Российские кинематографисты стали реже анализировать социальные несправедливости - программный директор "Кинотавра"

Москва. 13 мая. ИНТЕРФАКС - Фильмы XXIV Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр", который пройдет 2-9 июня в Сочи, по сравнению с предыдущими фестивалями стали более персонифицированными, заявила программный директор "Кинотавра" Ситора Алиева.

"В этом году меньше фильмов, которые анализируют несправедливость социальной жизни. Это правда. Действительно, у нас появились такие абстрактные, философские или этнические картины, которых не существовало ранее. Безусловно, эта тенденция обращения к себе, своей жизни и к глубоко личным проблемам", - сообщила С.Алиева на пресс-конференции в понедельник в Москве.

При этом она отметила, что в этом году в программу основного конкурса фестиваля вошло 12 полнометражных картин, а количество поданных заявок превысило 70. При этом для участия в программе "Кинотавр. Кортокий метр" было подано 273 заявки, а будет показана на фестивале в конкурсной программе всего 21 короткометражка.

По словам С.Алиевой, отсмотреть все эти картины - большой труд, и поэтому, возможно, в следующем году оргкомитет "Кинотавра" соберет специальную группу специалистов, которая займется предварительным отбором фильмов для фестиваля.

"Нам, наверное, на следующий год придется делать еще одну маленькую группу из молодых кинокритиков, которые могли бы нам делать предотбор, потому что мы действительно тратим три месяца на ожидание, разные сроки на просмотр странных лент", - констатировала С.Алиева.

Говоря об общемировых тенденций в кинематографе, которые отразились на программе XXIV фестиваля "Кинотавр", программный директор отметила, что в этом году значительно увеличилось число негативных фильмов.

"Это общая мировая ситуация. И жанровых лент, вообще более позитивных, их в мире мало. Если я вам расскажу программу Роттердама (Роттердамского кинофестиваля - ИФ), мне надо пойти к врачу. Я три дня не спала после просмотра латиноамериканской конкурсной картины, где мне час показывали, как гниет человек. Если я покажу это в Сочи, мы меня убьете сразу. Степень их (зарубежных режиссеров - ИФ) подхода к этим проблемам гораздо жестче, гораздо радикальнее", - сказала С.Алиева.

В свою очередь президент "Кинотавра" Александр Роднянский заявил, что нельзя однозначно говорить, что российское кино становится все более депрессивным, так как существует специфика жанрового и независимого кино.

"С одной стороны, есть большой традиционный жанровый кинематограф, который ориентирован на многие миллионы зрителей. Он бесспорно позитивен. С другой стороны - независимое кино. Оно существует с одной целью, чтобы авторы этих фильмов сумели посмотреть, открыть и высказаться по поводу сложных социальных, общественных, культурных, человеческих проблем. Оно по природе своей депрессивно", - пояснил А.Роднянский.

При этом, по его словам, для рядового российского зрителя участие фильма в программе "Кинотавра" говорит только о том, что картина артхаусная, что не совсем верно, так как на "Кинотавре" представлено как авторское, так и коммерческое жанровое кино.

"Значок "Кинотавра" означает для огромного количества зрителей сегодняшних кинотеатров скорее движение в сторону арт-кино, что может их смущать. Часто (прокатчики - ИФ) стараются не упоминать о победах определенных фильмов и в Каннах, и в Берлине, и в Венеции. Это в отличие, скажем, от Франции, где это по-прежнему рекомендация для целевой аудитории, и достаточно большой аудитории", - подчеркнул А.Роднянский.

В тоже время он отметил, что фильм "Рассказы" режиссера Михаила Сигала, в 2012 году получивший на "Кинотавре" приз им. Г. Горина "За лучший сценарий" и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков РФ, был весьма успешен в российском прокате, и его до сих пор показывают в отдельных кинотеатрах.

XXIV Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр" отроется 2 июня премьерой фильма Станислава Говорухина "Weekend". Жюри основного конкурса фестиваля возглавляет кинорежиссер Александр Митта, жюри программы "Кинотавр. Короткий метр" - Борис Хлебников, жюри кинопрокатчиков - генеральный директор группы кинокомпаний "КАРО премьер" Алексей Рязанцев.

Закроется кинофестиваль фильмом Дмитрия Константинова "Прощание".

По итогам фестиваля, помимо главного приза, будут вручены награды за лучшую режиссуру, за лучший дебют, за лучшие женскую и мужскую роли, за операторскую работу, приз имени Григорий Горина за лучший сценарий, приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму и приз конкурса "Кинотавр. Короткий метр".

Главный приз XXIII "Кинотавра" получил фильм "Я буду рядом" режиссера Павла Руминова. Приз конкурса "Кинотавр. Короткий метр" достался режиссеру Михаилу Местецкому за фильм "Ноги - атавизм".