В пресс-центре агентства "Интерфакс-Юг" состоялась он-лайн пресс-конференция министра общего и профессионального образования Ростовской области Игоря Гуськова. Вопросы представителей СМИ и посетителей сайта "Интерфакс-Юг" касались проблем, связанных с учебным процессом.
- Ощущается ли в школах Ростовской области кадровый дефицит? Если ощущается, то какие меры могут быть приняты для его устранения? Какие меры предусмотрены для поддержки молодых педагогов?
- Есть такая проблема. Это следствие общей экономической и демографической ситуации в стране. Настораживает общее старение учительского корпуса, особенно в сельских районах. Омоложение педагогических коллективов осложнено снижением престижности педагогической профессии и социального статуса педагога из-за невысокой оплаты труда молодых специалистов, недостаточного уровня их социальной поддержки. Остается низкой закрепляемость выпускников педагогических вузов в школах области. Впрочем, эти тенденции имеют место во всех субъектах Российской Федерации.
Доля молодых специалистов в общем количестве педагогических кадров постоянно уменьшается. Если в 2002 году доля учителей со стажем до 5 лет составляла 12%, то в 2010 году она сократилась до 7,9%.
Наиболее дефицитные специальности в нашей области - учителя начальных классов, физической культуры, физики, английского языка, математики. В городских округах не хватает учителей начальных классов, математики, физической культуры, физики, в сельской местности - учителей физической культуры, английского языка, математики.
Министерством общего и профессионального образования Ростовской области ежеквартально проводится мониторинг вакансий в образовательных учреждениях области. Сформированный банк вакансий размещается на сайте Минобразования (www.rostobr.ru) и предоставляется в педагогические вузы и колледжи области. Банк вакансий привлекателен для молодых специалистов как хорошей педагогической нагрузкой, так и предоставлением временного жилья в некоторых муниципальных районах области.
К 2013 году прогнозируется увеличение доли учителей, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, до 8,1% от общего числа учителей.
С целью морального и материального поощрения молодых педагогов в конкурсе "Учитель года Дона" введена номинация "Педагогический дебют", победитель которой получает 30 тыс. рублей премии талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Учреждены ежегодные премии губернатора по 50 тыс. рублей учителям области, участвовавшим в конкурсе лучших учителей в рамках нацпроекта, но не вошедших в число победителей, а также лучшим педагогическим работникам образовательных учреждений всех типов (всего в текущем году 56 премий); кроме того, 100 тыс. рублей ежегодно присуждается учителю, подготовившему наибольшее количество победителей и призеров конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в рамках нацпроекта "Образование".
Ежегодно совместно с педагогическими вузами и колледжами проводятся педагогические ярмарки, дни открытых дверей, презентации специальностей.
В настоящее время в рамках областной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан и стимулирование развития жилищного строительства на 2010-2012 годы" предусмотрены предоставление гражданам бюджетных субсидий для оплаты части стоимости жилья и субсидирование банковских жилищных кредитов. Участниками программы станут педагогические работники в возрасте до 30 лет. При этом в первую очередь в программе примут участие педагоги, работающие в сельской местности и городах районного подчинения, где складывается наиболее неблагоприятная ситуация с обеспеченностью молодыми педагогическими кадрами.
Помимо этого, учителям, проживающим и работающим в сельской местности, компенсируются расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В ряде муниципальных образований сами главы вводят меры поддержки молодых педагогов. Так, в Батайске 93 молодых специалиста получают ежемесячные доплаты мэра города. В Октябрьском (сельском) районе 2 молодых специалиста получили льготу на получение кредитов. Льготу на получение жилья всего получили 50 молодых специалистов, наибольшее количество - в Октябрьском (сельском) районе (12 человек). Льготу на оплату аренды жилья имеют три молодых специалиста в Морозовском районе и один - в Мартыновском. 33 молодым специалистам предоставляется служебное жилье в Батайске. Льготы на санаторно-курортное лечение получили в Ростове-на-Дону 19 молодых специалистов.
Помимо заработной платы, в трех городах области предусмотрены выплаты: в Новочеркасске - 70 молодым специалистам, в Ростове-на-Дону - 21 молодому специалисту, в Волгодонске - 58 начинающим педагогам.
- Какие меры поддержки предусмотрены для талантливых детей?
- Большую роль в выявлении и поддержке одаренных детей играет система дополнительного образования. В области стабильно функционирует разветвленная региональная сеть учреждений дополнительного образования детей: всего 367 учреждений, в том числе в системе образования - 218 (3 областных и 215 муниципальных учреждений дополнительного образования), в которых занимаются более 288 тыс. детей. Охват детей услугами дополнительного образования по области составляет более 65% по 70 направлениям детского творчества и 53 видам спорта.
На базе областных учреждений дополнительного образования функционируют очно-заочные школы, где ежегодно организовано профильное обучение около 900 обучающихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений области. Из них более 50% становятся победителями и призерами регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, а также всероссийских конкурсов, выставок, конференций, соревнований.
Ежегодно в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников принимают участие свыше 2000 человек, из них свыше 400 становятся победителями и призерами.
На заключительный этап всероссийской олимпиады школьников в период с 2009 по 2011 год были приглашены 193 победителя и призера регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, 42 из них стали победителями и призерами заключительного этапа, в том числе 3 - по двум предметам.
Здесь есть свои секреты. Так, ежегодно индивидуальную подготовку с ведущими учеными и преподавателями Южного федерального университета, Донского государственного технического университета, юридического факультета Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) проходят свыше 100 победителей и призеров регионального этапа олимпиады.
В летний период осуществляется работа в профильном лагере, в котором проходят обучение и отдыхают одаренные дети из городов и районов области.
Число представителей талантливой молодежи Дона, получивших премии в рамках ПНПО, за пять лет нацпроекта составило 633 человека.
25 одаренных учащихся области ежегодно получают премии главы администрации губернатора Ростовской области. С 2011 года размер премии увеличился с 3 тыс. до 10 тыс. рублей.
Ростовская область пять лет подряд занимает первое место в России по количеству лауреатов нацпроекта "Образование" в номинации "Научно-техническое творчество". Создание условий для поддержки и развития инновационного потенциала детского технического творчества Ростовской области - стратегическая задача региона.
Во всех 55 муниципальных образованиях области ведется работа по созданию учреждений дополнительного образования детей технической направленности - центров, станций юных техников. На сегодняшний день система учреждений дополнительного образования технической направленности в Ростовской области представлена 23 учреждениями по 36 направлениям технического творчества (1 областное и 22 муниципальных), в которых занимаются свыше 22 тыс. детей.
На различные мероприятия в рамках софинансирования поддержки одаренных детей в областном бюджете 2009 года было предусмотрено свыше 1,5 млн рублей, в 2010 году - 2,6 млн рублей, в 2011 году - около 4,5 млн рублей, с 2012 года - свыше 7,5 млн рублей.
- Предусматривает ли модернизация образования полный отказ от обращения образовательных учреждений к родителям за материальной помощью?
- Естественно, проект модернизации значительно улучшит материально-техническое обеспечение школ, однако не решит всех проблем, стоящих перед современной школой.
В случае оказания финансовой помощи общеобразовательным учреждениям родителям необходимо помнить, что в соответствии со ст.41 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение вправе привлекать для осуществления деятельности, предусмотренной уставом, дополнительные источники финансовых и материальных средств, в том числе за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц. Однако взносы родителей должны иметь исключительно добровольный характер и на безналичной основе (письмо Минобрнауки России от 15.12.1998 N57).
- Расскажите, пожалуйста, о новых образовательных направлениях и методиках в ростовских школах.
- Приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений в 2011-2012 учебном году является реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения.
Стандарты нового поколения предполагают переход от репродуктивных методик к компетентностным (системно-деятельностным). Изменяется роль в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий. Из иллюстративного средства они все более становятся для учителей и обучающихся источником информации, ее отбора, систематизации, структурирования и др., а также средством учета и оценки достижений обучающихся. Информационно-коммуникационные средства позволяют внедрить в образовательный процесс лабораторное оборудование нового поколения (в 2008-2011 годах администрацией города Ростова-на-Дону приобретено оборудование компании PHYWE: 78 комплектов для кабинетов физики, 78 – химии и 88 - биологии). Совершенствуются методики воспитательной работы с обучающимися на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (составная часть ФГОС нового поколения).
- Игорь Александрович, отразятся ли предстоящие изменения в сдаче ЕГЭ, введенные Рособрнадзором, на результатах экзаменов выпускников 2012 года?
- Независимая система оценки учебных достижений выпускников школы в нашей стране проводилась с 2001 года в качестве апробации и с 2009 - в штатном режиме. Введение ЕГЭ повысило объективность оценки, создало равные возможности для получения профессионального образования гражданам страны вне зависимости от места жительства или имущественного положения. Нами накоплен определенный опыт организации и проведения ЕГЭ, но все же те промахи, которые были отмечены в этом году по всей стране, заставляют работать над совершенствованием этой системы оценки.
По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Л.Глебовой, многочисленные скандалы в ходе приемной кампании 2011 года сподвигли Рособрнадзор на технологические изменения в проведении единого госэкзамена в 2012 г. Чтобы предотвратить массовые утечки заданий через социальные сети, ведомство создаст программу, с помощью которой пометит все экзаменационные тесты. Разработку этой программы ведомство уже заказало через сайт госзакупок, обозначив ее стоимость - 28 млн рублей. Рособрнадзор сейчас готовит предложения о введении уголовной ответственности за нарушение правил проведения единого госэкзамена. Речь идет о внесении в главу 19 УК РФ целого ряда составов преступления: искажение результатов, вымогательство денег за сдачу ЕГЭ, фальсификация тестов и другие. Возможно, уже этой осенью все эти предложения будут оформлены и внесены в Госдуму.
Отреагировал Рособрнадзор и на разоблачение махинаций вузов с "мертвыми душами", о которых стало известно после того, как в списке зачисленных в Российский национальный исследовательский медицинский университет им.Пирогова было обнаружено 626 фиктивных студентов. Со следующего года будет использоваться информационная система, которая позволит связать данные Федеральной базы свидетельств (ФБС) о результатах ЕГЭ и информацию о зачислении абитуриентов. Это сразу даст возможность исключить не сдававших ЕГЭ из списков рекомендованных к зачислению.
Помимо этого, Рособрнадзор утвердил и другое предложение Общественной палаты об отказе от свидетельств о сдаче ЕГЭ на бумажном носителе. Вузы будут проверять результаты ЕГЭ у абитуриентов 2012 года через экзаменационные сведения только через федеральную базу свидетельств. Я думаю, что эти меры помогут сделать ЕГЭ более прозрачным и чистым, а значит, и более объективным.
В то же время, учитывая пожелания абитуриентов и экспертов, Рособрнадзор заранее установил минимальное количество баллов по обязательным предметам ЕГЭ на 2012 год, которое необходимо набрать выпускнику школы для получения аттестата. Это 36 баллов по русскому языку и 24 балла - по математике.
Эта мера, как мне думается, поможет выпускникам следующего года сориентироваться в том объеме знаний, который необходим для сдачи ЕГЭ, более продуктивно поработать в учебном году, а значит, и достичь хороших и честных результатов на ЕГЭ-2012.
- Насколько в области развита сеть частных школ? Соответствуют ли реалиям обещания руководства подобных школ сделать из ребенка как минимум вундеркинда? Как контролируется процесс обучения в подобных школах?
- Системе негосударственного образования в нашей стране в 2012 году будет 20 лет. Частные школы и гимназии, центры общественных и религиозных организаций - все они давно и прочно заняли свою нишу в системе образования. В настоящее время 12 негосударственных школ области имеют лицензию и 8 – аккредитацию. В них обучаются 1180 детей, из них 162 первоклассника, 91 - выпускники девятых классов и 57 - выпускники одиннадцатых классов. Три негосударственных образовательных учреждения имеют статус гимназии, два - лицея и одно - школы с углубленным изучением иностранного языка; их учащиеся были неоднократными участниками финалов Российских олимпиад школьников по разным предметам.
Положительным моментом в частной школе обычно считается повышенная безопасность, комфорт, немногочисленные классы, отличное техническое оснащение, высокое качество питания в столовой, наличие школьного транспорта, который позволяет не переживать за передвижение ребенка от дома до школы, индивидуальный подход к каждому ученику, обучение иностранным языкам в углубленном режиме с самых первых лет и многое другое. Основным критерием в отборе в такие школы служит плата за обучение, а также внесение первоначального вступительного взноса за ребенка, что сможет позволить себе далеко не каждый родитель.
"Миграция" детей из одного негосударственного образовательного учреждения (НОУ) в другое, из частных школ - в государственные и наоборот - достаточно частое явление. Экономическая ситуация как в стране, так и во многих семьях нестабильна. Сегодня родители способны оплачивать обучение, завтра - нет. Когда ребенок приходит из частной школы в государственную, его уровень подготовки очень внимательно проверяют, и зачастую - весьма предвзято. Если у ребенка обнаружится какой-то пробел, то родители даже вправе подать на НОУ в суд, потребовать вернуть часть затраченных средств, и закон на их стороне. НОУ очень серьезно подходит к этой проблеме: каждому ребенку выстраивают свою программу, постоянно проводят независимую экспертизу и диагностику уровня обученности. Юный ученик, в какую бы школу ни попал, должен быть там успешен, должен подтвердить свой уровень и свои отметки. От его успешности зависит имидж и репутация негосударственного учреждения.
- Как Вы относитесь к предложению Рособрнадзора о введении уголовной ответственности за нарушение правил проведения единого госэкзамена? На протяжении нескольких лет в регионе были выявлены несколько случаев нарушений при сдаче ЕГЭ, возбуждены уголовные дела. Как в областном министерстве образования реагируют на подобные случаи?
- Введение уголовной ответственности, как я уже сказал выше, мера вынужденная, но не главная и не единственная. Введение ее вкупе со всеми другими должно привести к положительному результату. В одном из своих последних интервью министр образования и науки РФ А.Фурсенко сказал: "А вы знаете, что, между прочим, в английском языке нет такого слова "списывать"? Там в таких случаях говорят "лгать". По-моему, это очень четко отражает саму суть процесса. Мне кажется, что для решения проблемы необходимо в обществе создавать атмосферу нетерпимости к подлогам, мошенничеству, тогда и ЕГЭ будет проходить без нарушений.
При выявлении случаев нарушения порядка проведения ЕГЭ государственная экзаменационная комиссия Ростовской области принимает решение об отмене результатов экзамена. В этом году было зарегистрировано 17 таких нарушений, по которым результаты проведенного ЕГЭ были аннулированы.
- Родители школьников встревожены увеличением поборов в школах на охрану, уборку и всяческие непредвиденные расходы. Есть ли возможность "сбросить пар" у требующих средства учителей? Как реагируют в министерстве на подобные поборы?
- Минобразованием области проводится системная работа по предупреждению неправомерного взимания денежных средств с родителей в образовательных учреждениях области: в 2010-2011 годах направлены письма главам муниципальных образований о порядке привлечения в соответствии с действующим законодательством внебюжетных средств и о необходимости создания системы мер по предупреждению неправомерного взимания денежных средств с родителей.
В соответствии со ст.31 Закона РФ "Об образовании" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.
В соответствии со ст.41 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение вправе привлекать для осуществления деятельности, предусмотренной уставом, дополнительные источники финансовых и материальных средств, в том числе за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц.
В соответствии с письмом Министерства образования РФ от 15.12.1998 N57 внесение денежных средств (пожертвований) физическими и (или) юридическими лицами, в том числе родителями (законными представителями) обучающихся, осуществляется только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения.
Данные вопросы рассматриваются на совещаниях с представителями муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководителями государственных общеобразовательных учреждений, подведомственных Минобразования области, а также на совещаниях руководителей муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений в муниципальных районах и городах.
Внимательно рассматриваются и анализируются обращения граждан по данным вопросам, в каждом конкретном случае принимаются меры по пресечению фактов неправомерного взимания родительских средств.
В муниципальных образованиях проведены тематические проверки порядка привлечения и использования дополнительных средств из внебюджетных источников в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях, информация о результатах представлена органами местного самоуправления в Минобразования области.
- Игорь Александрович, насколько эффективно в области реализуется нацпроект "Образование"?
- Главным результатом приоритетного национального проекта "Образование" явилось то, что его реализация стала мощным стимулом системных прогрессивных изменений в сфере образования области:
Во-первых, активизировалась инновационная деятельность педагогов общеобразовательных учреждений, так как учителя почувствовали, что внеклассная работа, участие в творческих и профессиональных конкурсах получили не только оценку на самом высоком уровне, но и ощутимую материальную поддержку.
Во-вторых, шире стала информированность граждан по вопросам образования: созданы презентации и сайты образовательных учреждений - участников конкурсов, о них опубликованы различные информационные материалы в средствах массовой информации.
В-третьих, активизировалась деятельность общественных органов самоуправления в сфере образования, которым была отведена ключевая роль в выдвижении на конкурс инновационных школ и лучших учителей.
И, наконец, повысилась финансовая самостоятельность инновационных образовательных учреждений, поскольку бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направлялись непосредственно в образовательные учреждения.
За время реализации нацпроекта в бюджет Ростовской области было привлечено более 8 млрд 769,2 млн рублей из средств федерального бюджета и израсходовано 1 млрд 357,9 млн рублей из областного бюджета, что позволило модернизировать материально-техническую базу 267 инновационных школ и 7 учреждений НПО и СПО, оказать господдержку 1221 лучшему учителю области и свыше 18 тыс. классных руководителей, обеспечить доступ всем общеобразовательным учреждениям области к Интернету, выявить и поощрить 633 представителей талантливой молодежи Дона, оснастить школы области 1341 современным предметным кабинетом. Также обеспечен подвоз обучающихся 251 автобусом к базовым опорным школам, реализован проект по совершенствованию организации питания учащихся 34 школ Таганрога, 209 детям-инвалидам созданы условия для получения качественного образования в дистанционной форме с помощью Интернет-технологий.
- Известно, что с 1 сентября на 30% повсеместно вырастет заработная плата учителей. Есть ли у областного Минобразования свои рычаги для материального поощрения лучших педагогов?
- Ключевое понятие инициативы "Наша новая школа" - фигура учителя, развитие его потенциала, повышение престижа педагогического труда.
Существенную поддержку лучшие педагоги получили в ходе реализации нацпроекта "Образование". Согласно квоте для Ростовской области, в 2011 году победителями конкурса стали 30 лучших учителей. Они получат ко Дню учителя внушительную премию - по 200 тыс. рублей из федерального бюджета и по 30 тыс. рублей - из областного.
Кроме того, из областного бюджета в 2011 году будет направлено 2,9 млн рублей на поощрение премиями губернатора области еще 32-х учителей - участников конкурса в рамках нацпроекта (первых по рейтингу за победителями). Также будет оказана поддержка 25 педагогам дошкольного, дополнительного, начального профессионального и среднего профессионального образования. В числе премий одна - 100 тыс. рублей и 56 - по 50 тыс. рублей.
- Чем грозит школьникам и студентам ссузов области 83 Федеральный закон о переходе на бюджетные и автономные учреждения? Можно ли рассказать поподробнее, как этот закон будет реализован в нашей области?
- Федеральный Закон от 08.05.2010 N83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" касается всех участников процессов предоставления и потребления социальных услуг: органов исполнительной власти и органов местного самоуправления как заказчиков социальных услуг для населения; государственных и муниципальных учреждений как исполнителей услуг; потребителей социальных услуг, то есть практически все население. Таким образом, актуальность его более чем очевидна.
Изменения, принятые ФЗ N83, касаются правового положения образовательных учреждений и не затрагивают интересов школьников и студентов вузов в части оказания образовательных услуг по предоставлению общего и профессионального образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.
С принятием Федерального закона у образовательных учреждений появилось право выбора правового положения, которого ранее не было: бюджетное или автономное. При этом нужно понимать, что ответственность образовательных учреждений возрастает в разы. Это ответственность за формирование бюджета образовательного учреждения, за привлечение внебюджетных средств и их направление на повышение качества предоставляемых услуг.
В настоящее время в области проводится поэтапная работа по реализации закона: осуществляется мониторинг работы по подготовке к его реализации, принят ряд нормативных правовых актов администрации Ростовской области, министерств и органов местного самоуправления, проведены совещания, консультации для руководителей образовательных учреждений, специалистов, определено количество пилотных учреждений для первоочередной отработки положений закона в разрезе бюджетных отраслей.
- Как известно, предыдущий год был объявлен в стране Годом учителя. Кроме высокопарности и патетики, как это отразилось на преподавателях области?
- В Год учителя состоялись самые разнообразные мероприятия, направленные на повышение авторитета педагога и, что не менее важно, укрепление его социального статуса. Эту работу нужно вести не один год. Поэтому Год учителя стал поводом для того, чтобы дать старт новым направлениям такой работы на ближайшие годы.
Повышению статуса и престижа учителя в области способствует организация и проведение областного конкурса "Учитель года Дона", число участников которого растет год от года. Лучшие из лучших представляют нашу область на финале Всероссийского конкурса "Учитель года России". Среди них педагоги из Волгодонска - учитель русского языка и литературы гимназии N5 Маринченко С.В., учитель русского языка и литературы из Песчанокопского района Апольский И.И., учитель химии из Цимлянского района Нечитайлова Е.В. Все они победители финала Всероссийского конкурса разных лет.
Для лучших учителей повышен размер премий: с 30 тыс. до 280 тыс. рублей - победителю областного финала конкурса, с 20 тыс. до 100 тыс. рублей - лауреатам финала конкурса. В 2011 году победитель финала областного конкурса "Учитель года Дона" Тутова Л.Н. получила из рук губернатора ключи от автомобиля.
Одним из приоритетных направлений социальной политики в Ростовской области в Год учителя стало проявление заботы о ветеранах-педагогах. Так, например, в Красносулинском районе проведены дополнительные обследования материально-бытовых условий проживания 58 преподавателей-пенсионеров, заключены договоры на социальное обслуживание на дому 23 человек.
Во всех сельских поселениях района с 12 по 26 апреля проведены т.н. "рейды милосердия" (безвозмездная помощь в уборке домов, дворов, палисадников) для нуждающихся подопечных-учителей (29 человек) к праздникам. Профсоюзная организация работников образования Тацинского района провела рейд "Как живешь, сельский учитель, ветеран?", по итогам которого оформлены социальные паспорта учителей и находящихся на пенсии ветеранов педагогического труда, произведены единовременные выплаты 160 педагогам, еще 21 учителю-ветерану оказана материальная помощь для оплаты лечения.
В Азовском районе профсоюзной организацией приняты меры для снижения оплаты за санаторно-курортное лечение для работников образования, заключивших договора с рядом санаториев Кавказских Минеральных вод и Черноморского побережья Кавказа. Стоимость санаторно-курортной путевки по этим договорам снижена на 30%, а по решению районной профсоюзной организации оплачиваются расходы за проезд к месту лечения.
В соответствии с заключенным договором на базе отдыха "Уют" (п.Лермонтово Туапсинского района) в течение летних месяцев на льготных условиях отдохнули 550 педагогических работников района.
При поддержке профсоюзной организации Волгодонска в санаториях Кавминвод, на Черном море, в санатории "Вешенский" на льготных условиях оздоровлены 143 человека. 392 человека отдохнули в Джубге и Лермонтово.
Администрацией Волгодонска введена дополнительная выплата стимулирующего характера за высокие результаты работы педагогическим работникам и младшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений в размере 500 рублей ежемесячно. В рамках мероприятий, посвященных Международному дню учителя, 10 учителей награждены памятным знаком и премией мэра города в размере 25 тыс. рублей.
- Что планируется сделать в нашей области в рамках предложенной президентом РФ программы "Наша новая школа" в краткосрочной и среднесрочной перспективе?
- Шесть ключевых направлений развития общего образования, которые легли в основу национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", нашли отражение в стратегических целях и тактических задачах, мероприятиях, направленных на их реализацию, показателях оценки эффективности, сформулированных в областной долгосрочной целевой программе "Развитие образования в Ростовской области на 2010-2013 годы".
По инициативе Минобразования области во всех муниципальных образованиях разработаны проекты перспективного развития в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Это и переход на новые образовательные стандарты, и развитие системы поддержки талантливых детей, и совершенствование учительского корпуса.
Кроме того, подобные проекты предполагают изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников и расширение самостоятельности школ.
Работа по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) общего образования в области началась с 2008 года. В 2010-2011 учебном году в 314 школах области (29,6% от общего числа) внедрены новые стандарты в первых классах. С 1 сентября 2011 года ФГОС начального общего образования будет введен в первых классах всех школ области. В рамках проекта модернизации общего образования области во все муниципальные образования для 89 базовых школ будет поставлено учебное, учебно-наглядное и компьютерное оборудование для кабинетов начальных классов, соответствующее требованиям ФГОС, 4477 учителей начальных классов прошли курсовую подготовку по внедрению ФГОС.
Одно из важных направлений работы Минобразования и администрации области - поддержка одаренных детей и молодежи, о которой сказано выше.
С 2011 года в России стартовал проект модернизации региональных систем общего образования. В рамках проекта в нашей области будет повышена заработная плата учителей путем доведения ее до уровня средней заработной платы в экономике Ростовской области. Почти 1400 педагогов повысят квалификацию по информационно-коммуникационным технологиям, школы области получат более 200 транспортных средств для перевозки обучающихся.
Более 806 млн рублей выделено в 2011 году из областного бюджета на ремонт 47 образовательных учреждений. Все школы области имеют автоматическую пожарную сигнализацию, что есть далеко не во всех субъектах Российской Федерации.
На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях области нагрузка на 1 компьютер - 13,5 учащихся. В областной долгосрочной целевой программе на закупку современного компьютерного оборудования для нужд образования предусмотрено 587,2 млн рублей (на 3 года), при этом основная ее часть - 510,2 млн рублей - пойдет на оснащение муниципальных общеобразовательных учреждений. В 2011 году планируется приобретение около 6300 единиц современной компьютерной техники. Всем школам области оплачивается доступ к сети Интернет. На эти цели в областном бюджете запланировано ежегодно более 58 млн рублей.
- Какие перспективы ждут еще сохранившиеся в селах малокомплектные школы?
- В 2011-2012 учебном году в числе 730 сельских школ 329 - малокомплектные, что составляет 29% от общего числа сельских школ. В них обучаются 6,5% школьников.
За последние 10 лет в связи с демографической ситуацией количество обучающихся снизилось более чем на 200 тыс. человек (в сельских школах - на 80 тыс. человек). Это сказалось на наполняемости классов, эффективности использования проектных мощностей зданий, учебных кабинетов, нагрузке учителей. В результате мер по оптимизации сеть муниципальных общеобразовательных учреждений за последние 3 года сокращена на 72 школ, число сельских школ уменьшилось на 36.
Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений области проводится в приоритетном порядке в городах и крупных сельских поселениях, а в труднодоступных территориях преобразования осуществляются, исходя из фактических возможностей. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" ликвидация общеобразовательного учреждения, расположенного в сельской местности, осуществляется только с согласия схода жителей населенного пункта, обслуживаемого данным образовательным учреждением.
В соответствии с изменениями, внесенными в 2009 году в Областной закон "Об образовании в Ростовской области", финансирование сельских малокомплектных школ осуществляется по нормативу не на одного учащегося, а на класс-комплект. Это существенная мера по поддержке функционирования малокомплектных школ в целях создания равных условий для получения современного качественного образования для каждого ребенка независимо от места проживания. На реализацию этих мер в 2011 году в областном бюджете предусмотрено 1 млрд 221 млн 53 тыс. рублей.
В целях получения современного качественного образования осуществляется подвоз обучающихся из малокомплектных к базовым (опорным) школам (в 2010-2011 учебном году было задействовано 806 школьных автобусов), в которых концентрируются материально-технические, кадровые и финансовые ресурсы.
В 2010 году за счет средств федерального и областного бюджетов министерством приобретено 180 школьных автобусов, что позволило на 47,4% обновить школьный автопарк. В 2011 году планируется приобрести еще 207 автобусов.
В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 при организации подвоза учащихся дети должны находиться в пути менее 30 минут, что строго контролируется при согласовании маршрутов подвоза.
Свободные площади в сельских школах используют для размещения социально значимых объектов системы образования, культуры и спорта:
Кроме того, там работают учреждения дополнительного образования детей и их структурные подразделения, функционируют дошкольные группы полного дня и кратковременного пребывания детей, открытые за счет средств областного и местных бюджетов.
Малокомплектные школы были, есть и будут. В области функционирует 15 школ с числом обучающихся менее 20 человек, где в классе сидит 1 или 2 ученика. Тем не менее, в соответствии с новыми СанПиНами, каждому обучающемуся независимо от места проживания создаются условия для качественного образования.