Завершившийся 2010 год энергосбытовые компании - гарантирующие поставщики электроэнергии республик, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, работали в условиях, отличавшихся от тех, которые сложились на остальных российских территориях. Эти условия были определены постановлением правительства РФ "О внесении изменений в акты правительства Российской Федерации в связи с установлением особенностей функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) в переходный период и ценообразования в отношении услуг по передаче электрической энергии по Единой национальной (общероссийской) электрической сети" и заключались в том, что покупка всего объема электроэнергии и мощности, учтенного в прогнозном балансе на 2010 год, осуществлялась по регулируемым ценам.
Как известно, в первом полугодии 2010 года доля электроэнергии, покупаемой на оптовом рынке по свободным ценам, составляла 60%, во вотором - 80%, а с начала 2011 года весь объем должен реализовываться только по нерегулируемым ценам.
В целом в 2010 году доля покупки электроэнергии в северо-кавказских республиках в условиях либерализованного рынка составила бы 46,2%, фактически же, в условиях действия упомянутого постановления Правительства РФ, она составила всего 5,3%.
Поэтапная либерализация сопровождалась значительным увеличением цен в свободных секторах оптового рынка. При функционировании в 2010 году в условиях либерализованного рынка превышение фактической цены покупки электроэнергии с ОРЭМ над утвержденной составило бы порядка 55% в первом полугодии и 70% во втором полугодии.
В результате функционирования в условиях постановления правительства РФ для региональных гарантирующих поставщиков фактическая цена покупки электроэнергии (с учетом мощности) в 2010 году превысила среднюю цену, установленную ФСТ России для республик СКФО, в первом полугодии только на 10%, во втором полугодии - на 12%.
Это позволило региональным гарантирующим поставщикам в 2010 году продавать электроэнергию своим потребителям в республиках СКФО на 30% дешевле, чем в соседних регионах, на которых действие постановления правительства РФ не распространяется. В 2011 году удешевление стоимости электроэнергии для потребителей республик СКФО составит порядка 40%.
Таким образом, принятие постановления рравительства РФ позволило увеличить объем покупки на оптовом рынке по регулируемым ценам и снизить ценовую нагрузку на конечных потребителей электроэнергии в регионе.
Действие особых условий покупки электроэнергии оговаривалось в постановлении параметрами уровня оплаты потребленной энергии, т.е. укреплением платежной дисциплины. Успешной реализации этого постановления, в том числе, способствовало заключение соглашения о взаимодействии между Холдингом МРСК и органами исполнительной власти субъектов СКФО. Они были подписаны в сентябре 2010 года на Сочинском международном инвестиционном форуме в соответствии с протокольным поручением полномочного представителя президента РФ в СКФО Александра Хлопонина в целях повышения платежной дисциплины и обеспечения надежного электроснабжения потребителей электроэнергии СКФО.
Основные цели соглашений:
- повышение платежной дисциплины всех групп потребителей СКФО;
- обеспечение погашения задолженности энергосбытовых организаций, предприятий ЖКХ и исполнителей коммунальных услуг, функционирующих на территории субъектов СКФО;
- утверждение обоснованных тарифных решений на электроэнергию и на услуги по передаче электроэнергии;
- повышение антитеррористической и противодиверсионной защищенности объектов электроэнергетики СКФО.
В соответствии с пунктом соглашений, органы исполнительной власти субъектов СКФО призваны в рамках своей компетенции оказывать содействие региональным гарантирующим поставщикам в обеспечении 100-процентной оплаты за приобретенную электроэнергию потребителями республик.
В целом постановление правительства РФ и заключенные соглашения о взаимодействии сыграли позитивную роль в повышении платежной дисциплины потребителей. Снизилась задолженность потребителей Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а также бюджетных потребителей Ингушетии, Дагестана и Чеченской республики.
В то же время, нарастили задолженность практически все предприятия ЖКХ, а также муниципальные энергосбытовые организации Дагестана и Чеченской республики.
В соответствии с Законом РФ "Об электроэнергетике", в 2010 году завершался переходный период функционирования отрасли. С целью учета реалий, сложившихся в ряде регионов страны, в федеральное законодательство в области электроэнергетики внесены изменения. В частности, установлено, что генерирующие компании продают электроэнергию и мощность по ценам, утвержденным ФСТ РФ, населению и приравненным категориям потребителей, а также до 2015 года - гарантирующим поставщикам на территории республик СКФО, Тывы и Бурятии.
В результате изменений, снижение стоимости электроэнергии для потребителей в республиках СКФО в 2011-2014 годах составит 44,8 млрд руб., или 92,3 коп. за 1 кВтч.
Все эти меры позволят адаптировать переход хозяйственного комплекса и социальной сферы северокавказских республик к рыночному ценообразованию на один из главных ресурсов экономического развития - электроэнергию.
МРСК Северного Кавказа рассчитывает на то, что региональные власти в полном объеме выполнят взятые на себя в соглашениях о взаимодействии с Холдингом МРСК обязательства, добьются существенного улучшения платежной дисциплины бюджетных, бюджетозависимых потребителей, муниципальных энергетических компаний, что в конечном итоге приведет к повышению надежности электросетевого комплекса СКФО.
Материал публикуется на коммерческих условиях. Агентство "Интерфакс-Юг" не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.