Москва. 24 апреля. ИНТЕРФАКС - Россияне во время кризиса будут предпочитать квас другим безалкогольным напиткам, а кофе - чаю. Такой вывод сделали аналитики компании Euromonitor International в исследовании рынка FMCG, презентация которого состоялась в четверг в Москве.
Как заявил аналитик Euromonitor International Виталий Владыкин, "в кризис потребители будут обращаться к тем продуктам, которым доверяют, и, прежде всего, к национальным, в сегменте безалкогольных напитков - это квас".
В сегменте горячих напитков, по его словам, более динамично будет развиваться рынок кофе. "В России потребление чая постепенно трансформируется в культуру потребления кофе, - отметил он. - Рынок кофе растет в связи с тем, что на него приходят ведущие мировые игроки". По прогнозу Euromonitor, темпы роста рынка кофе составят 4% в год.
По данным Euromonitor, объем рынка безалкогольных напитков в прошлом году составил 3 млрд литров. В этом году, считают аналитики, темпы роста его замедлятся и в ближайшие пять лет не будут превышать 5% в год. "Причем с газированных напитков потребители будут переключаться на соки и негазированную воду", - отметил В.Владыкин. К тому же будет расти спрос на продукцию с дополнительными свойствами - в частности, с добавлением витаминов и других полезных веществ, отметил он.
Как считают эксперты, на рынке общественного питания, объем которого в прошлом году составил 382 млрд рублей и увеличился на 12%, наиболее активно будет развиваться сегмент быстрого питания, причем тот, который работает в сетевых проектах. "Сложнее будет независимым игрокам, а также ресторанам и барам", - отметил В.Владыкин. Доля сегмента быстрого питания в настоящее время аналитики оценивают в 37%.
Говоря о способах, которые компании используют для снижения влияния кризиса, аналитик обратил внимание, в частности, на то, что компании, работающие на рынке общественного питания, "начали уходить в спальные районы, предлагать специальные меню".
В ритейле, считают аналитики, последствия кризиса легче переживут гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры. "Если они сумеют выбрать правильную стратегию и привлечь ресурсы, то смогут захватить значительную долю рынка", - заявил В.Владыкин, отметив, что в прошлом году 10 самых крупных сетей занимали 20% рынка.
По данным Euromonitor, за последние пять лет наиболее активно росли объемы продаж в гипермаркетах (более 80% в год) и дискаунтерах (50%).
Оценивая рынок табачных изделий, В.Владыкин отметил, что в настоящее время наибольшей популярностью пользуются сигареты со средним и высоким содержанием вредных веществ. "Но со временем более вредные сигареты уступят место менее вредным", - считает он.
По прогнозу Euromonitor, к 2013 году продажи табачных изделий в России увеличатся до 439 млрд рублей против 410 млрд рублей в 2008 году. Служба финансово-экономической информации business@interfax.ru finance@interfax.ru