Зампред правительства Северной Осетии Б.Джанаев: "В 2016г прогнозируем производство не ниже уровня 2015 года"

Зампред правительства Северной Осетии Б.Джанаев: "В 2016г прогнозируем производство не ниже уровня 2015 года"

             Промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство являются одними из сложных и важных составляющих в развитии любого региона. В Северной Осетии в этом году наблюдается снижение основных социально-экономических показателей, тем не менее, власти прикладывают усилия для выравнивания ситуации. Подробнее о сегодняшних проблемах в промышленности, строительстве и ЖКХ и перспективах их развития в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал вице-премьер правительства Северной Осетии, курирующий вопросы промышленности, строительства, топлива, энергетики и ЖКХ Борис Джанаев.

            - Борис Борисович, Вы курируете достаточно серьезные и социально значимые отрасли. Хотелось бы услышать о темпах капитального ремонта многоквартирного жилого фонда. В ходе последнего визита в Северную Осетию председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин рекомендовал руководству региона активизировать работу в части формирования фонда капремонта общего имущества в многоквартирных домах. Тогда отмечалось, что Северная Осетия находится в числе регионов с низким уровнем сборов на эти цели. Какая работа ведется в этом направлении?

            - Еще в 2013 году постановлением правительства Северной Осетии утверждена программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2038 годы". Для ее реализации создана специализированная некоммерческая организация "Региональный оператор РСО-Алания - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов". В прошлом году завершился ремонт 28 многоквартирных домов во Владикавказе, Дигоре, Моздокском и Правобережном районах, на сумму 68,66 млн рублей, комиссией подписываются акты приемки работ.

            Что касается вопроса повышения уровня сборов за капитальный ремонт, скажу следующее. По состоянию на ноябрь, уровень собираемости взносов по республике составил 11,1% от планового начисления. Этот показатель, конечно же, достаточно низкий, поэтому региональный оператор приступает к претензионной работе в отношении неплательщиков.

            Я считаю, что немаловажным является информирование населения о том, как реализуется такая важная программа, нужно разъяснять ее суть всеми доступными способами, работа с собственниками жилья должна приобрести системный характер.

            - Как реализуются региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда? Какие средства республика получила в текущем году, сколько планируется получить на будущий год? Что конкретно сделано в текущем году и какие планы на следующий?

            - В текущем году республика уже получила 179,17 млн рублей на реализацию программы 2015 года, из них освоено 108,97 млн рублей, что позволило расселить 73 семьи из 186 человек в Моздоке, Беслане и в селении Эльхотово. До 1 января 2016 года будет сдан в эксплуатацию 116-ти квартирный дом во Владикавказе и здесь новые благоустроенные квартиры "под ключ" получат 112 семей.

            По 2016 году ситуация следующая. В начале сентября текущего года наша республика первая среди всех субъектов страны подала заявку в Фонд содействия реформированию ЖКХ на реализацию программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2016-2017 годы. Рассчитываем получить 228,87 млн руб. При этом скажу, что изначально, согласно принятому порядку, регион получит 30% от заявленной суммы, а это - 68,66 млн рублей. Остальные получим по результатам заключения контрактов на строительство домов и подачи реестра контрактов в адрес Фонда.

            У нас поставлена задача - до 1 сентября 2017 года переселить из аварийного фонда 286 семей, или 762 человека, и предполагается за счет этого ликвидировать 13 тыс. 100 кв. метров жилья, непригодного для проживания. Программа, как известно, реализуется на принципах софинансирования, и по мере исполнения бюджета республика будет поэтапно выделять средства для строительного новых домов.

            - Какие, на Ваш взгляд, первостепенные вопросы необходимо решить для стабильной работы объектов ЖКХ?

            - Одной из основных проблем сферы ЖКХ является низкая грамотность населения в вопросах взаимоотношений между потребителем-собственником жилья, поставщиками коммунальных ресурсов и управляющими компаниями. Прибавьте к этому высокий уровень износа жилищного фонда, большой срок службы и аварийное состояние инженерного оборудования. Порядка 70% жилого фонда страны построено до 1970 года, износ основных фондов превышает 60%, энергоемкость услуг в 2,5-3 раза превышает показатели европейских государств. Вот спектр проблем, которые необходимо решать в ближайшем будущем.

            Хочу отметить, что в рамках решения первостепенных задач, в соответствии с федеральной целевой программой "Юг России", завершается реализация проекта "Фаныкдон". Это уникальный для республики проект. За счет самотечного водовода снижены затраты на добычу и поставку воды жителям Пригородного и Правобережного районов, а это - более 110 тыс. человек, и качественная питьевая вода поступает в многочисленные бюджетные учреждения - дома культуры, больницы, школы и детские сады. Указанная федеральная программа также предусматривает реконструкцию водопроводных сетей в населенных пунктах Дигорского и Ирафского районов, и впервые в два района направляется более 900 млн рублей, и главная цель в том, чтобы сети в этих районах отвечали нормативным требованиям. Безусловно, продолжим заниматься энергосбережением и газификацией населенных пунктов в горной части республики.

            - Какие прогнозы можно сделать сегодня по итогам деятельности предприятий в этом году? Как в непростых экономических условиях чувствует себя наша промышленность?

            - Кризис, несомненно, наложил свой отпечаток на работу промышленных предприятий, на каждую отрасль по-разному. Однако отмечен рост производства в легкой промышленности, металлургии, химической промышленности - на это положительно повлияло изменение курса рубля. Вместе с тем ухудшилось положение в машиностроительной отрасли. Со снижением объемов перевозок железнодорожным транспортом соответственно упали объемы заказов у ОАО "Владикавказский вагоноремонтный завод им. С.М. Кирова". Продолжает оставаться на подъеме добывающая промышленность. Наш щебень, доломит пользуются устойчивым спросом, несмотря на кризис.

            На сегодняшний день инвестиции в промышленность осуществляются в основном за счет собственных средств организаций. Многим из них кредиты остаются недоступными. Банки выдвигают трудновыполнимые дополнительные условия кредитования. Залог имущества - (возможен - ИФ) на сумму, в два раза превышающую сумму кредита. Это заставляет предприятия отказываться от заемных средств. Программы развития, планы, нацеленные на перспективу, приходится сворачивать.

            В этой связи огромные надежды возлагаются на реализацию государственной программы "Социально-экономическое развитие СКФО" на период до 2025 года, в которой предполагается поддержка социально-значимых для республики проектов на условиях софинансирования из федерального бюджета. За счет средств этой программы планируется оказать поддержку ООО ВТЦ "Баспик", ОАО "Кавдоломит", ОАО "Победит", ОАО "Завод строительных изделий и материалов".

            Учитывая общую ситуацию в экономике, в будущем году промышленность республики ждут нелегкие времена, тем не менее, мы прогнозируем объемы промышленного производства не ниже уровня 2015 года.

            - Что, на Ваш взгляд, промышленности республики даст законопроект "О промышленной политике в РФ"? Какие предстоят нововведения?

            - Этот закон дает, прежде всего, системное видение развития промышленности на 20-30 лет вперед. Он позволит выделить преференции в секторах промышленности, простимулирует инвестиции, льготы инновационным предприятиям, выстроит систему индикативного планирования в промышленности. Закон вводит новые инструменты поддержки промышленности, например, создание государственных фондов развития. На федеральном уровне он уже создан, и теперь предприятия могут на конкурсной основе получить кредиты под 5% годовых на реализацию проектов в тех областях, которые критически важны для России.

            Я считаю, что у наших предприятий появляется реальный шанс для активного движения вперед за счет перевооружения, внедрения новых технологий и использования высокопроизводительного оборудования.

            - Расскажите, пожалуйста, о формировании дорожного фонда, разработке социальных программ по линии комитета дорожного хозяйства.

            - Дорожный фонд республики формируется за счет доходов от акцизов на нефтепродукты, транспортного налога и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. На будущий год эта цифра по уточненному плану составит более 1,8 млрд рублей. Указанные средства пойдут на строительство, реконструкцию, содержание и ремонт дорог регионального и межмуниципального значения, а также на субсидии бюджетам городского округа Владикавказа и муниципальных районов на дорожную деятельность в отношении дорог общего пользования местного значения.

            Два года назад была утверждена государственная программа Северной Осетии "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на период до 2022 года". Ее основные акценты - обеспечение транспортной доступности объектов туристического комплекса, наиболее значимых объектов производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

            К примеру, реконструкция автодороги "Чикола- Мацута- Комы-Арт" позволяет не только комфортно доезжать до живописного ущелья с идеальными условиями рекреации, но и позволит оживить небольшие горные села. Для этой дороги предусмотрены три пусковых комплекса с учетом сложного рельефа горной местности. Количество туристов обязательно увеличится, когда будем сдан объект "Подъезд к Бремсбергу", при завершении реконструкции дороги, ведущей к известному в России горно-лыжному курорту "Цей".

            Надо отметить, что применительно к Цею одной из важных задач является обеспечение бесперебойного и безопасного транспортного сообщения с горным курортом, особенно зимой, когда наблюдается повышенный транспортный поток, имеется опасность схода лавин, требуются постоянные усилия по расчистке автомобильной дороги.

            Рассчитываем, что поэтапная масштабная реконструкция автодороги к горно-рекреационному комплексу "Цей" позволит привести ее в нормативное состояние.

            Кроме того программа предполагает модернизацию и реконструкцию участков дороги "Владикавказ- Чикола-Лескен II", принимающей основные потоки автотранспорта, и эта дорога проходит по четырем сельским районам. Планируется строительство и реконструкция искусственных сооружений - мостовых переходов через реку Ардон на автодороге "Транскам-Архон" и через реку Дур-Дур.

            - Какие наши объекты включены в федеральную программу "Развитие транспортной системы России"?

            - В подпрограмму "Гражданская авиация" этой федеральной программы на сегодняшний день включены реконструкция аэродромных покрытий и замена светосигнального оборудования в аэропорту "Владикавказ"; второй этап реконструкции, включающий в себя строительство взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием, системы электроснабжения, рулежных дорожек, мест стоянки, замену светосигнального оборудования, реконструкцию ограждения аэродрома с охранной сигнализацией и патрульной автодорогой.

            Работы на объекте ведутся. Буквально на днях международный аэропорт "Владикавказ" принял первый вечерний рейс с пассажирами из аэропорта "Внуково". Это стало возможным после сдачи в эксплуатацию светосигнального оборудования. Теперь аэропорт сможет принимать вечерние рейсы и, при необходимости, работать в круглосуточном режиме.