Эксклюзив 2 сентября 2011 г. 11:25

Замгубернатора Ростовской области С.Бондарев: "В регионе финансируются 42 направления социальной защиты населения на общую сумму 17,3 млрд рублей"

Замгубернатора Ростовской области С.Бондарев: "В регионе финансируются 42 направления социальной защиты населения на общую сумму 17,3 млрд рублей"

            - Сергей Борисович, в эти дни в Ростовской области проходят народные слушания проекта областного бюджета на 2012 год. Каковы социальные ориентиры главного финансового документа будущего года?

            -Основные направления бюджетной политики Ростовской области сформированы на основе бюджетного послания президента Российской Федерации. Расходы консолидированного бюджета направлены на решение социальных задач - обеспечение равного доступа населения к социальным услугам в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта. Приоритетом является повышение жизненного уровня граждан.

            В условиях стабилизации экономики возобновилась актуальность долгосрочного бюджетного планирования. Проект областного бюджета на трехлетний период 2012-2014 гг предусматривает дальнейшее укрепление института социальной защиты населения. Закладываются необходимые ресурсы для безусловного исполнения законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения.

            Напомню, что в настоящее время в регионе финансируется 42 направления социальной защиты населения на общую сумму 17,3 млрд рублей.

            В 2012 году их станет больше в связи с передачей региону от Федерации полномочий по обеспечению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Будут предусмотрены также средства на социальную гарантию в виде ежемесячной выплаты для обеспечения полноценного питания беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет.

            Бюджет 2012-2014 гг формируется и будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых государственными и муниципальными (бюджетными и автономными) учреждениями.

            Администрацией области будет обеспечена высокая степень открытости, доступности и актуальности информации о бюджетном процессе в Ростовской области, как для поддержки принятия управленческих решений, так и для осуществления контроля институтами гражданского общества.

            - На Ваш взгляд, какие отрасли социальной сферы в Ростовской области необходимо поддерживать в первую очередь?

            -На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Несмотря на то, что в Ростовской области сформирована и действует развитая сеть социальных учреждений, она постоянно нуждается в поддержке со стороны региональных и муниципальных органов власти. Это позволяет отраслям социальной сферы своевременно предоставлять населению социальные гарантии, обеспечивать широкий перечень социальных услуг, находиться в постоянном развитии.

            Другое дело, что различным отраслям зачастую подходит свой, отличительный от других, вид поддержки.

            К примеру, в здравоохранении основной упор мы делаем на обеспечение лечебных учреждений современным медицинским оборудованием и подготовку квалифицированных кадров, способных его эффективно применять.

            Образование нуждается во внедрении инновационных технологий, развитии науки и ее тесной связке, как с системой профессионального образования, так и с реальным производством.

            В сфере социальной поддержки главная задача органов власти - обеспечение условий для качественного и своевременного предоставления социальных услуг более 600 тыс. пожилых граждан и инвалидов, семьям с детьми, лицам, утратившим социальные связи в обществе.

            В культуре нам необходимо приложить усилия для сохранения сети учреждений, особенно в сельской местности.

            Я обозначил только некоторые основные моменты. Конечно, для полноценного развития всех отраслей социальной сферы необходимо вкладывать средства в капитальный ремонт учреждений, оснащение их современным оборудованием и средствами связи, подготовку молодых кадров, обеспечение комплексной безопасности учреждений и т.д.

            - В области осуществляется реализация нескольких областных целевых долгосрочных программ по развитию образования, здравоохранения, культуры, а также социальной поддержке и соцобслуживанию населения. Каковы ожидаемые результаты выполнения областных целевых долгосрочных программ для населения Ростовской области?

            - Для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития администрацией области будет продолжена работа по программно-целевому методу бюджетного планирования на основе государственных областных программ.

            В 2011 году более 84% всех расходов консолидированного бюджета области направляется на реализацию областных долгосрочных, ведомственных и муниципальных программ.

            В целях улучшения качества жизни населения, реализации прав граждан на социальную поддержку в области реализуются мероприятия долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010 - 2014 годы".

            Повышению социальной мобильности инвалидов и других маломобильных групп населения способствует областная долгосрочная целевая программа "Доступная среда на 2011-2014 годы". Аналогичные программы действуют во всех муниципальных образованиях.

            Утверждена и реализуется региональная долгосрочная целевая программа "Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011 - 2014 годы".

            В итоге, общий объем финансирования этих программ, имеющих выраженную социальную направленность, превышает 90 млрд рублей. В результате реализации программных мероприятий будут оптимизированы бюджетные расходы. Меры социальной поддержки станут предоставляться своевременно и в полном объеме. Кроме того, увеличится количество детей, получающих оздоровительные услуги. От реализации этих программ мы ожидаем также скорейшую интеграцию людей с ограниченными возможностями в общество и внедрение новых форм социального обслуживания;

            С 2010 года реализуется областная долгосрочная целевая программа "Развитие образования в Ростовской области на 2010-2013 годы" с общим объемом финансирования около 70 млрд рублей.

            Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере образования, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах в условиях реализации приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", комплекса мер по модернизации региональных систем образования.

            Основные цели программы - это удовлетворение потребности населения в получении доступного и качественного дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, соответствующих требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации;

обеспечение социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников, профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; сохранение и укрепление здоровья детей; развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи.

            В рамках программы осуществляется капитальный ремонт и строительство образовательных учреждений, оснащение средствами пожарной и антитеррористической безопасности, поэтапное введение в общеобразовательных учреждениях федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Проводится большое количество мероприятий по выявлению и поддержке одаренных детей, социальной поддержке детей-сирот и детей-инвалидов, в том числе, по дистанционному образованию, по поддержке и развитию учительского потенциала, обеспечению регионального рынка труда квалифицированными кадрами и многие другие.

            Реализация областной долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения Ростовской области на 2011-2013годы", в свою очередь, должна привести к стабилизации укомплектованности ЛПУ врачами и средними медицинскими работниками, увеличению охвата диспансерным обследованием, снижению заболеваемости и смертности от болезней, улучшению обеспечения граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания.

            - Как известно, одним из масштабных проектов социальной сферы Ростовской области является модернизация здравоохранения региона, на которую из федерального бюджета выделяются значительные средства. Что включает в себя проект?

            - Среди основных направлений программы модернизации здравоохранения Ростовской области на 2011-2012 годы можно выделить четыре основных направления: капитальный ремонт больниц; закупка оборудования; доплаты амбулаторно-поликлиническому звену и реализация выполнения стандартов оказания медицинской помощи.

            При этом конечная цель реализации этой программы в Ростовской области должны стать доступность медицинских услуг для всех граждан независимо от места жительства и персонифицированный учет медицинской помощи и ресурсов на ее оказание; внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты деятельности и полного тарифа оплаты медицинской помощи за счет средств системы обязательного медицинского страхования с учетом внедряемых в 2011 и 2012 гг стандартов оказания медицинской помощи. И, конечно же, приведение сети учреждений здравоохранения в соответствие с потребностью населения в медицинской помощи, с учетом сбалансированности территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

            Социальной же эффективностью реализации мероприятий программы следует считать формирование здорового образа жизни населения, потребность быть здоровым и жить в здоровом обществе, улучшение качества и увеличение продолжительности жизни, сохранение трудового потенциала, снижение уровня заболеваемости социально значимых заболеваний.

            - Можно ли сегодня вести речь о том, что область получит высокотехнологичные медицинские центры, лечение в которых будет доступным для различных категорий населения и что самое важное, качественным?

            - Тут следует уточнить, что высокотехнологическая медицинская помощь оказывается жителям области в федеральных учреждениях на всей территории России по 19 профилям и в государственных учреждениях области на принципах финансирования за счет средств федерального бюджета по 4 профилям.

            В Ростовской области этому направлению оказания медицинской помощи уделяется особое внимание. Так, с 2006 года в соответствии с постановлением администрации Ростовской области "О порядке обеспечения жителей Ростовской области высокотехнологичной медицинской помощью" за счет областного бюджета осуществляется оказание медицинской помощи по таким видам лечения как: кардиохирургия, травматология-ортопедия, детская онкогематология, диализная помощь, слухопротезирование. Данные виды помощи оказываются на базе Ростовской областной клинической больницы, областной детской больницы, областной больницы N2.

            Высокотехнологичная медицинская помощь жителям Ростовской области оказывается как федеральными государственными учреждениями здравоохранения, так и лечебно-профилактическими учреждениями области I уровня.

            За последний год удалось добиться снижения сроков ожидания высокотехнологичной медицинской помощи до 60 дней, тогда как в 2007году больные ждали 120 дней. Такой результат, можно сказать, говорит сам за себя.

            Финансирование высокотехнологичной медицинской помощи из средств областного бюджета в 2011 году составит более 161 млн рублей, а в следующем году - уже более 170 млн рублей.

            В 2012 году запланировано увеличение количества областных лечебных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь жителям области, что, в конечном итоге, позволит увеличить удовлетворенность жителей области в данном виде помощи.

            К числу этих лечебных учреждений относится областная больница N2, которая будет оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь в травматологии и ортопедии, урологии, нейрохирургии, эндокринологии, ревматологии, региональный перинатальный центр, осуществляющий деятельность по профилям "неонатология" и "акушерство-гинекология", онкологический диспансер Ростовской области.

            В дальнейшем планируется тесное взаимодействие с федеральными лечебными учреждениями, оказывающими высокотехнологичную медицинскую помощь, жителям области в плане расширения профилей и видов высокотехнологичной помощи. Это, несомненно, позволит повысить качество и улучшить доступность этого вида медицинской помощи.

            Например, по информации руководителя ФГУ "Ростовский научно-исследовательский онкологический институт" Минздравсоцразвития РФ в учреждении в 2011-2012 годах расширит виды оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В нашем НИИ появится оборудование контактной лучевой терапии для лечения рака предстательной железы, а также возможность эндопротезирования, реэндопротезирования суставов, выполнения реконструктивно-пластических операций на костных тканях при опухолевых заболеваниях, поражающих опорно-двигательный аппарат у взрослых.

            В нынешнем году оказание высокотехнологичной медицинской помощи в субъектовых учреждениях планируется и в областной клинической больнице в области нейрохирургии, сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, эндопротезирования и онкологии; а также в областной детской больнице опять-таки по онкологии и педиатрии.

            Этот список стоит дополнить Ростовским государственным медицинским институтом, где в нынешнем году высокотехнологичная медицинская помощь будет оказываться по 20 основным видам и Южным окружным медицинским центром специалисты которого оказывают четыре вида подобной помощи.

            - Как сегодня идет финансирование программы модернизации донского здравоохранения? Решается ли проблема ее кадровой обеспеченности?

            - Финансовое обеспечение программы модернизации донского здравоохранения на 2011-2012 гг. происходит по трем направлениям.

            Так, по одному из них на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений в текущем году предусмотрено свыше 4,7 млрд. рублей. На 2012 год сумма расходов на эти цели останется примерно на том же уровне.

            По второму - на внедрение современных информационных систем в здравоохранение - в 2011 и 2012 гг. будет выделено почти 248 тыс. рублей и 243 тыс. рублей соответственно.

            Третьим направлением является внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, на этот и следующий годы выделяется по 1,3 млрд рублей.

            Решение государственных задач в сфере здравоохранения невозможно без подготовки медицинских кадров. У нас создана система послевузовского и дополнительного профессионального образования, включающая обучение врачей в интернатуре и клинической ординатуре, а также повышение квалификации специалистов не реже одного раза в пять лет.

            Ежегодно свой профессиональный уровень повышают более 2 тыс. врачей и 6,5 тыс. средних медицинских работников, что позволяет оказывать жителям области высококвалифицированную медицинскую помощь.

            В Ростовской области на протяжении нескольких лет реализуются областные мероприятия по улучшению обеспечения лечебно-профилактических учреждений врачебными кадрами, повышению их профессионального уровня подготовки и престижа врачебной специальности. В результате укомплектованность врачебными кадрами за последние 5 лет увеличилась с 60,3% до 70,5%, снизился удельный вес врачей, не проходивших подготовку в течение пяти лет до 4,5%.

            - Сергей Борисович, в нашей беседе нельзя обойти вниманием еще одну немаловажную тему, касающуюся реализации приоритетных национальных проектов "Здравоохранение", "Образование". Какова их практическая эффективность для дальнейшего развития социальной сферы Ростовской области?

            -Приоритетный национальный проект "Образование" стал стимулом системных прогрессивных изменений в сфере образования области. За время его реализации с 2006 года в бюджет Ростовской области было привлечено более 8 млрд 769 млн рублей из средств федерального бюджета, а также израсходовано 1 млрд 358 млн рублей из областного бюджета. Эти деньги позволили модернизировать материально-техническую базу 267 инновационных школ, 7 учреждений начального профессионального и специального образования, оказать господдержку 1 тыс. 221 лучшему учителю области и свыше 18 тыс. классных руководителей, обеспечить доступ всем общеобразовательным учреждениям области к сети Интернет, выявить и поощрить 633 представителей талантливой молодежи Дона, оснастить школы области 1 тыс. 341 современному предметному кабинету, обеспечить подвоз обучающихся 251 автобусом к базовым опорным школам, реализовать проект по совершенствованию организации питания обучающихся 34 школ Таганрога, создать условия 209 детям-инвалидам для получения качественного образования в дистанционной форме с помощью Интернет-технологий и другое.

            Неоспорим тот факт, что нацпроект "Образование" активизировал инновационную деятельность педагогов общеобразовательных учреждений, повысил уровень воспитательной работы; создал условия для преподавания школьных дисциплин на современном уровне не только в городских, но и в сельских школах. Очень заметно влияние нацпроекта в области повышения качества профессионального образования и удовлетворения регионального рынка труда в конкурентоспособных рабочих кадрах и специалистах; на формирование основы для развития инновационного потенциала российской молодежи. Никто не станет сомневаться и в том, что нацпроект обеспечил условия для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимся в обучении на дому, в том числе через обеспечение доступа к образовательным Интернет-ресурсам.

            Реализация приоритетного национального проекта "Образование" будет продолжена и в дальнейшем будет способствовать повышению качества образования на Дону.

            В соответствии с другим приоритетным национальным проектом "Здоровье" в области проводятся мероприятия по формированию здорового образа жизни.

            Напомню, что уже сейчас в области функционируют 20 центров здоровья, из них 6 детских. С начала года в них обратилось 33 тыс. 743 человек, из которых признано здоровыми 9 тыс. 87 чел. (26,9%)

            В 2011 году планируется организация в Центрах здоровья офтальмологических кабинетов, совершенствование медицинской помощи наркологическим больным, подготовка и переподготовка медицинских кадров по специальностям "психиатрия", "наркология", "медицинская психология".

            Одним из направлений нацпроекта "Здоровье" является развитие высокотехнологичной медицинской помощи, о которой я уже подробно рассказал.

            С 2008 года реализуются мероприятия, направленные на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Созданные и оборудованные за счет средств федерального и областного бюджетов травматологические центры предоставляют возможность своевременного и качественного оказания медицинской помощи пострадавшим.

            С 2009 года Ростовская область участвует в реализации мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями. В регионе работает региональный сосудистый центр на базе областной клинической больницы и три первичных отделения этого профиля. За счет средств областного и муниципального бюджетов созданы еще три первичных отделения.

            В целях снижения смертности от злокачественных онкологических заболеваний в области реализуется подпрограмма "Мероприятия по борьбе с онкологическими заболеваниями".

            Доказала свою эффективность и программа "Родовый сертификат", на ее реализацию в первом полугодии нынешнего года было потрачено почти 208 млн рублей. За счет этих средств была увеличена заработная плата и дооснащение родильных домов и женских консультаций.

            - Актуальным является на сегодняшний день вопрос повышения заработной палаты работникам бюджетных учреждений. Как решается в Ростовской области данная проблема?

            - В области насчитывается около 4,5 тыс. областных государственных и муниципальных учреждений. Более 242 тыс. человек, или 21% от общего числа работающего населения области, - работники бюджетной сферы.

            В текущем году принято решение о поэтапном увеличении оплаты труда работников учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов. Так, с нынешнего июня на 7,9% увеличены размеры должностных окладов, ставок заработной платы работников бюджетных учреждений.

            Росту заработной платы низкооплачиваемых категорий работников бюджетной сферы способствует установление с 1 июня 2011 года минимального размера оплаты труда в сумме 4 тыс. 611рублей.

            С 1 сентября 2011 года фонд заработной платы учителей общеобразовательных учреждений повышается на 14,2%, а с 1 октября планируется увеличение должностных окладов остальных работников бюджетной сферы области на 6,5%.

            В качестве механизма повышения заработной платы учителей министерство общего и профессионального образования области рассматривает возможность направления средств, предусмотренных на повышение фонда оплаты труда, на увеличение с 1 сентября нынешнего года должностных окладов данным категориям работников на 6,5% и введение стимулирующих выплат за результативность и качество работы по организации образовательного процесса.

            В настоящее время подготовлены изменения в постановление администрации Ростовской области 2008 года "О системе оплаты труда работников областных государственных учреждений" в части введения стимулирующих выплат за результативность и качество работы по организации образовательного процесса для учителей.

            Несколько лучше обстоят дел в здравоохранении. Реализация в области приоритетного национального проекта "Здоровье" с 2006 года позволила увеличить уровень заработной платы отдельных категорий медицинских работников более чем в 3 раза.

            Программа модернизации здравоохранения области, стартовавшая в текущем году, также приведет к увеличению заработной платы медицинских работников, участвующих в ее реализации, к 2012 году на 25-30%.

            - В Ростовской области на протяжении ряда лет стоит проблема льготного обеспечения жильем детей-сирот. Как решают ее региональные власти?

            -Обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является неотъемлемой частью комплекса мер государственной поддержки граждан указанной категории и находится на особом контроле администрации Ростовской области, заинтересованных министерств, органов местного самоуправления. 

            Всего за период с 2000 г. по 2010 г. за счет средств областного бюджета в Ростовской области обеспечены жилыми помещениями 1 тыс. 929 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на общую сумму 1 млрд 475 млн рублей.

            Следует отметить, что Ростовская область - один из немногих регионов России, который не только направляет на обеспечение детей указанной категории столь значительные денежные средства из областного бюджета, но и обеспечивает жильем сироту с учетом членов его семьи (супруга или детей) при условии, что они не имеют собственного жилья. Так, для одиноких граждан предоставляется жилое помещение не более 33 кв. м. общей площади, на семью из 2 человек - не более 42 кв. м., на семью из 3 и более человек - не более чем по 18 кв. м. на каждого члена семьи.

            Гражданам, состоящим на учете, приобретаются благоустроенные жилые помещения, которые передаются им по договору социального найма. При этом во многих городах и районах Ростовской области строят социальное жилье, а там где новое жилье не строится, жилые помещения приобретаются на вторичном рынке.

            В соответствии с общеобластным списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем в период с 2011 по 2013 годы, право на обеспечение жильем в указанный период имеют 1 тыс. 837 человек, из которых подлежат обеспечению в этом году - 781.

            В 2011 году из бюджета области на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлено 487,2 млн рублей, из федерального - 292,5 млн рублей, что позволит обеспечить 773 гражданина и членов их семей.

            В настоящее время проводится работа по формированию списка граждан, подлежащих обеспечению жильем в период с 2012 по 2014 годы, в который будут включены около 2 тысяч граждан.

            В целях недопущения случаев несвоевременной постановки детей-сирот на жилищный учет, жители области регулярно информируются в СМИ о порядке постановки детей-сирот на жилищный учет, проводится ежегодный мониторинг соблюдения сроков постановки на учет, осуществляются выездные проверки деятельности органов местного самоуправления в части ведения учета детей, нуждающихся в обеспечении жильем, а также качества приобретаемого жилья.

            - Сергей Борисович, новый учебный год, что называется, вступил в свои права. С какими проблемами в подготовке школ пришлось столкнуться в муниципальных образованиях?

            - В администрации области была сформирована межведомственная комиссия по приёму школ к началу нового учебного года. По состоянию на конец августа готовы принять школьников все 100% из запланированных средних образовательных учреждений.

            В этом году капитальный ремонт проведен в 5 школах области. Еще 7 школ будут сданы после ремонта в эксплуатацию до конца года.

            Конечно, проблемы в этой работе есть. Мы вместе с главами муниципальных образований будем трудиться над их разрешением. К примеру, в двух школах - в Семикаракорском и Орловском районах - недобросовестные подрядчики нарушили сроки проведения работ. Пришлось принять срочные жесткие меры. В результате сдача этих школ после капитального ремонта планируется в октябре этого года.

            Как я уже сказал, вопрос это очень непростой. В сентябре я буду проводить селекторное совещание по данной теме с муниципальными образованиями и конкретно разбираться по каждому случаю необоснованного затягивания сроков выполнения работ. Приглашаю и вас принять участие в этом совещании.

            Заканчивая наш разговор, могу сказать, что губернатор области перед нами поставил очень серьезные, амбициозные задачи на ближайшие годы по проведению капитального ремонта во всех аварийных школах и детских садах. Наши дети должны учиться в комфортных условиях как в городах, так и в сельской местности. Уверен, что задание Василия Юрьевича Голубева мы обязательно выполним.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще