Россияне поверили в кризис, они боятся потерять работу и экономят на продуктах и телефоне - Nielsen

Москва. 24 апреля. ИНТЕРФАКС - Негативные изменения в российской экономике коснулись подавляющего большинства россиян и заставили их экономить на всем, начиная с продуктов питания и телефонных разговоров и заканчивая отпуском и одеждой, свидетельствуют данные исследования компании Nielsen, которая ведет мониторинг тенденций на потребительском рынке России в условиях непрерывных изменений в экономике.

   По данным исследования Nielsen, проходившего с 19 марта по 2 апреля, в настоящее время 92% россиян считают, что страна переживает период рецессии (полгода назад таких было лишь 49%). При этом каждый третий (29%) из них считает, что Россия выберется из кризиса в следующие 12 месяцев.

   Основной угрозой для своего благоденствия россияне считают потерю работы. Это главный источник для беспокойства 23% опрошенных, причем 84% респондентов оценивают свои перспективы на рынке трудоустройства как "плохие" или "не слишком хорошие". Полгода назад пессимистов было почти в два раза меньше - 44% опрошенных.

   Рецессия заставила россиян произвести переоценку своих "активов" и пересмотреть свое покупательское поведение. В октябре 2008 года 60% говорили, что с личными финансами у них все хорошо, а 7% - что просто отлично. Сегодня каждый второй (52%) российский потребитель оценивает свое финансовое состояние как плохое или не слишком хорошее.

   Семь процентов участников онлайн-исследования сообщили, что у них не остается свободных средств после основных расходов на проживание и оплаты коммунальных услуг, что ниже, чем в среднем по миру (13%). Но тенденция не внушает оптимизма: еще полгода назад на отсутствие свободных средств жаловались лишь 2% опрошенных в РФ.

   Как следует из отчета Nielsen, 44% опрошенных россиян сообщают, что перешли на покупку более дешевых продуктов питания, что в два раза больше, чем в октябре 2008 года (20%). Экономить на телефонных звонках стал теперь каждый третий (33%) опрошенный, что в три раза больше, чем полгода назад.

   Около 77% участников исследования Nielsen в России планируют по завершению кризиса сохранить приобретенные привычки к экономии, а 23% опрошенных говорят, что с удовольствием вернутся к прежнему уровню трат и не будут экономить так, как вынуждены делать это сегодня.

   Меньше всего потребителям в России нравится экономить на одежде, отпуске, телефонной связи и продуктах питания. Если сегодня 44% сообщают, что перешли на более дешевые бренды продуктов питания и других товаров повседневного спроса, то сохранить эту привычку намерены лишь 14% опрошенных. На ежегодном отпуске, по данным на март 2009 года, экономят 32%, а после кризиса на этой статье планируют экономить лишь 7% респондентов. Если сегодня покупать меньше одежды стали 65% участников, то после кризиса готовы сохранить такую прагматичную привычку лишь 13% опрошенных.

   Согласно данным глобального онлайн-исследования Nielsen, индекс потребительского доверия в России весной этого года впервые упал ниже средней отметки по миру, составив лишь 75 пунктов. Индекс потребительского доверия обрушился по сравнению с октябрем 2008 сразу на 29 пунктов, чего не наблюдалось ни в одной из стран за последние две волны исследования.

   Глобальный индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen дважды в год на основе данных онлайн-опроса потребителей, исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары. В ходе последней волны исследования Nielsen опросила свыше 25 тыс. регулярных интернет-пользователей в 50 странах мира, включая Россию. Служба финансово-экономической информации finance@interfax.ru business@interfax.ru