Путин: Недавний шторм не должен изменить сроки ввода в строй грузового морского порта Сочи

Сочи. 25 декабря. ИНТЕРФАКС - Грузовой морской порт Сочи, строящийся к Олимпиаде, должен быть сдан вовремя, несмотря на последствия недавнего шторма.

Такую задачу перед заказчиками, подрядчиками, проектировщиками и строителями поставил премьер-министр РФ Владимир Путин.

В пятницу он осмотрел строящийся порт и те повреждения, которые нанесла ему стихия. 14 декабря шторм смыл три из 15 построенных секций мола, который должен был защитить бухту, и еще пять секций разорвал. В результате уцелели только семь секций. Кроме того, затонула разгрузочная платформа "Ирбис", стоимость которой, по некоторым данным, составляет около 4 млн евро, а также несколько грузовых подъемных кранов, были повреждены уже построенные причалы. Настоящая трагедия разыгралась на водолазном боте "Норд", стоявшем на рейде, недалеко от строящегося порта. Он перевернулся и затонул, трое матросов бота до сих пор считаются пропавшими без вести.

Осмотрев схему строящегося порта и выслушав пояснения о происшедших разрушениях, премьер-министр прежде всего поинтересовался нанесенным ущербом: "Сколько это стоит?"

По словам руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Александра Давыденко, причиненный ущерб составляет около 500 млн рублей. Как объяснили В.Путину, строящийся порт был застрахован в Ингосстрахе.

По словам председателя правительства, сегодня перед строителями порта стоят две основные проблемы - это финансирование и сроки.

Как заверили премьер-министра заказчики строительства (порт строится на основе частно-государственного партнерства: со стороны государства заказчиками выступают Федеральное агентство морского и речного транспорта и ФГУП "Росморпорт", а со стороны бизнеса - компания "Базовый элемент" - ИФ), ущерб, причиненный стихией, не должен привести к затягиванию строительства.

Первая очередь порта, которая позволит принимать 2 млн грузов, должна была быть введена в строй сегодня - 25 декабря. Теперь ввод ее в эксплуатацию отодвигается на месяц. "Подрядчики уверяют, что сдвиг будет небольшой", - сказал А.Давыденко.

В целом, как заверили премьер-министра заказчики и руководители строительства, порт должен быть введен по графику - в ноябре 2010 года.

В.Путин поинтересовался у вице-премьера Дмитрия Козака, как случившееся может повлиять на строительство олимпийских объектов, имея в виду большой объем грузов, предназначенных для олимпийских строек, которые должны проходить через этот порт. Как пояснил Д.Козак, необходимо будет рассчитать, потребуется ли замещение грузового порта железнодорожным транспортом. Со своей стороны министр транспорта Игорь Левитин не исключил, что возможны некоторые изменения.

"Давайте договоримся так, что сдвигать мы ничего не будем, а сделаем все, как было установлено", - сказал В.Путин.

В свою очередь директор строительства Владимир Шеянов на вопрос премьера, укладываются ли строители в план-график, заверил, что к ноябрю 2010 года они должны успеть.

Говоря о причинах случившегося, А.Давыденко отметил, что одной из причин стала необычайная высота волн - около 12 метров, которая бывает в этих местах не чаще, чем раз в сто лет.

По данным местной прессы, проектировщики порта признали, что в своих расчетах исходили из максимальной высоты волны семь с половиной метров и теперь должны будут доработать проект с учетом произошедшего ЧП.

"Мы собираем экспертную группу, где будет не два проектировщика, а 10 самых лучших, и к 15 января они обещают дать свои предложения по усилению конструкций", - сказал А.Давыденко.

На это премьер заметил, что при проектировании надо было иметь в виду, что зимой в этой местности бывают сильные шторма.

Глава "Базового элемента" Олег Дерипаско заметил, что "метеослужба предупредила, когда уже шторм начался, через два часа".

"Если бы они предупредили раньше, то с точки зрения конструкций последствия были бы те же самые. Другое дело, что не было бы людской трагедии", - отметил В.Путин.

По словам О.Дерипаски, семьям матросов, пропавших без вести, компания оказала материальную помощь. "Людям мы помогли", - сказал он.

Осмотрев порт, В.Путин отправился на совещание о ходе строительства и проектировании олимпийских объектов.

Порт Cочи "Имеретинский", строящийся для приема строительных грузов в рамках подготовки к Олимпиаде 2014 года, пострадал в ночь с 13 на 14 декабря от шторма.

В результате незначительно сместились сроки ввода в эксплуатацию первой очереди инвестиционной части строительства порта. При этом запуск первых двух причалов из 8-ми в эксплуатацию запланирован на апрель 2010 года. Предполагается, что работы по доставке и установке портовых мобильных кранов Liebherr на этих причалах завершатся в январе 2010 года. Причалы позволят порту принимать грузы, включая инертные, цемент и генеральные грузы, необходимые для строительства олимпийских объектов.

После 2014 года на месте порта планируется создание марины на 600-700 стояночных мест для яхт, включая специальные причалы для мега-яхт и объекты береговой инфраструктуры. Также на территории марины предусматриваются коммерческая и рекреационная зона.

Строительство порта в устье р. Мзымта с последующим перепрофилированием в яхтенную марину является одним из проектов управляющей дирекции Портовый Бизнес компании "Базовый Элемент". Генподрядчиком инвестиционной части строительства порта является компании "Трансстрой" (входит в строительный дивизион "БазЭла")

В сентябре 2009 года "БазЭл" подписал меморандум о намерениях с мировым оператором марин Island Global Yachting (IGY), целью которого является заключение договора об управлении IGY яхтенной мариной. Стороны рассматривают возможность участия IGY в строительстве этого объекта в качестве соинвестора. Ожидается, что инвестиции в перепрофилирование порта в марину составят от 1 млрд до 1,5 млрд рублей.