Проблема состояния жилищно-коммунального хозяйства актуальна для всей России. Не является исключением и Краснодарский край. О том, как решаются вопросы ЖКХ на Кубани, какие меры принимаются для того, чтобы улучшить качество предоставляемых в этой сфере населению услуг и что в данном направлении делается на законодательном уровне, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказала заместитель председателя комитета по вопросам экономического развития, промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Законодательного собрания Краснодарского края Светлана Хобленко.
- Светлана Александровна, как Вы оцениваете состояние жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края?
- А как сегодня можно оценить состояние жилищно-коммунального хозяйства? Как во всей стране – очень нелегким. И поэтому меня лично очень радует, что 23 ноября на Государственном совете состояние и проблемы ЖКХ стали предметом пристального внимания участников его участников, и, прежде всего, президента России Дмитрия Медведева. В субъектах давно назрели поднятые там вопросы, мы их видим, но, к сожалению, без единой государственной политики решить эти вопросы внутри отдельно взятого региона невозможно.
- Какие проблемы есть в данной сфере в Краснодарском крае? Каковы пути их решения?
- Жилищно-коммунальное хозяйство любого субъекта представляет собой одну из крупнейших отраслей, обладающих колоссальным инвестиционным потенциалом, без привлечения которого нормального функционирования отрасли, обеспечения растущих потребностей предприятий и населения в коммунальных услугах достичь практически невозможно. Речь идет, прежде всего, о строительстве мусороперерабатывающих комплексов, строительстве и реконструкции магистральных водоводов, разводящих сетей, строительстве водозаборов и так далее.
К сожалению, пока привлечение инвестиций в отрасль идет очень слабо. На это существует ряд причин. Прежде всего, длительность срока окупаемости проектов от 5 до 15 лет и, как следствие, продолжительный возврат вложенных инвестором средств. Кроме того, тарифная система коммунального комплекса не гарантирует инвестору возврат вложенных средств, а значит, не позволяет определить перспективы их вложения.
Серьезной проблемой являются высокие проценты по кредитам в российских банках и низкая оценка залоговой базы имущества предприятий при оформлении кредитных договоров. Сюда же можно добавить отсутствие расчетов оценочной стоимости имущества предприятий ЖКХ, что является одной из причин существования бесхозных коммунальных сетей. Также проблему создают административные барьеры при получении земельного участка, затянутая процедура оформления правоустанавливающих документов, в том числе при переводе земель из одной категории в другую.
Без решения этих вопросов говорить, на мой взгляд, о модернизации отрасли рано. Кроме того, я уверена, что на успех можно рассчитывать лишь тогда, когда реформа ЖКХ будет продуманно встроена в единую государственную социально-экономическую политику страны в целом. Этого, к сожалению, сегодня нет. И поэтому мы говорим, что в самой важной жизнеобеспечивающей отрасли скопилось множество проблем.
Главная из них, пожалуй, это высокий уровень износа инженерных сетей и оборудования. И опять-таки, решать эту проблему надо и привлечением бизнеса, и стимулированием граждан на содержание своего имущества.
В крае сегодня работают два крупных частных оператора - ОАО "Евразийский" и ОАО "Росводоканал", которые намерены инвестировать в развитие коммунальной инфраструктуры более 10 млрд рублей. Безусловно, это позволит уменьшить износ сетей, выровнять качество условий проживания и коммунального обслуживания в больших и малых городах и поселках края.
Но, к сожалению, пока проблема воспроизводства основных фондов жилищно-коммунального хозяйства не решена. В отрасли затраты на производство коммунальных услуг выше нормативных, что негативно отражается на финансовом состоянии предприятий, приводит к их убыточной деятельности.
В рамках полномочий, определенных законодательством Российской Федерации, организация в границах поселения коммунальных услуг населению отнесена к вопросам местного значения. Они же являются собственником имущества. Это подразумевает ответственность органов местного самоуправления за состояние отраслевых предприятий и коммунальной инфраструктуры.
- Насколько эту ответственность осознают руководители муниципальных образований?
- Там, где руководители муниципальных органов власти заинтересованы в формировании единой социальной и финансовой политики по отношению к предприятиям жилищно-коммунального комплекса, там отмечается положительный результат. Там правильно решаются вопросы тарифной политики. А для предприятий ЖКХ тарифы – основной источник доходов, и от того, насколько они возмещают затраты, зависит их финансовое состояние. Пока же в большинстве предприятий ЖКХ края поступающие доходы по действующим тарифам не обеспечивают покрытие затрат.
Практически нет ни одного муниципального образования, где велся бы анализ объема поставленных и использованных на территории коммунальных ресурсов, где велся бы учет потерь по объектам, сумма начисленных платежей и размер задолженности по оплате за коммунальные услуги. Причем мониторинг этих показателей должен быть помесячный, а не раз в году по необходимости.
Еще достаточно муниципальных образований, которые не пересматривали своевременно тарифы на ЖКУ или пересматривали, но их уровень не соответствовал экономически обоснованному. Как результат – скачок в стоимости тарифов и обоснованное возмущение населения, убыточная деятельность предприятий, отсутствие средств на модернизацию и обновление основных фондов.
Стратегия развития края предусматривает, что к 2020 году мы обязаны обеспечить собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества, доступных по своей стоимости. Так что повторюсь, но еще раз скажу, что без изменения отношения к этим вопросам в органах местного самоуправления, надеяться на должный результат не приходится.
- А в целом выход из создавшейся ситуации существует?
- Думаю, да. Давайте подумаем. Наверно, нужна система, обеспечивающая заинтересованность муниципалитетов в решении этих вопросов. К примеру, выделять средства краевого бюджета на решение социально значимых вопросов, прежде всего, в те муниципальные образования, которые сами достигают в своей деятельности положительных результатов, в том числе и в проведении реформ на своей территории. Это раз.
Наверно, было бы правильным законодательно закрепить ответственность органов местного самоуправления как основных собственников имущества за состояние отраслевых предприятий и коммунальной инфраструктуры. Обязать завершить работу по инвентаризации и паспортизации имущества предприятий ЖКХ. Без проведения этой работы инвестора привлечь в отрасль будет очень сложно. Это два.
Воспитывать чувство собственника у основного потребителя коммунальных услуг – населения, повышать у него ответственность (в том числе и на законодательном уровне) за содержание своего имущества и требовательность к организациям, предоставляющим ему услуги за их качество. Активно привлекать для этого общественность в лице ТОСов, квартальных, иных некоммерческих организаций. Это три.
Ну и, конечно, программно-целевой метод модернизации коммунального хозяйства, повышения его энергоэффективности с учетом финансирования отрасли из различных уровней бюджетов с привлечением средств населения от краевого уровня до уровня сельских поселений и четкий контроль за реализацией программ. Для начала этого хватит.
- Что делает депутатский корпус Краснодарского края в данном направлении?
- Я должна отметить, что, несмотря на все трудности, с 2006 года жилищно-коммунальная отрасль вышла на путь рентабельной работы. Постепенно снижается удельный вес убыточных предприятий. Только за последние три года он снизился на 3,2% (с 20,1% в 2007 году до 16,9 % в 2010 году).
Отмечается ежегодный рост доходов в консолидированный бюджет края по отрасли ЖКХ. К уровню 2007 года поступления увеличились в 1.4 раза.
Успешно реализуется принцип государственно-частного партнерства как наиболее эффективного способа управления социально-значимыми объектами инфраструктуры. С 2007 года количество предприятий частной формы собственности в отрасли ЖКХ края увеличилось на 15,2% (с 27,9 % в 2007 году до 43,1 % в 2010 году). Это в свою очередь дало возможность краю успешно сработать в рамках федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и привлечь максимально возможные средства на капитальный ремонт жилого многоквартирного фонда и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Все это стало возможным благодаря слаженной работе всех ветвей власти - и Законодательного собрания края, и администрации края (прежде всего департамента жилищно-коммунального хозяйства), и муниципальных образований края.
В крае успешно реализуются целевые программы, такие как программа "Развитие систем наружного освещения населенных пунктов Краснодарского края", программа антикризисных мер в жилищно-коммунальном хозяйстве края, адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда". Проводится краевой конкурс на звание "Самый благоустроенный город, станица Кубани".
Особое внимание уделяется подготовке кадров, обеспечивающих реализацию коммунальной реформы на территории края. На базе Законодательного собрания края, в рамках постоянно-действующего обучающего семинара, прошли обучение депутаты районных советов и сельских поселений, главы муниципальных образований. Эта форма работы с органами местного самоуправления имеет обратную связь и дает возможность корректировать действия власти, в том числе на законодательном уровне.
Осуществляется контроль по выполнению органами местного самоуправления действующего законодательства. Прежде всего, через рассмотрение вопросов на сессии Законодательного собрания края – к таким контрольным можно отнести вопросы о ходе реализации на территории края федерального закона № 185-ФЗ о проведении капитального ремонта многоквартирных домов, о поддержке товариществ собственников жилья о реализации законодательства по предоставлению ритуальных услуг на территории края. Регулярно заслушиваются отчеты руководителей, в том числе и отрасли ЖКХ, на планерных совещаниях, заседаниях комитета. Это вопросы водоснабжения населения, реализации антикризисных мер в ЖКХ, вопросы управления многоквартирными домами и многие другие. Наш комитет провел большую работу по выявлению бесхозных сетей в муниципальных образованиях городов и поселений края с целью постановки их на баланс муниципалитетов.
Кроме того, в конце каждого квартала депутаты Законодательного собрания края, работая в своих избирательных округах, встречаются с избирателями, разъясняют политику края по важным направлениям, и, конечно же, в сфере ЖКХ. Отвечают на вопросы, принимают предложения и замечания. Потом отчеты депутатов анализируются, намечаются конкретные меры по вопросам, требующим рассмотрения на краевом уровне.
- Светлана Александровна, для многих регионов России актуальной является проблема водоснабжения. Как с этим обстоит дело в Краснодарском крае? Как решаются вопросы водоснабжения в регионе?
- Действительно, как и во всех регионах России, это одна из главных наших проблем, требующая особого внимания. Сегодня услугами центрального водоснабжения обеспечено почти 82 % от общей численности населения края. Общая протяженность водопроводных сетей составляет 24,5 тыс. км, при этом большая часть водоводов и разводящих сетей находится в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, 70% сетей выработали свой ресурс, 47,5% от их общего количества или 11,6 тыс. км являются аварийными.
Практически ежегодно на исправление данной ситуации предусматриваются расходы в краевом бюджете, идет реконструкция сетей, принимаются меры аварийного порядка. Но мы понимаем, что без системности в этой работе толку не будет. Поэтому с 2011 года начинает действовать одна из важнейших целевых программ – "Развитие водоснабжения населенных пунктов Краснодарского края" с объемом финансирования 500 млн рублей.
- Планируется ли в 2011 году реализовать в регионе новые законодательные инициативы, связанные с работой вашего комитета?
- Любая реформа останется на бумаге, если она не будет понятна населению, не будет им принята. Мы видим сейчас свою задачу, прежде всего, в том, чтобы помочь нашим избирателям с этим справиться. Что и говорить, вопросов, требующих изменения действующего законодательства больше, чем достаточно. Главное, чтобы все отношения между поставщиками коммунальных услуг, ресурсов и их потребителями выстраивались на доверительных отношениях, честно и принципиально. Максимально прозрачно.
Мы считаем, что потребители услуг должны иметь право на заключение прямых договоров с их поставщиками, а не через организации, подобные ТСЖ и иным некоммерческим кооперативам. Тогда исчезнет так называемая коллективная ответственность за нерадивого потребителя услуг. Кто не платит, тому и предъявляйте требования и санкции. Добросовестный плательщик за потребленные кем-то услуги страдать не должен. Как не должны нести ответственность за потери в коммунальных сетях те граждане, кто установил в своих квартирах приборы учета, экономит энергоресурсы. Управляющие компании должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение договора на управление многоквартирным домом, за нецелевое использование средств, поступивших от собственников квартир в качестве оплаты за потребленные коммунальные услуги.
На последней сессии Законодательного собрания края в ноябре текущего года депутатами было принято Обращение к заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Козаку с просьбой инициировать изменения в федеральное законодательство, исключающие подобные явления. Мы не исключаем, что в рамках предоставленных субъектам полномочий, комитет будет инициировать принятие краевого закона, регулирующего эти вопросы.
Другим важным направлением в своей работе мы считаем вопросы, связанные с обращением твердых бытовых отходов на территории края. Разработана краевая целевая программа на 2009-2013 годы. На 2011 год предусмотрено финансирование в сумме 54 млн рублей. Но это только начальный этап. Трудность реализации этого важного направления не столько в отсутствии серьезного инвестора или наличия земельных участков, сколько в работе с населением. Не сформировав достаточную культуру населения, не внедрив на начальном этапе потребность в сортировке бытового мусора, двигаться дальше будет трудно. Над этим работаем, и, прежде всего, на уровне муниципальных образований, городов и поселений края.
Запланированы такие важные направления в работе комитета как строительство доступного жилья населению, решение жилищных вопросов многодетных семей и бюджетников, иных льготных категорий людей, прежде всего детей-сирот.
Продолжим работу по внедрению в крае строительных технологий быстровозводимого жилья, социальных объектов, таких как детские садики, фельдшерско-аккушерские пункты для поселений, по решению вопросов водоснабжения, реконструкции и капитального ремонта внутрипоселковых дорог и многих других.
Здесь очень важно не то, что вопросов, которыми занимается комитет, много, а то, что все они – жизненно важные. Это и ответственность особая, это и великий стимул к работе. Поэтому в качестве результата хотелось бы видеть улучшение благосостояния населения нашего края.