ОТЭКО в 2024г снизила перевалку угля вдвое - до 12 млн т, в 2025г ждет ее роста до 40 млн т

Краснодар. 17 января. ИНТЕРФАКС - Таманский терминал навалочных грузов (ТТНГ) группы "ОТЭКО" в порту Тамань по итогам 2024 года отгрузил более 12 млн тонн угля, сообщил "Интерфаксу" коммерческий директор по развитию навалочного бизнеса "ОТЭКО" Александр Гаганов.

"В 2024 году навалочный терминал "ОТЭКО" в порту Тамань отгрузил более 12 млн тонн угля. В тройку лидеров стран-получателей вошли Турция, Индия и Китай, активно развивающиеся страны Глобального Юга. Среди факторов, ограничивших возможности перевалки при проектной мощности терминала более чем в 70 млн тонн сухих грузов в год, можно отметить негативную динамику на сырьевых рынках, падение мировых цен по сравнению с уровнями 2022 и 2023 годов", - отметил Гаганов.

В 2023 году на Тамань пришлось более 13% экспорта угля из РФ, терминал перевалил почти 26 млн тонн угля. Таким образом, в 2024 году показатель снизился более чем в два раза.

Коммерческий директор подчеркнул, что в последний квартал 2024 года динамика отгрузок была позитивной, наблюдался стабильный рост от месяца к месяцу. "В декабре в сторону порта Тамань было отгружено почти в 2 раза больше угля, чем в ноябре. Терминал впервые за сложный 2024 год преодолел планку в 2 млн тонн по отгрузкам на железной дороге", - отметил он.

По его словам, это стало результатом активной работы по реформированию взаимоотношений в логистической отрасли и поиску совместных решений сложных вопросов.

"На 2025 год мы отслеживаем позитивный логистический тренд и рассчитываем достичь объема перевалки на уровне 40 млн тонн. Со своей стороны, мы создаем для этого все условия: внимательно прислушиваемся к рынку, находимся в постоянном контакте с партнерами, производителями, экспортерами и потребителями угля, операторами подвижного состава, ведем активную работу по переформатированию отношений с главным перевозчиком, проявляем гибкость в тарифной политике", - сказал Гаганов.

Он подчеркнул, что компания уже наблюдает положительную динамику по отгрузке угля.

"На январь перевозчик согласовал "ОТЭКО" доставку угля на уровне более 2,5 млн тонн. Но и это не предел. Некоторую роль играет фактор сезонности, но главное - мы видим устойчивый спрос со стороны развивающихся стран Глобального Юга. Так, несмотря на рост собственной добычи в Индии и Китае, значительная доля их потребления угля приходится на импорт. И спрос на российский уголь, который по соотношению цена-качество сейчас один из лучших в мире, будет увеличиваться. Еще один хороший пример - республика Вьетнам. Если в 2023 году Вьетнам был на 9 месте в списке стран, куда направляется уголь из Тамани, в 2024 он поднялся на 3 позиции, а в 2025 году отгрузки потребителям Вьетнама будут увеличены. Преимущества южных российских портов и Азово-Черноморского торгового пути при развитии экспорта в страны Глобального Юга очевидны, поэтому мы видим восходящие тренды", - пояснил коммерческий директор.

Отвечая на вопрос о возможном пересмотре тарифов на перевалку угля в текущем году, Гаганов сказал, что "мы внимательно следим за рынками, динамикой изменений и находимся в постоянном контакте со всеми участниками сложной логистической цепочки".

"Каждый месяц мы получаем заявки на перевалку более чем на 5 млн тонн. Высокое количество заявок от грузоотправителей служит признаком того, что наша ставка конкурентоспособна. Тарифы, как известно, диктуются рыночной ситуацией. Изменения в тарифной политике возможны, но в своей работе мы придерживаемся клиентоориентированности и планируем совместную работу с учетом текущей динамики стивидорного бизнеса", - резюмировал он.

Как сообщалось, в начале 2024 года после отказа угольных компаний из-за высоких тарифов отправлять груз в адрес терминала "ОТЭКО" в порту Тамань перевалка угля почти остановилась.

"Российские железные дороги" во втором квартале 2024 года оценивали возможные потери объемов погрузки из-за приостановки поставок угля в порт Тамань в 6,5 млн тонн, что составляет 20% всех перевозок в направлении портов юга. В группе "ОТЭКО" тогда сообщали, что компания снизила тарифы на перевалку угля.

В августе ФАС России возбудила антимонопольное дело в отношении ООО "ОТЭКО-Портсервис" (оператор Таманского терминала навалочных грузов), тарифы компании признаны экономически необоснованными.

"ОТЭКО" - крупнейший частный инвестор в портовую инфраструктуру на юге России, развивающий стивидорный бизнес по нескольким направлениям: перевалка навалочных грузов, зерновых культур, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также нефтепродуктов и СУГ. Терминал по перевалке навалочных грузов имеет проектную мощность 70 млн тонн в год, в том числе 50 млн тонн угля.