Москва. 25 апреля. ИНТЕРФАКС - Российские авиакомпании просят правительство увеличить тарифы на субсидируемые перелеты на Дальний Восток, в Калининград и Крым, пишет газета "Коммерсантъ".
Как выяснила газета, Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупных авиаперевозчиков) попросила замминистра транспорта Валерия Окулова провести пересмотр тарифов в рамках этих трех программ субсидирования. В письме АЭВТ поясняется, что программы действуют исключительно в высокий сезон, вынуждая авиакомпании, несмотря на наличие спроса, "отдавать доходные места под социальные проекты по заведомо низким тарифам". Аэропорты повышают ставки сборов, ссылаясь на инфляцию и другие факторы, а тарифы на субсидируемые перевозки не меняются, в итоге перевозчики фактически несут убытки на социально значимых перевозках, следует из письма. В качестве решения проблемы президент АЭВТ Владимир Тасун предложил обсудить дифференциацию тарифов "в соответствии с уровнем инфляции" и с участием авиакомпаний, Росавиации и Минтранса.
В 2015 году в России было пять программ господдержки авиаперевозок - на Дальний Восток, в Калининград, Крым, Поволжье и Сибирь. Квота льготных мест на рейсе должна составлять не менее 30%. В 2016 году на это выделено около 9 млрд руб., как и годом ранее, когда было перевезено около 1,7 млн льготных пассажиров из пассажиропотока 93 млн человек. В Росавиации уточнили, что в 2014-2016 годах на субсидирование полетов с Дальнего Востока выделялось по 3,3 млрд руб. В программе участвуют "Аэрофлот" (MOEX: AFLT), авиакомпания "АЛРОСА" (MOEX: ALRS), S7, "Уральские авиалинии" (MOEX: URAL), "ЮТэйр" (MOEX: UTAR), "Якутия" и другие. На полеты из Москвы и Петербурга в Калининград субсидии составили 468 млн руб. в 2014 году, 420 млн руб. - в 2015-м и 462 млн руб. - в 2016 году (летают "Аэрофлот", Red Wings, S7, "ЮТэйр", "Уральские авиалинии" и "Нордавиа"), на крымскую программу выдано 670 млн руб. в 2014 году и 611 млн руб. в 2015 году. В 2016-м субсидия снизится до 600 млн руб., но льготы получат только малоимущие слои населения. Крымские субсидии получает большинство крупнейших авиакомпаний. Источник "Коммерсанта", знакомый с ситуацией, связал сокращение субсидий с общим секвестром бюджета, поддержка перелетов с Дальнего Востока не падает "в связи с удаленностью региона и необходимостью поддержки стабильного транспортного сообщения". При этом "Аэрофлот" по всем трем программам летает по "плоским тарифам" с фиксированной стоимостью билетов в экономклассе.
В S7 изданию сообщили, что поддерживают идею о пересмотре тарифов, поскольку себестоимость перевозки ежегодно растет, такой же позиции придерживаются в Red Wings. Источник газеты в одной из авиакомпаний, участвующей в программах, отметил, что для наибольшей эффективности перевозчики устанавливают субсидированные тарифы в начале и конце сезона - "для поддержания спроса".
Собеседники "Коммерсанта" в авиакомпаниях, летающих на Дальний Восток, говорят, что субсидированные тарифы здесь "примерно на 15-20% ниже себестоимости", поэтому вопрос увеличения "давно назрел". Цена билета в одну сторону из Москвы во Владивосток, Якутск, Магадан, Петропавловск-Камчатский - 6-7,5 тыс. руб., аналогичная сумма выплачивается как субсидия перевозчику. В то же время доходная ставка компаний при субсидированных полетах из Калининграда выше, чем на рейсах в Крым. В Калининград тариф в одну сторону - 3,8 тыс. руб., а субсидия - 2,3 тыс. руб., тарифы на примерно аналогичном маршруте Симферополь - Воронеж - 2,5 тыс. руб. при субсидии 2 тыс. руб.
Источник в отрасли считает, что помимо увеличения тарифов "надо в целом скорректировать подход к организации программ". Например, можно было бы субсидировать полеты на курорты в низкий сезон, сбалансировав ценовую политику авиакомпаний, которые стремятся за счет высоких тарифов летом получить выручку для поддержания деятельности в оставшиеся девять месяцев.
Ри аш
MOEX$#&: AFLT, ALRS, URAL, UTAR