В мае 2014 года федеральное законодательство предоставило субъектам России полномочия по формированию органов местного самоуправления. В Ростовской области была проведена большая работа по созданию и реализации областных законов, устанавливающих порядок избрания глав местных администраций и районных собраний депутатов. О первых итогах формирования органов местного самоуправления по новой схеме и положительных изменениях, которые принесла реформа, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал заместитель губернатора Ростовской области Александр Ищенко.
- Александр Валентинович, расскажите, как в Ростовской области осуществляется переход на новую систему формирования органов местного самоуправления.
- Двумя основными законами в июле и ноябре прошлого года был установлен порядок избрания глав городов и районов, а также формирование представительных органов муниципальных образований. В соответствии с этим порядком главы местных администраций назначаются представительными органами: либо городскими думами, либо районными собраниями по результатам конкурсов. Главы муниципальных образований избираются из состава городских дум или районных собраний и исполняют полномочия председателей этих представительных органов. Районные собрания депутатов теперь не избираются напрямую, а формируются из числа депутатов представительных органов и глав поселения, то есть делегируются с поселенческого уровня на районный. Этот порядок широко обсуждался с муниципальным сообществом Ростовской области перед тем, как был рассмотрен и утвержден на заседании Законодательного собрания региона, и концепция этой реформы - переход к новой схеме - была поддержана руководящими органами и советом муниципальных образований Ростовской области и регионального отделения всероссийского совета местного самоуправления. То есть реформа в регионе осуществлялась на основе поддержки муниципалитетами новых подходов к формированию органов местного самоуправления.
Теперь поговорим о том, как это происходило на практике. Первый глава администрации в Ростовской области был назначен в сентябре 2014 года в Азове. В ноябре прошлого года Ростов-на-Дону также получил нового главу городской администрации. Самая широкая волна кадровых изменений у нас прошла в марте 2015 года - процедура назначения глав администраций состоялась в 29 из 55 городских округов и муниципальных районов.
Кроме того, несколько районов перейдут на новую систему в сентябре-октябре текущего года. Таким образом, более двух третей муниципальных образований Ростовской области завершат переход на новую систему формирования муниципальной власти в 2015 году. А окончательно этот процесс будет завершен в регионе в 2019году, когда реформа будет проведена в последних двух муниципалитетах.
- В настоящее время главы администраций назначены более чем в половине городов и районов Ростовской области. Изменились ли качественные параметры состава руководителей?
- Прежде всего, в 15 из 29 муниципальных образованиях на должности глав администраций назначены бывшие руководители этих муниципалитетов, в 14-ти у руля встали новые управленцы.
Кроме того, среднестатистический глава администрации "помолодел" на несколько лет - ему теперь 51-52 года. К сожалению, гендерный состав не изменился: в управленцы по-прежнему идут преимущественно мужчины, большинство из которых имеют опыт руководителей. Лишь одна женщина стала главой администрации района.
По роду деятельности 14 назначенцев - бывшие главы администраций городов и районов, 2 человека - бывшие главы администраций поселений, 7 - экс-работники местных администраций управленческого звена. Есть два представителя бизнес-сообщества: главы Зимовниковского и Пролетарского сельского районов. Кроме того, имеется два представителя органов государственной власти и один представитель казачества - в Константиновском районе. Из 29 назначенцев - 25 человек, постоянно проживающие в районе, и лишь 4 "варяга" - выходцы из других городов и районов области. Это Каменск-Шахтинский, Волгодонск, Веселовский и Пролетарский районы.
- В настоящее время избранные по новой схеме руководители муниципальных образований имеют должности "глава администрации" и "глава города - председатель думы". Какие должностные обязанности предусмотрены для каждого из них? Рассматривается ли возможность вернуть устоявшиеся названия должностей "мэр" и "председатель думы"?
- Областным законом в прошлом году были установлены дифференцированные наименования должностей глав муниципальных образований – в зависимости от способа избрания и исполняемых полномочий. Для главы муниципального образования, избранного населением, сохранены наименования – мэр города, глава района или поселения. Такие главы в некоторых муниципалитетах области будут работать до 2019 года.
Для главы муниципального образования, избранного из состава депутатов и возглавляющего представительный орган, установлено наименование "председатель городской думы или собрания депутатов – глава города, района или поселения".
Это наименование отражает специфику должностного положения. С одной стороны, основное содержание полномочий такого главы – это руководство представительным органом. С другой стороны, он также осуществляет представительские полномочия главы муниципального образования. Кроме того, председателя представительного органа – главу муниципалитета необходимо отличать от председателя представительного органа, главой муниципального образования не являющегося. Такие должности у нас также пока сохраняются в тех территориях, где сроки полномочий глав еще не истекли.
Правом устанавливать какое-либо иное наименование должности главы администрации муниципального образования ни органы государственной власти Ростовской области, ни органы местного самоуправления не наделены. Наименование его должности должно отражать, что он является руководителем исполнительно-распорядительного органа муниципалитета – администрации.
- Какие положительные изменения ожидаются при переходе на новую систему?
- Главная задача реформы - деполитизация управления муниципальным образованием и перевод его на профессиональную основу. Новая схема формирования органов местного самоуправления обладает рядом преимуществ по сравнению с ранее применявшимся в области порядком. Глава администрации должен соответствовать определенным требованиям, которые устанавливаются областным законом и уставом муниципального образования. Так, у него должно быть высшее образование и стаж работы на руководящих должностях. Не секрет, что в настоящее время некоторые главы поселений в Ростовской области не имеют высшего образования. В условиях назначения главы администрации по контракту мы можем гарантировать, как минимум, что во главе муниципалитета не встанет абсолютно безграмотный человек.
Бывает так, что люди, разочаровавшись в своем выборе, требуют снять главу с должности. В отношении выборного главы исправить ошибку избирателей очень сложно. Для назначенного главы администрации ситуация иная. Теперь, если глава администрации не исполняет контракт, договор с ним может быть расторгнут по инициативе губернатора Ростовской области или представительного органа муниципального образования.
Кроме того, новая схема формирования органов местного самоуправления в Ростовской области приведет к существенному снижению расходов местных бюджетов.
Только в 2015 году, по предварительным расчетам, экономия на проведение выборов глав муниципалитетов по области составит не менее 150 млн рублей. С учетом возможного сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления итоговая сумма экономии может превысить 200 млн рублей. А совокупная экономия за весь срок компании составит около 350-500 млн рублей. Причем эти деньги останутся у муниципалитетов! То есть реформа дает возможность местным бюджетам сохранить ресурсы.
Также переход к формированию районных собраний по принципу делегирования позволит привлекать глав и депутатов поселений к принятию важнейших решений на районном уровне. Они будут утверждать бюджет района, распределяя финансовую помощь поселениям, назначать главу районной администрации и решать другие актуальные проблемы.
Такой способ формирования представительных органов районов приблизит Ростовскую область к природной сущности местного самоуправления - решению вопросов местного значения непосредственно гражданами, поскольку депутаты поселений являются наиболее близкими к населению представителями власти.
- Не ослабит ли назначение глав местных администраций по результатам конкурсов интерес избирателей к выборам?
- В последнее время активность избирателей на муниципальных выборах постоянно снижается. Так, на выборах мэра Батайска в 2013 году явка составила 37%, тогда как в 2008 году она была 65%. В выборах главы Обливского района в 2013 году принял участие 41% избирателей, в 2010 – 60%. Явка на выборах собрания депутатов Целинского района в 2014 году – 32%, в 2009 году – 51%. И таких примеров множество. Имеются примеры явки в 15-16%, а участие в выборах 50% жителей территории считается серьезным достижением.
Мы надеемся, что сокращение числа выборов поднимет интерес к ним у избирателей. Кроме того, важность каждого голоса, отданного за депутата представительного органа муниципального образования, повышается. Ведь теперь из состава депутатов будет избираться глава муниципального образования, а в поселения – депутат районного собрания, и, возможно, глава муниципального района. Эти же депутаты будут назначать главу местной администрации. Эти обстоятельства также должны положительно сказаться на явке избирателей на выборах муниципальных депутатов.