Ростов-на-Дону. 29 октября. ИНТЕРФАКС-ЮГ - Население Ростовской области часто сталкивается с навязыванием страховых услуг при оформлении потребительского кредита, сообщила начальник отдела изучения и контроля товарных рынков управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ростовской области Наталья Кожемяко в ходе пресс-конференции во вторник в пресс-центре агентства "Интерфакс-Юг" в Ростове-на-Дону.
"Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы граждан, подаваемые в Ростовское УФАС, а также их исковые заявления в суды общей юрисдикции, которые, в свою очередь, привлекают антимонопольный орган в качестве третьего лица", - сказала Н.Кожемяко.
Заместитель начальника отдела изучения и контроля товарных рынков Ростовского УФАС России Мурсал Исмаилов в ходе пресс-конференции добавил, что при рассмотрении этих обращений граждан антимонопольный орган оценивает, была ли возможность у заемщика отказаться от услуги страхования путем отметки в заполняемых документах.
"В частности, если типовые формы документов, подписываемые заемщиками при оформлении кредита, содержат какой-либо отдельный пункт, предоставляющий возможность заемщику отказаться от услуги страхования, ростовское УФАС России не усматривает в таких случаях нарушения антимонопольного законодательства", - сказал С.Исмаилов.
Однако, по его словам, существующая практика показывает, что подобная возможность далеко не всегда предоставляется заемщикам. Так, в конце 2012 года было рассмотрено три дела в отношении Альфа-Банка, ООО "АльфаСтрахование-Жизнь", а также ООО "МайСейфити" о нарушении федерального закона "О защите конкуренции" в части заключения ограничивающих конкуренцию соглашений, приведших к навязыванию заемщикам допуслуг при оформлении потребительских кредитов. В частности, при оформлении кредита в Альфа-Банке заемщику предоставлялись типовые формы документов, которые предусматривали возможность получения кредита только одновременно с подключением к программе страхования жизни в ООО ""АльфаСтрахование-Жизнь".
Кроме того заемщик при оформлении кредита должен был заключить договор оказания услуг "Альфа-Хранитель" с "ООО "МайСейфити". В период рассмотрения данных дел, Альфа-Банк устранил эти нарушения, однако информация о допуслугах, была напечатана трудночитаемым шрифтом.
Комиссия УФАС выдала банку предписания об устранении нарушений. Законность решений и предписаний была подтверждена судами трех инстанций.
Ранее на основании обращений граждан ростовским УФАС было рассмотрено дело в отношении ООО "КБ "Ренессанс Капитал" и ООО "Группа Ренессанс Страхование" по признакам нарушения ст.11 ФЗ "О Защите конкуренции" в части навязывания заемщикам услуг по подключению к программе страхования.
Ростовское УФАС подало иск в суд о понуждении Сбербанка исполнять предписание по делу об условиях кредитования
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ростовской области в середине октября 2013 года подало в региональный арбитражный суд иск к Сбербанку России о понуждении исполнения предписания по делу об условиях кредитования, сообщил замначальника отдела изучения и контроля товарных рынков Ростовского УФАС Мурсал Исмаилов.
"Судебные акты, принятые в нашу пользу, обжалуются Сбербанком в кассационном порядке. Но в силу того, что судебные акты вступили в законную силу, мы обратились в арбитражный суд о понуждении Сбербанка исполнить наше предписание, которое судами признано законным. На сегодняшний день дата рассмотрения дела пока не назначена", - сказал М.Исмаилов.
Как сообщалось ранее, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа 24 октября удовлетворил ходатайство Сбербанка России (MOEX: SBER) о приостановлении действия предписания ростовского УФАС и Главного управления ЦБ РФ по Ростовской области до окончания рассмотрения кассационной жалобы.
"Мы пока не получали уведомление суда о приостановлении действия предписания", - сообщил агентству "Интерфакс-Юг" М.Исмаилов.
В сентябре текущего года Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (Ростов-на-Дону) оставил в силе решение Арбитражного суда Ростовской области, который признал законными решения УФАС по Ростовской области, выявившего в действиях Сбербанка России навязывание заемщикам невыгодных условий потребительского кредитования и выдавшего предписание об устранении нарушения путем предоставления заемщику права выбора способа погашения кредита.
В июне текущего года Арбитражный суд Ростовской области признал законным решение УФАС по этому делу и предписание ведомства об устранении указанного нарушения путем предоставления заемщику права выбора способа погашения кредита.
В ноябре 2012 года совместная комиссия ростовского УФАС и Главного управления Банка России по Ростовской области установила, что Сбербанк с 2011 года перестал выдавать кредиты (потребительские и ипотечные) с дифференцированным погашением, предлагая клиентам только аннуитетный способ.
"Для заемщика является выгодной дифференцированная структура платежа, когда большая часть идет в счет погашения суммы (тела) кредита, а не оплаты процентов. Банку же выгодны аннуитетные платежи, предполагающие в первую очередь погашение заемщиком суммы начисленных процентов, а затем уже тела кредита", - сообщил тогда антимонопольный орган.
УФАС признало Сбербанк нарушившим ч.1 ст.10 федерального закона "О защите конкуренции".
Росгосстрах в Ростовской области навязывает иные страховки при покупке полиса ОСАГО - УФАС
Росгосстрах в Ростовской области навязывает различные виды страхования при покупке полиса ОСАГО, сообщила начальник отдела изучения и контроля товарных рынков управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ростовской области Наталья Кожемяко.
"При обращении в страховую компанию за заключением договора ОСАГО договор заключается только при одновременном заключении ряда других страховок. Например "Фортуна Авто", ДОСАГО", - сказала Н.Кожемяко.
По еео словам, с начала года в ростовское УФАС обратилось порядка 70 физлиц с жалобами на действия страховщика.
"75-летнему мужчине была навязана страховка частного домовладения. Только при заключении договора на частный дом был выписан договор ОСАГО"", - сказала Н.Кожемяко.
По ее словам, антимонопольное ведомство пыталось решить данный вопрос мирным путем.
"Сначала мы предложили Росгосстраху добровольно устранить данные нарушения, вынесли в их адрес предупреждение, чтобы они прекратили навязывать дополнительные страховки при заключении договоров ОСАГО. Они отчитались, что отменили внутренние приказы, обязывающие сотрудников работать в таком режиме. Вместе с тем, наплыв жалоб не прекратился", - сказала она.
Еще один вид претензий клиентов Россгостраха заключается в том, что компания при расчете цены полиса ОСАГО применяет повышающий коэффициент.
"Все базовые коэффициенты утверждены постановлением правительства и страховая компания, которая заключает договор, должна четко руководствоваться данными нормативами. Однако Росгосстрах это игнорирует. Таким образом, цена полиса выходит выше, чем она должна быть" - сказала Н.Кожемяко.
По ее словам, в настоящее время данные дела находятся в стадии рассмотрения. Решение и предписание об устранении нарушений планируется выдать до конца текущего года.
"Донавтовокзал" создавал дискриминационные условия для перевозчиков - УФАС
ОАО "Донавтовокзал" создавало дискриминационные условия для перевозчиков, сообщила начальник отдела изучения и контроля товарных рынков управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ростовской области Наталья Кожемяко.
"На протяжении этого года к нам проступил ряд обращений от самих перевозчиков, которые заключают договоры с автовокзалом. В частности, речь идет о перевозках по маршруту Ростов- Севастополь", - отметила Н.Кожемяко.
Заместитель начальника отдела изучения и контроля товарных рынков Ростовского УФАС России Петр Воронцов, в свою очередь, уточнил, что "Донавтовокзал" самостоятельно изменял график движения, время и даты отправления автобусов из Ростова-на-Дону, "не имея на это полномочий".
"Например, должен отправляться автобус в 20-00, на это время ставится другой перевозчик, который не имеет права в это время выходить на маршрут, и забирает всех пассажиров (того перевозчика, который должен выходить на маршрут по установленному графику - ИФ). Такая практика, к сожалению, распространилась на многие маршруты", - посетовал он.
По словам П.Воронцова, аналогичная ситуация складывается с перевозчиками, работающими по маршруту Ростов-на-Дону - Москва.
"Создается дискриминация некоторых перевозчиков, что значительно влияет на конкуренцию и не может оставаться без нашего контроля", - сказал П.Воронцов.
Кроме того, по его словам, анализ договоров между перевозчиками и "Донавтовокзалом" содержит ряд положений, дискриминирующих некоторых перевозчиков. В частности, плата за продажу билетов на рейсы того или иного перевозчика варьируется от 15% до 30% от стоимости проданных билетов.
"Выдано предписание, чтобы "Донавтовокзал" работал в соответствие с разрешительными документами, графиком расписаний, предписание исполнено, в настоящее время работа по маршруту Ростов- Севастополь налажена. Ожидаем такого же взаимопонимания и по другим вопросам", - сказал П.Воронцов.
В настоящее время ведется работа по привлечению к ответственности в виде штрафа.