель аналогичного периода прошлого года на 4 млрд рублей. Это превышение сохраняется до сих пор, и пока нет повода думать о том, что ситуация может ухудшиться.

Я работаю с коллегами, которые курируют разные направления деятельности. Уровень безработицы у нас не растет. Есть предприятия, которые находятся в стадии банкротства, но это - не новая тема.

Мы работаем с налоговой инспекцией на предмет того, как обстоят дела в банках. В 2008-2009 годах они не исполняли поручения налогоплательщиков: выдавали выписку об исполнении платежа, но на самом деле снимали со счета их деньги и вместо перечисления в бюджет направляли на покрытие собственных долгов. И только потом, когда у банка появились деньги, они "закрывали" долги своих клиентов-налогоплательщиков. В настоящее время налоговая инспекция не фиксирует подобных фактов.

В промышленности области отмечается стабильный рост, увеличивается и товарооборот, растет зарплата, вследствие чего мы ожидаем роста поступления налога на доходы физических лиц. В конце года работники получают премии, 13-ую зарплату, какие-то поощрения т.д. Как правило, эти доходы приходятся на последние три дня года. Но это средства, которыми уже нельзя воспользоваться в текущем году, исходя из казначейского исполнения бюджета, - сама система прохождения платежей не позволит распорядиться этими деньгами, и они перейдут на следующий год.

- Какими ожидаются доходы и расходы областного бюджета по итогам 2013 года?

- По предварительным данным, доходная часть составит 118,2 млрд рублей, расходная - 126,1 млрд рублей, источники покрытия дефицита - 7,9 млрд рублей.

Точно же мы можем прогнозировать падение акцизов на топливные ресурсы. Планирование расходов по акцизам осуществляет Минфин России. Мы получаем свою долю, которая рассчитывается с учетом протяженности автодорог, численности населения, объемов реализации горюче-смазочных материалов за предшествующий период. В этом году нам уменьшили акцизы на 882 млн рублей. Это средства, за счет которых формируется дорожный фонд Ростовской области.

- Есть ли проблемы у бюджета с выполнением социальных обязательств?

- Соцобязательства - это, прежде всего, выплата зарплата и пособий. И то, и другое выплачивается в полном объеме и в плановом режиме. Между прочим, социальные пособия - это, практически, 15 млрд рублей в расчете на год - сумма значительная.

- Судя по исполнению бюджета за 9 месяцев 2013 года, на финансирование жилищно-коммунального хозяйства было направлено 3,382 млрд рублей, или 37,6% от годового плана. В прошлом году ситуация была примерно такая же. Чем объяснить недофинансирование такой важной сферы?

- Ничего страшного в этом нет, и все объяснимо. Министерство ЖКХ само планирует, в каком порядке и когда выполнять обязательства.

Кроме того все работы в жилищно-коммунальной сфере имеют, как правило, длительный характер и заканчиваются к концу года. Поэтому традиционно удельный вес платежей по расходам на ЖКХ приходится на четвертый квартал, когда подписываются акты выполненных работ.

Расходы на ЖКХ должны быть строчкой не в региональном бюджете, а местном - в соответствие с полномочиями, которые прописаны в федеральном законе N131 "Об общих принципах организации местного самоуправления", то есть, поселенческого уровня.

Но всем понятно, что муниципальные образования не смогут справиться с проблемами, аналогичными тем, которые имеются в том же ЖКХ, с учетом своего доходного потенциала, своих ресурсов. Поэтому в основном те суммы, которые предусмотрены в бюджете, - это средства на оказание помощи муниципальным образованиям на ремонт инженерных коммуникаций, фасадов зданий, капитальный ремонт жилых домов, в том числе, в Ростове-на-Дону, чтобы максимально подготовиться к Чемпионату мира по футболу в этой сфере.

- Коль коснулись темы ЧМ-2018, скажите, пожалуйста, сколько средств предусмотрено в региональном бюджете на 2014-2015 годы на финансирование крупных инфраструктурных проектов, в том числе, связанных с проведением Чемпионата мира по футболу, строительством Южного хаба.

- Статей расходов как таковых нет. Есть общий план подготовительных мероприятий по подготовке к ЧМ-2018, который будет проходить в нескольких городах России. В нем указаны суммы и источники финансирования, в том числе, федеральный и региональные бюджеты.

Что касается Ростовской области, то на следующий год мы предусмотрели расходы в размере 2,6 млрд рублей, в том числе, 900 млн рублей - на строительство водопровода к Южному хабу.

- Судя по всему, безвозмездные поступления из федерального бюджета ежегодно сокращаются. С чем это связано?

- Действительно. Когда-то объем безвозмездных поступлений, которые, как говорится, "даются на бедность", составлял порядка 40 млрд рублей. Сейчас планируется получить из федерального бюджета 34 млрд рублей. Снижение объемов нецелевой поддержки из федерального бюджета говорит о том, что наш регион постепенно наращивает собственные доходные источники, что растет его налоговый потенциал.

Можно привести такой пример: в 2011 году мы получили 60 млрд рублей собственных доходов, по итогам 2012 года поступило 78 млрд рублей. На сегодня уже темп роста к уровню прошлого года на ту же дату составляет 105%, по итогам года показатель превзойдет уровень прошлого года.

А что касается целевых средств, эти суммы из федерального бюджета, наоборот, растут, и это говорит о том, что руководители наших министерств и ведомств успешно работают по этим вопросам с федеральными органами власти.

- Каковы долговые обязательства региона, и как Минфин управляет государственным долгом?

- Мы очень осторожно подходим к этому вопросу. Планируя дефицит бюджета, мы прекрасно понимаем, что источником его покрытия могут являться только привлеченные средства. Мы проводим электронный аукцион, размещаем госзаказ, на конкурсной основе открываем кредитную линию. Сумму расходов на обслуживание государственного долга предусматриваем на весь период открытой кредитной линии, но обращаемся к привлечению средств только тогда, когда недостаточно средств на покрытие каких-либо обязательств.

Если взять 2012 год, мы тогда тоже планировали дефицит. Провели конкурс на предоставление кредитной линии в размере 6,3 млрд рублей. Но исходя из потребности, воспользовались средствами тогда, когда нам это было максимально выгодно и удобно, и привлекли в итоге всего 2,3 млрд рублей. В этом году мы привлекли кредитные средства в полном объеме, но не в июле, когда линия была открыта, а в конце ноября.

Такая тактика позволила сэкономить в областном бюджете в 2012 году 460 млн рублей, в этом - 592 млн рублей, то есть, всего более 1 млрд рублей!

Понятно, что мы выбираем те банки, которые предоставляет нам лучшие условия. Так, в этом году мы заключили кредитный договор со Сбербанком по ставке 7,61% годовых при ставке рефинансирования 8,25%.У нас и здесь есть экономия.

Срок возврата средств - не завтра. Поэтому при планировании бюджета на очередной финансовый год мы расписываем, за счет каких источников и как будем погашать кредиты, сколько средств понадобится на обслуживание госдолга, обстоятельно подходим к этому вопросу.

Третий год подряд Минфин России присваивает нам звание региона с высоким качеством управления региональными финансами. Для меня это предмет особой гордости.