- Александр Валентинович, как известно, в Ростовской области получил одобрение проект федерального закона "О внесении изменений в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В чем его принципиальное значение для социально-экономического развития муниципальных образований региона?
- Действительно, проект федерального закона о внесении изменений в законодательство о местном самоуправлении получил одобрение со стороны Совета муниципальных образований Ростовской области и ростовского регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления. Для обсуждения указанного проекта было организовано проведение совместного заседания указанных организаций. Также данный проект получил поддержку как со стороны Законодательного собрания, так и правительства области.
Принципиальное значение внесенных изменений в том, что расширены полномочия субъектов Федерации в области местного самоуправления. В первую очередь это связано с возможностью перераспределения полномочий между поселениями и районами, а также определения порядка формирования органов местного самоуправления. Это позволит более эффективно работать органам местного самоуправления и одновременно повысит ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации за состояние и развитие местного самоуправления на территории регионов в целом.
- Расскажите, какие модели организации местного самоуправления будут прорабатываться в Ростовской области?
- Федеральным законом, внесшим изменения в закон о местном самоуправлении, предусмотрено три варианта наделения полномочиями главы городского округа или муниципального района. Первый - это когда глава избирается населением и возглавляет местную администрацию, второй - глава избирается населением и исполняет полномочия председателя представительного органа, третий - глава избирается представительным органом из своего состава и является его председателем.
В двух последних случаях исполнительную власть будет осуществлять глава администрации города, района, назначаемый по контракту по итогам конкурса.
Региональный законодатель самостоятельно определяет конкретную систему для каждого муниципального образования.
17 июля нынешнего года в рамках реализации полномочий по определению порядка формирования органов местного самоуправления Законодательное собрание приняло два областных закона. Первым изменяется схема избрания глав городских округов: главы всех городских округов будут избираться из состава городских дум на срок их полномочий. Такие главы будут руководить представительными органами муниципальных образований. Глав администраций городских округов будут назначать городские думы по результатам конкурсов.
Переход к назначению глав городских администраций по контракту поможет деполитизировать управление городом, перевести его на профессиональную основу. Посредством открытого конкурса можно отобрать на должность главы администрации квалифицированного управленца.
Вторым законом устанавливается новое наименование должности главы муниципального образования, избранного из состава депутатов: председатель городской думы – глава города. Такое название будет отражать специфику полномочий главы. Это позволит легче отделить представительную деятельность главы муниципального образования от хозяйственной работы главы администрации.
10 июля состоялось совместное заседание Совета муниципальных образований Ростовской области и Ростовского регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления, на котором поддержаны проекты указанных законов.
Что касается других новелл в законодательстве о местном самоуправлении, то еще одним принципиальным нововведением является возможность создания двухуровневой системы местного самоуправления в городских округах.
На территориях городских округов могут быть созданы внутригородские муниципальные образования - районы. На уровне городского округа и на уровне внутригородского района будут работать свои органы местного самоуправления.
Представительный орган городского округа с внутригородским делением будет избираться либо из состава представительных органов внутригородских районов, либо на муниципальных выборах.
Решение соответствующих вопросов, включая определение критериев создания внутригородских районов и установление их границ, отнесено к компетенции субъектов РФ. Субъект Федерации также определяет состав имущества и источники доходов бюджетов внутригородских районов, сроки и порядок формирования органов местного самоуправления.
В настоящее время органами государственной власти Ростовской области также прорабатывается вопрос об установлении порядка избрания глав муниципальных районов и поселений.
- На рассмотрение регионом подходящей для него системы местного самоуправления и принятия решения отводится шесть месяцев. Что будет сделано в Ростовской области за это время?
- Как уже было сказано, первые решения в этом вопросе уже принимаются. Это областные законы об определении порядка избрания глав городских округов и их наименований.
Также будет определен объем полномочий для сельских поселений и районов и целесообразность их перераспределения. Чтобы выявить необходимость централизации полномочий поселений на районный уровень, планируется проведение сравнительного анализа закрепленных полномочий с фактически осуществляемыми, расходов на их финансирование. Кроме того, следует установить, есть ли потребность в оказании финансовой помощи из других уровней бюджетов и в каких объемах. Исходя из объемов полномочий, будет принято решение о порядке избрания глав районов и поселений.
В течение этого срока будут разработаны необходимые областные законы, произведены соответствующие расчеты, подготовлены требуемые финансово-экономические обоснования, поставлены задачи перед областными органами исполнительной власти в целях реализации своих полномочий в области местного самоуправления.
- Насколько готовы муниципалитеты Ростовской области к изменениям в организации системы местного самоуправления? Речь идет, прежде всего, о финансовой самостоятельности муниципального образования. Согласитесь, что возможности, например, Ростова-на-Дону или другого крупного города Ростовской области отличаются от муниципальных образований сельского типа?
- Сегодня сельские поселения при заметном дефиците материальных, финансовых и кадровых ресурсов оказались перегружены полномочиями.
В прошлом году была проанализирована финансовая обеспеченность полномочий сельских поселений. В результате такого анализа были установлены наименее обеспеченные вопросы местного значения. На сегодняшний день они практически совпадают с тем перечнем полномочий, который федеральный закон изъял у сельских поселений.
Пока принято временное решение сохранить на территории Ростовской области за сельскими поселениями весь объем вопросов местного значения.
В дальнейшем полномочия будут перераспределяться, но таким образом, чтобы передача их на районный уровень не привела к отдалению жителей населенных пунктов от их решения.
Сейчас муниципалитеты еще не готовы к работе в новых условиях, так как межбюджетные отношения еще не выстроены. Необходимо скорректировать местные бюджеты, перераспределить имущество, завершить исполнение действующих договоров и сделать многое другое.
Также на федеральном уровне потребуется существенная корректировка бюджетного, земельного и иного законодательства с учетом принятых нововведений.
- Будет ли организация местного самоуправления на Дону проходить в постоянном диалоге с гражданским сообществом и местным самоуправлением? Какие для этого созданы инструменты?
- Безусловно, будет. В настоящее время при правительстве области формируется специальная рабочая группа, в состав которой включаются в том числе и представители муниципального сообщества. В рамках своей работы данная группа будет постоянно взаимодействовать с муниципалитетами и населением. С целью учета мнения населения планируется проведение зональных совещаний. Законодательное собрание также будет учитывать мнение населения.
Например, проекты областных законов, устанавливающих новую схему избрания городских округов, были размещены на сайте Законодательного собрания Ростовской области для направления предложений гражданами. Это будет и с остальными проектами.
- Как будет осуществляться разделение полномочий между главой муниципального образования и назначенным на должность сити-менеджером? Не приведет ли это пусть даже к формальному двоевластию, а соответственно, и ухудшению ситуации в муниципальном образовании?
- Глава муниципального образования осуществляет представительские функции и руководство депутатами. Сити-менеджер, то есть глава местной администрации, в первую очередь является организатором и исполнителем полномочий местной администрации.
Конечно, при такой модели конфликты возможны, хотя они были и в тех случаях, когда глава муниципального образования избирался населением и возглавлял местную администрацию.
Окончательное решение по кандидатурам на должности глав местных администраций будут принимать народные представители – депутаты городских дум и районных собраний, которые впоследствии и будут осуществлять контроль за работой глав администраций, что приведет к большей открытости деятельности местной власти. Глава местной администрации должен будет регулярно отчитываться о своей работе. Депутаты же, руководствуясь наказами избирателей, будут оценивать деятельность главы администрации. Именно в их компетенции находится принятие решения о досрочном прекращении полномочий главы администрации.
Таким образом, новая система формирования органов местного самоуправления повышенного конфликтогенного потенциала не имеет. Более того, она содержит способы урегулирования таких конфликтов, так как глава местной администрации является наемным менеджером и политическими полномочиями не обладает.
- Как известно, при обсуждении проекта федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" участники его обсуждения в Ростовской области выявили ряд пробелов и внесли свои предложения. Расскажите, пожалуйста, об этом более подробно?
- Действительно, Законодательное собрание Ростовской области, как и другие участники обсуждения законопроекта на территории Ростовской области, предложили ряд поправок к проекту, которые были направлены после первого чтения в Государственную думу. В первую очередь, наличие указанных замечаний было связано с тем, что проект готовился в спешке и был внесен в Госдуму в недостаточно проработанном виде.
Впоследствии, совместными усилиями субъектов Федерации и федерального центра проект был доработан, основные недостатки устранены. Нельзя исключать, что в дальнейшем практика применения может выявить и иные положения, которые потребуют соответствующей корректировки. Наши предложения по внесению изменений в проект касались, в первую очередь, необходимости возложения на субъекты РФ полномочий по определению порядка и сроков перехода к новой системе местного самоуправления. Эти предложения были учтены и субъекты РФ получили полномочия в части определения вопросов местного значения и порядка формирования органов местного самоуправления.
- В Ростовской области есть город, где еще до принятия Госдумой закона о местном самоуправлении в окончательном чтении решили, что помимо мэра ему нужен еще и сити-менеджер. В начале мая по результатам публичных слушаний большинство жителей Азова выступили за проведение в городе реформы местного самоуправления. Что изменилось в жизни жителей Азова после этого решения?
- В настоящее время принятое решение в силу не вступило. Сейчас в Азове проводится комплекс мероприятий по формированию конкурсной комиссии для отбора кандидатов на должность главы администрации города, а также решаются иные вопросы, связанные с реализацией данного решения. Назначение главы администрации города произойдет после выборов депутатов городской думы, которые состоятся уже совсем скоро, 14 сентября. Поэтому говорить об изменениях еще рано, новая система на практике пока не применяется.
- Планируется ли проведение общественных слушаний по вопросу уменьшения полномочий сельских поселений с целью оптимизации работы исполнительных и представительных органов власти поселений?
- Как я уже говорил, этот вопрос также станет предметом обсуждения. В настоящее время мы собираем письменные предложения. По результатам предварительного обсуждения мнения разделились.
Считаю, что главы муниципальных образований должны обязательно обсудить данные вопросы с населением на собраниях граждан или в иных формах.